Русский учёный в
области механики, основоположник
современной гидроаэродинамики. Окончил
физико-математический факультет
Московского университета (1868). С 1870
преподаватель физики 2-й Московской
женской гимназии, с 1872 преподаватель
математики, с 1874 доцент кафедры
аналитической механики Императорского
технического училища (ИТУ, с 1917— МВТУ). В
1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика
жидкого тела». За исследование «О
прочности движения» Жуковскому была
присуждена степень доктора прикладной
математики (1882). С 1885 преподавал
теоретическую механику в Московском
университете. В МВТУ и Московском
университете Жуковский работал до конца
жизни. В 1894 Жуковский был избран член-корреспондентом
Петербургской АН; в 1900 выдвинут
кандидатом в действительные члены
Петербургской АН, но снял свою
кандидатуру, не желая оставлять
преподавание в Московском университете
и ИТУ, т. к. избрание означало бы переезд
в Петербург. В 1905 избран президентом
Московского математического общества.
Под руководством Жуковского при
механическом кабинете Московского
университета в 1902 была сооружена одна из
первых в Европе аэродинамическая труб, а
в 1904 в посёлке Кучино под Москвой создан
первый в мире аэродинамический институт.
В том же году Жуковский организовал
воздухоплавательную секцию в Обществе
любителей естествознания, антропологии
и этнографии. В 1910 при непосредственном
участии Жуковского в ИТУ была открыта
аэродинамическая лаборатория. В 1910—12
Жуковский прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические
основы воздухоплавания», в котором были
систематизированы теоретические работы
самого Жуковского, его ученика С. А.
Чаплыгина, а также экспериментальные
исследования аэродинамических
лабораторий Московского университета,
ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913
преподавал на курсах офицеров-летчиков
при ИТУ, там же было создано Авиационное
расчётно-испытательное бюро, в котором
под руководством Жуковского
разрабатывались методы
аэродинамического и прочностного
расчёта самолётных конструкций. Во
время 1-й мировой войны Жуковский
разрабатывал теорию бомбометания,
занимался вопросами баллистики
артиллерийских снарядов, читал курсы по
баллистике, воздухоплаванию,
специальным вопросам гидромеханики и
работал над различными проблемами
теоретической механики. После
Октябрьской революции 1917 Жуковский и
коллектив учёных, руководимый им,
включились в дело создания советской
авиации. В декабре 1918 г. Советским
правительством по предложению
Жуковского был учрежден Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ),
руководителем которого он был назначен.
Основанные Жуковским теоретические
курсы для лётчиков были реорганизованы
в Московский авиационный техникум, на
базе которого в 1920 создан Институт
инженеров Красного Воздушного флота(ныне
ВВИА). Жуковский заложил основы единой
научной дисциплины — экспериментальной
и теоретической аэродинамики, оказавшей
впоследствии огромное влияние на
развитие авиации. Первые исследования
Жуковского по теории полёта относятся к
1890. Работа «О парении птиц» (1891), в
которой исследуется механизм парения с
набором высоты и впервые
рассматриваются возможные эволюции при
парении, в т. ч.«мёртвая петля», и статья
«О наивыгоднейшем угле наклона
аэропланов» (1897) послужили основанием
для создания методов аэродинамического
расчёта самолёта. В статьях «К теории
летания» (1890), «О крылатых пропеллерах»
(1898), «О полезном грузе, поднимаемом
геликоптером» (1904) рассматриваются
вопросы тяги винта. В работах «О падении
в воздухе лёгких продолговатых тел,
вращающихся около своей продольной оси»
(1906) и «О присоединённых вихрях»(1906)
Жуковский изложил открытый им в 1904
принцип образования подъёмной силы
крыла аэроплана и сформулировал теорему,
позволяющую определять её значение.
Теорема Жуковского устанавливающая
связь подъёмной силы с циркуляцией
скорости, является основой прикладной
аэродинамики. В цикле работ Жуковского
1910—12 «О контурах поддерживающих
поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические
исследования о течении Кутта» (1911—12) и
др. и в ряде работ Чаплыгина предложен
способ определения циркуляции,
основанный на условии плавного схода
потока с острой кромки профиля. Эти
исследования завершили создание теории
профиля крыла. В этих работах также
развит математический аппарат для
решения задач обтекания крыла, дан метод
построения теоретических «профилей
Жуковского». В 1912—18 Жуковский
опубликовал 4 статьи под общим названием
«Вихревая теория гребного винта», в
которых, опираясь на разработанную им
теорию крыла, установил законы
распределения скоростей у лопасти винта,
послужившие теоретической основой для
проектирования воздушных винтов. В
работах «Динамика аэропланов в
элементарном изложении» (1913—16), «Аэродинамический
расчет аэропланов» (1917), «Исследование
устойчивости конструкций аэропланов»
(1918), «К задаче о прочности аэропланов»
(1918), «Элементарная теория устойчивости
аэропланов» (1920) Жуковский создаёт
основы аэродинамического расчёта
самолётов, расчёта динамичности,
продольной устойчивости и прочности
самолётов. Жуковский — автор
многочисленных оригинальных
исследований в области механики
твёрдого тела, астрономии, математики,
гидродинамики и гидравлики, прикладной
механики, теории регулирования машин и
др. Для его работ характерно сочетание
глубоких теоретических изысканий с
инженерным подходом к решению
технических задач. Он был также автором
классических учебников по
теоретической механике для
университетов и технических вузов. В
ознаменование пятидесятилетия научной
деятельности Жуковского и больших
заслуг его как «отца русской авиации» в
1920 правительством был издан декрет об
учреждении премии им. проф. Н. Е.
Жуковского «За наилучшие труды по
математике и механике», об издании
трудов Жуковского , а также о ряде льгот
для самого учёного. В связи со 100-летием
со дня рождения Жуковского в январе 1947
СМ СССР учредил 2 ежегодные премии им.
профессора Н. Е. Жуковского с вручением
золотой и серебряной медалей, а также
стипендии им. Н. Е. Жуковского для
студентов старших курсов МГУ, МАИ, МВТУ.
Именем Жуковского названы город в
Московской области, Центральный
аэрогидродинамический институт,
Харьковский авиационный институт,
Военно-воздушная инженерная академия. В
г.г. Москва, Жуковский и Железнодорожный
сооружены памятники учёному, создан
научно-мемориальный музей Жуковского в
Москве.
|