Cоветский авиаконструктор, генерал-майор
инженерно-технической службы. После
окончания Политехнического института (Ленинград)
в 1930 начал работать конструктором ОКБ в МОС
ВАО, возглавляемом французским
конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это
КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в
бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова,
Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект
морского ближнего разведчика МБР-2. После
успешного испытания опытного самолета в
мае 1932 г. принимается решение о запуске его
в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев
возглавляет бригаду №5. 1 октября 1934
согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6
августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ
морского самолетостроения. Его главным
конструктором был назначен Георгий Бериев.
Серийно выпускался и гражданский вариант
МБР-2 - МП-1.
|
Рис.1 Корабельный катапультный
самолет КОР-1 (Бе-2)
|
Корабельный катапультный
самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой
серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и
МБР-7 были построены всего в 2 экземплярох.
Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой
серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за
заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем
в Красноярск.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным
проектированием. В 1943 был разработан проект
летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского
ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в
1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в
1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были
испытаны в качестве взлетно-посадочных
устройств подводные крылья.
|
Рис.2 Противолодочный
самолет-амфибия
Бе-12
|
Вслед за экспериментальной летающей лодкой
Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец
М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он
строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В
1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для
гидросамолета скорость - 912 км/ч и были
установлены мировые рекорды высоты. На
серийном противолодочном самолете-амфибии
Бе-12 (М-12) "Чайка" с более экономичными
ТВД также были установлены рекорды высоты
полета.
С началом "ракетизации всей страны" в
начале 60-х были закрыты работы по
сверхзвуковому гидросамолету, а также
гигантской стратегической летающей лодке
ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих
условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и
прорабатывает проект КР П-100 в вариантах
средней и межконтинентальной дальности.
|
Рис.3 Пассажирский самолет
Бе-32
|
Начинает разработку самолета для замены Ан-2
на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый
полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30.
Как и его развитие - Бе-32, он имел также
транспортный и санитарный варианты.
ОКБ Бериева участвует в создании
специализированного
сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ
О.К.Антонова разрабатывает проект
пассажирского самолета для местных
авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии
самолетом Як-40) и создает самолет
аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию
под названием Ан-30.
Данные сайта