Бартини Роберто
Людовигович (Роберто Орос ди Бартини)
– советский
авиаконструктор, ученый. Родился в Фиуме(Риека,Югославия).
Окончил офицерскую (1916) и летную (1921) школы,
Миланский политехнический институт (1922). С
1921 член итальянской коммунистической
партии (ИКП). После фашистского переворота в
Италии, в 1923 по решению ИКП был направлен в
Советский Союз для помощи молодой
республике в области авиации. Советская
карьера Бартини началась на Научно-опытном
(ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал
должность главного инженера и начальника
отдела. В 1928 он возглавил экспериментальную
группу по проектированию гидросамолетов.
Здесь им был предложен проект 40-тонного
морского бомбардировщика МТБ-2 и
экспериментального истребителя «Сталь-6».
Но в 1930 его группа вошла в состав ЦКБ, откуда
Бартини был уволен.
В том же году по рекомендации М.Н.
Тухачевского он был назначен главным
конструктором ОКБ НИИ ГВФ. В 1933 году на его
самолете «Сталь-6» установлен мировой
рекорд скорости - 420 км/ч.
На базе рекордной машины был спроектирован
истребитель «Сталь-8», но проект закрыли в
конце 1934 как не соответствующий тематике
гражданского института. Осенью 1935 был
создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7»
с крылом «обратная чайка».В 1936 году он
экспонировался на Международной выставке в
Париже, а в августе 1939 на нем был установлен
международный рекорд скорости на дистанции
5000 км - 405 км/ч. В конце 1935 был построен
дальний арктический разведчик ДАР, который
мог садиться на лед и воду.
В 1937 году, Роберт Людвигович был
арестован. Ему было предъявлено обвинение в
связях с "врагом народа" Тухачевским, а
также в шпионаже а пользу Муссолини (от
которого он когда-то бежал !). Его
приговорили к 10 годам лагерей и пяти - "поражения
в правах". До 1947 он работал в заключении,
сначала в ЦКБ-29 НКВД, где в СТО-103 принял
участие в проектировании Ту-2, а затем в
эвакуации в Сибири. Здесь в Омске в начале
войны было организовано специальное ОКБ Р.Л.Бартини,
разработавшее два проекта. «Р» -
сверхзвуковой одноместный истребитель
типа «летающее крыло» с крылом малого
удлинения с большой переменной по размаху
стреловидностью передней кромки, с
двухкилевым вертикальным оперением на
концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной
силовой установкой. Р-114 - зенитный
истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко
по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33° по
передней кромке), имеющим управление
пограничным слоем для увеличения
аэродинамического качества крыла. Р-114
должен был развивать невиданную для 1942
скорость М=2! Но...осенью 1943 г. ОКБ было
закрыто.
В 1944-1946 Р.Л.Бартини выполняет
рабочее проектирование и строительство
транспортных самолетов. Т-107 (1945) с двумя
двигателями АШ-82 - пассажирский самолет -
среднеплан с двухэтажным
герметизированным фюзеляжем и трехкилевым
оперением. Не строился, поскольку уже был
принят Ил-12. Т-108 (1945) - легкий транспортный
самолет с двумя дизелями по 340 л.с.,
двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной
и неубираемым шасси. Также не строился.
Т-117-магистральный транспортный
самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 л.с.
Схема - высокоплан с очень широким
фюзеляжем, поперечное сечение которого
образовано тремя пересекающимися
окружностями. Это был первый самолет,
позволявший перевозить танки и грузовики.
Были также пассажирский и санитарный
варианты с герметическим фюзеляжем. Проект
самолета был готов уже осенью 1944, а весной
1946 представлен в МАП. После положительных
заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и
писем ряда выдающихся деятелей авиации (М. В.
Хруничева, Г. Ф. Байдукова, А. Д. Алексеева, И.
П. Мазурука и др.) был утвержден, и в июле 1946
была начата постройка самолета на заводе им.Димитрова
в Таганроге, где вновь было организовано
ОКБ-86 Бартини. В июне 1948 г. постройка почти
готового (на 80 %) самолета была прекращена,
поскольку Сталин посчитал использование
двигателей АШ-73, необходимых для
стратегического Ту-4, непозволительной
роскошью и уже имелся самолет Ил-12.
Т-200 - специальный тяжелый военно-транспортный
и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем
большой емкости, обводы которого
образованы крыльевым профилем, а задняя
кромка, раскрываясь вверх и вниз, между
двумя хвостовыми балками, образовывала
проход шириной 5 м и высотой 3 м для
крупногабаритных грузов. Силовая установка
- комбинированная: два поршневых
звездообразных четырехрядных двигателя АШ
по 2800 л.с. (будущих) и два турбореактивных РД-45
по 2270 кгс тяги. Предусматривалось
управление пограничным слоем крыла, хорда
которого - 5,5 м (вариант Т-210). Проект
разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и
самолет в том же году рекомендован к
постройке, однако он не строился из-за
закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки
были использованы при создании
транспортных самолетов Антонова.
С 1948 года, после освобождения, и
по 1952 год Бартини работает в ОКБ
гидроавиации Г.Бериева.
В 1952 г. Бартини был
откомандирован в Новосибирск и назначен
начальником отдела перспективных схем
Сибирского научно-исследовательского
института авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА).
Здесь производились исследования по
профилям, по управлению пограничным слоем
на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, по
теории пограничного слоя, по регенерации
пограничного слоя силовой установкой
самолета, сверхзвукового крыла с
самосбалансированием его при переходе на
сверхзвук. У крыла этого типа балансировка
достигалась без потерь в аэродинамическом
качестве. Будучи великолепным математиком,
Бартини буквально вычислил такое крыло без
особенно дорогих продувок и существенных
затрат. На основании этих исследований он
создает проект самолета Т-203. Проект Р.Л.Бартини,
представленный в 1955, планировал создание
сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика
А-55. Первоначально проект был отклонен, т.к.
заявленные характеристики посчитали
нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву,
который помог обосновать проект
экспериментально.
В 1956 Бартини был реабилитирован,
а в в апреле 1957 г. откомандирован из СИБНИА в
ОКБС МАП в Люберцах (Подмосковье) для
продолжения работы над проектом А-57. Здесь в
ОКБ П.В.Цыбина под руководством Бартини до
1961 было разработано 5 проектов самолетов
полетной массой от 30 до 320 т разного
назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»).
«Стратегические треуголки» помимо
прекрасных летных характеристик, должны
были оснащаться БРЭО, бывшим по тем
временам верхом совершенства. Комиссия МАП,
в работе которой приняли участие
представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А.Н.Туполева)
и ОКБ-23 (В.М.Мясищева), дала положительное
заключение по проекту, однако
правительственное решение о постройке
самолета так и не было принято. В 1961 г.
конструктором был представлен проект
сверхзвукового дальнего разведчика с
ядерной силовой установкой Р-57-АЛ - развития
А-57.
Именно в этот период у Бартини
рождается еще одна выдающаяся идея:
создание крупного самолета-амфибии
вертикального взлета и посадки, который
позволил бы охватить транспортными
операциями большую часть поверхности Земли,
включая вечные льды и пустыни, моря и океаны.
Введутся работы по использованию экранного
эффекта для улучшения взлетно-посадочных
характеристик самолетов. «Первой ласточкой»
стал небольшой Бе-1, прошедший летные
испытания в 1961-63 гг.
В 1968 коллектив Р.Л.Бартини из
Подмосковья переезжает на завод им.Димитрова
в КБ Г.М.Бериева (Таганрог),
специализировавшееся на гидросамолетах.
Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных
самолетов» в 1972 были построены два
противолодочных самолета ВВА-14 (М-62;«Вертикально
взлетающая амфибия»). В 1976 г. один из этих
аппаратов был преобразован в экраноплан. Он
получил обозначение 14М1П. Через некоторое
время после смерти Р.Л.Бартини в 1974 г. работы
над этими летательными аппаратами были
прекращены под давлением ТАНТК (КБ им.Бериева),
работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.
Всего же на счету Роберта Бартини более 60
законченных проектов самолетов. Награждён орденом
Ленина(1967). 14 мая 1997, в день 100-летия со дня
рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им.Бериева
появилась мемориальная доска Р.Л.Бартини.
Данные сайта "Настоящие сверхзвуковые!"
|