22 июня 1926 года в молодой Советской республике, произошло событие,
практически забытое сейчас, но оказавшее значительное влияние на становление
отечественной оружейной школы. Именно в этот день советским изобретателем Я.П.
Авдышевым была подана заявка на разработанный им патент принципиально новой
схемы автоматики пулемета, ранее нигде не применявшейся в автоматическом оружии.
В поданной заявке на изобретение описывалась схема пулемета с подвижным стволом,
идущим при выстреле вперед, и затвором, отходящим назад.
Устройство пулемета по задумке Авдышева заключалось в том, что подвижный ствол
через зубчато-реечную передачу кинематически был связан с затвором. При
выстреле, под воздействием пороховых газов, затвор откатывался назад, вращая
шестерню, которая, в свою очередь, входя в зацепление с зубчатой рейкой,
закрепленной на стволе, приводила в движение ствол, который откатывался в
обратном направлении. Таким образом, длина хода затвора и ствола были вдвое
меньше, чем у классических систем, позволяя значительно сократить время цикла и
резко поднять скорострельность системы.
К сожалению, кроме номера патента 5890 от 31.07.1928, ничего более об авторе
этой схемы найти не удалось. Во всяком случае, на момент защиты его, о
реализации в металле конструкции Авдышева, по всей видимости, никто не думал.
Однако идею не забыли. В 1932 году два молодых конструктора, Иван Васильевич
Савин и Александр Кузьмич Норов распоряжением Наркомвоенмора направляются в одно
из конструкторских бюро Москвы, где они занимались разработкой различных
установок новейшего пулемета ШКАС.
По всей видимости, оба инженера, проявили себя как инициативные и талантливые
разработчики и в 1934 году взялись за реализацию изобретения Авдышева. Не ясно,
была ли это личная инициатива конструкторов или указание было спущено свыше.
В 1935 году ими был представлен проект авиационного пулемета под винтовочный
патрон 7.62х54R, который в деталях несколько отличался от предложенного
Авдышевым. Ведущим элементом пулемета Савина и Норова был подвижный ствол,
приводимый в движение отводимыми из ствола пороховыми газами. Но в отличие от
классических систем с газоотводной автоматикой, газоотводной трубки как таковой
в конструкции пулемета не было. Штоком газового двигателя пулемета Савина и
Норова был сам ствол, заключенный в герметичную гильзу. Дульные газы, отводимые
через газоотводное отверстие в стенке ствола, давили на поршень, закрепленный на
стволе, ближе к дульному срезу, и толкали шток-ствол вперед, преодолевая усилие
боевой пружины. Казенная часть ствола и расположенного над ним связанного с
затвором ползуна, была выполнены в форме зубчатой рейки, между которыми
располагалось зубчатое колесо.
При движении ствола вперед ползун через шестерню отбрасывается назад, отпирает
затвор, извлекает патрон из ленты и подает его на приемное окно; при этом
энергия ствола поглощается его пружиной, а энергия ползуна и затвора в конце
отката - соответствующими буферными пружинами. После этого ствол возвращается
пружиной ствола назад, в исходное положение, а ползун с затвором перемещается в
крайнее переднее положение. При движении ползуна вперед он своим скосом опускает
патрон в лапки затвора и досылает его в патронник. После остановки затвора на
пеньке ствола ползун, продолжая движение, перекашивает затвор и производит
запирание канала ствола. В крайнем переднем положении ползун своим сапожком
ударяет по бойку, перемещающемуся в затворе, и производит выстрел.
Подача очередного патрона, находящегося в рассыпной металлической ленте, в
исходное положение осуществляется зубчаткой, которая поворачивается скосами
вкладыша, расположенного на стволе, при движении ствола назад. Отражение
стреляной гильзы производится очередным патроном, снижаемым скосом ползуна в
лапки затвора. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня
и имеет два шептала, которые удерживают ползун в крайнем заднем положении после
отпускания спускового крючка. Предохранитель флажкового типа, размещен с правой
стороны рукоятки управления огнем и фиксирует спусковой крючок.
Благодаря коротким ходам подвижных частей на испытаниях пулемет Савина и Норова
показал невероятную скорострельность, достигавшую 2800-3000 выстрелов в минуту.
Для доводки своей системы оба конструктора были в 1936 году командированы на
Ковровский пулеметный завод, где ими были разработаны установки для крыльевого
варианта пулемета. Кроме того И.В. Веневидовым и Г.М. Можаровским были
разработаны варианты для оборонительных турелей.
К сожалению, подробности о периоде доводки пулемета и очевидных проблемах на
данный момент неизвестны, равно как и подробные тактико-технические
характеристики этой интересной системы.
Так или иначе, к концу 1936 года авиационный пулемет Савина и Норова успешно
прошел испытания.
8 июня 1937 г. Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск
пулемета, присвоив ему наименование "7,62-мм скорострельный авиационный пулемет
обр. 1937 г. системы Савина - Норова" или сокращенно "СН".
В период с 1937 по 1939 год были изготовлены, по крайней мере, 14 прототипов
пулемета СН, шесть из которых было решено установить на серийный истребитель
И-16 в крыльевых установках.
И-16 с пулеметами СН получили обозначение тип 19, несмотря на то, что кроме
вооружения самолет ничем не отличался от И-16 тип 10. Пулеметами СН заменили
крыльевые ШКАСы, синхронные пулеметы остались прежними ШКАСами.
В начале 1939 г. завод No. 21 изготовил три И-16 тип 19 (заводские номера
1921111, 19212 и 19213). С 17 по 26 марта самолеты испытывал заводской
летчик-испытатель полковник Томас Сузи. По результатам испытаний было
рекомендовано построить партию таких самолетов. Три опытных И-16 Тип 19, также
известных под обозначением И-16СН, передали в ВВС на вооружении 1-й эскадрильи
25-го ИАП, в составе которой эти машины приняли участие в советско-финской
войне. Правда, подробности их боевого применения отсутствуют.
К сожалению, тут в судьбу этого уникального оружия вмешался любимец Сталина Б.Г.
Шпитальный. За создание своего пулемета ШКАС получивший собственное ОКБ-15,
Шпитальный ревностно следил за разработкой "никому неизвестных" инженеров. И
после первых же известий об успешных испытаниях пулемета СН, показавшего почти
вдвое большую скорострельность, чем у ШКАСа, он взялся за модернизацию своего
детища, также используя патент Авдышева с подвижными в противофазе стволом и
затвором.
Разработанный на два года позже пулемет УльтраШКАС показал темп стрельбы 2400
выстрелов в минуту. Впечатляюще, но все же меньше, чем у СН.
История не сохранила информации, какими путями УльтраШКАС, оказался в серии
раньше пулемета СН, но почти на 100% можно быть уверенным, что без
административного ресурса, вхожего к Сталину Шпитального не обошлось.
23 апреля 1940 года помощник начальника гл. управления авиационного снабжения КА
дивинженер Сакриер писал письмо N 553503сс начальнику 5 отдела секретариата КО
Лешукову: "...средства стрелково-пушечного вооружения, находящиеся в опытной
разработке и подготовляемые к вводу на вооружение, представлены в таблице N 2
(приложение N 10). Из этой таблицы видно, что пулеметы калибра 7,62 мм
конструкции Савина и Норова (СН) и конструкции Шпитального (Ультра-Шкас)
удовлетворяют требованиям высокой скорострельности. Оба пулемета испытаны,
причем пулемет Ультра-ШКАС как прошедший раньше, чем пулемет СН войсковые
испытания, был начат в мае 1939 года освоением в производстве. Однако, в виду
сложности, он не освоен и до сих пор не выпущено ни одного пулемета.
В то же время пулемет СН, прошедший войсковые испытания позже, по всем
показателям выявил лучшие результаты, чем пулемет Ультра-Шкас. Кроме того, он
значительно проще и надежнее в эксплуатации, даже чем пулемет ШКАС. Поэтому
целесообразно в качестве авиационного пулемета большой скорострельности
окончательно принять пулемет СН."
Результат был очевиден. При всей своей напористости Шпитальный так и не смог
довести до ума свой УльтраШКАС, параллельно похоронив более удачливого
конкурента.
Иван Васильевич Савин и Александр Кузьмич Норов в 1941 году вернулись в Москву и
продолжали работать в области артиллерийского стрелкового оружия, но никогда
более не возвращались к авиационному вооружению.
Суммируя известные данные, можно оценить разработку Савина и Норова как весьма
интересное оружие, но, по всей видимости, изначально не имевшее перспективы.
Сверхскорострельные авиационные пулеметы в 30-е годы в СССР разрабатывались под
популярную тогда концепцию высотных полетов, где, достаточно низкие забортные
температуры позволяли осуществлять интенсивное охлаждение пулеметов. Как
известно, концепция оказалась ошибочной, еще ближайшие 10 -15 лет воздушные бои
происходили достаточно низко. В то же время пулемет СН, ствол которого был
заключен в замкнутый цилиндр газового двигателя, имел бы крайне низкий
коэффициент теплосъема, и при таком темпе стрельбы очень быстро бы перегревался
и выходил из строя. Но как этап в развитии советской стрелковой школы пулемет СН,
безусловно, заслуживает внимания.