Уголок неба ¦ BAC.Совместные действия штурмовика и вертолета

Реклама...



Совместные действия штурмовика и вертолета
Полковник А. Осипов

В СОВРЕМЕННОЙ войне, как считают иностранные эксперты, одной из главных задач ВВС является непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, то есть штурмовые действия авиации по объектам противника на поле боя и в тактической глубине. Она предусматривает первоочередное нанесение ударов по целям, которые не могут быть поражены средствами сухопутных войск и от уничтожения которых зависит успех боевых действий. Исходя из этого, американские специалисты уделяют особое внимание вопросам, связанным с непосредственной авиационной поддержкой, в частности отработке тактики совместных действии армейской и тактической авиации при решении этой задачи. Эта тактика отрабатывалась в серии испытаний, проходивших под кодовым наименованием Апач-Тандер  в период с октября 1986 во июнь 1987 года. Испытания были разделены на два этапа. На первом (октябрь - ноябрь 1986 года, авиабаза Неллкс, штат Невада) проверялась методика и оценивались результаты совместных действий вертолета АП-64А Апач армейской авиации и штурмовика А-10А Тандррболт-2  тактической авиации ВВС США при нанесении удара по наземной цели днем, на втором этапе (Форг-Худ и Форт-Силл, штаг Оклахома)-и днем, и ночью. Всею было произведено более 300 вылетов, в результате которых используемая тактика признана экспертами армии и ВВС эффективной и перспективной.
Сущность ее заключается в согласованных действиях вертолета я штурмовика при нанесении удара по одной цели. При этом экипаж вертолета производит поиск цели визуально или с помощью бортовых технических средств и "подсвечивает" ее лазерным дальномером-целеуказателем. Экипаж штурчовика использует лазерную систему AN/AAS-35 Пейв Пенни, которая совместно с другим бортовым электронным оборудованием автоматически отыскивает и сопровождает подсвеченную внешним источником цель (с расстояния до 16 км). Посредством этой системы он может выходить на цель и и наносить по ней удар боеприпасами с лазерными головками самоанаведения, а также вести огонь из бортовой семиствольной 30-мм авиационной пушки GAU-8/A и производить бомбометание обычными бомбами с прицеливанием как по цели, так и по выносной точке прицеливания. Точка сброса бомбы предварительно рассчитывалась с помощью бортовой ЭВМ на основе данных о положении цели поступающих от лазерной системы Пейв Пенни.
Английский журнал Флайт интернэшнл сообщает, что порядок взаимодействия экипажей вертолета и штурмовика будет отражен в разрабатываемой специальной инструкции. При этом отмечается, что, выполняя задачу поиска и обозначения (подсветки) цели, вертолет сохраняет свои боевых возможности и способен наносить удары как по самой цели, так и по элементам системы объектовой ПВО. Кроме того, он может быть использован для постановки активных и пассивных помех. 
В испытаниях участвовали также тактические истребители Р 15 Игл и F-16 Файтинг Фалкон ВВС США. штурмовики AV 8В Харриер 2 морской пехоты. Радиотехническим средствам ПВО, находящимся в районе цели и в полосе маршрута полета штурмовика. Анализируя результаты летных испытаний, американские эксперты отмечают следующие преимущества этого тактического приема. Во-первых, значительно расширяются боевые возможности самолета, а именно: отпала необходимость самостоятельного поиска цели, но в то же время способность решать эту задачу е помощью собственных бортовых средств сохраняется; расширен набор оружия класса "воздух-земля" за счет подвески управляемых боеприпасов (в частности, планирующих авиабомб) с лазерными головками самонаведения, что в свою очередь повысило возможности по поражению малоразмерных стационарных и подвижных наземных целей. По мнению представителей командования сухопутных войск США, используя данный тактический прием, экипажи штурмовиков А-10А смогут наносить удары но целям, находящимся на расстоянии до 150 км от линии фронта. Во-вторых, значительно повышается живучесть штурмовика, так как, получая информацию об объект удара от вертолета, он может совершать полет к цели по наивыгоднейшему (с точки зрения преодоления ПВО) профилю и подходить к ней на высоте применения оружия - без выполнения "подскоков" для ее поиска. Используя управляемые авиационные боеприпасы с лазерными головками самонаведения по принципу "пустил - забыл", штурмовик наносит удар, либо не входя в зону огня объектовой 1IBO, либо находясь в ней минимальное время, так как сразу же после пуска (сброса) он может уходить от цели с выполнением противозенитного маневра, а подсветку ее будет осуществлять вертолет. Кроме того, как уже упоминалось выше, в интересах безопасности штурмовика вертолет может поставить помехи радиотехническим средствам системы ПВО противника или нанести удар по наиболее важным ее элементам. В-третьих, повышается точность удара по наземным целям за  счет применения управляемого оружия с лазерными головками самонаведения. В-четвертых, информация о цели поступает на прицельно-навигационный индикатор самолета в реальном масштабе времени.
Вместе с тем этот тактический прием имеет и существенные недостатки. К ним западные авиационные специалисты относят прежде всего уязвимость вертолета АН-64А при использовании против него таких средств войсковой ПВО, как мобильные ЗРК ближнего действия, а также невозможность применения боеприпасов с лазерными головкам самонаведения в сложных метеорологических условиях.
Однако, оценивая результаты испытаний, американские специалисты считают, что в целом такая тактика совместного использования вертолета и штурмовика может существенно повысить эффективность ударов авиации в ходе решения задач непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Как отмечается в иностранной печати, идея организации совместных боевых действий вертолетов и ударных самолетов вызвала большой интерес у военных экспертов других стран - членов блока НАТО.


[НАЗАД]


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100