Реклама...



Боевое применение противорадиолокационных ракет класса "воздух-земля".
Полковник Г. ГОРЧИЦА   подполковник А. ЛОКАРЕВ,
доктор военных наук;         кандидат военных наук

 

Зарубежные военные специалисты, тщательно изучая опыт локальных конфликтов послевоенного периода, пришли к выводу, что превосходство в воздухе любой из противоборствующих сторон не может быть завоевано без успешной борьбы с группировками ПВО противника. В основе решения данной проблемы, с их точки зрения, лежит огневое поражение объектов ПВО, сопровождаемое действиями авиации по обеспечению ударных групп разведывательной информацией, радиоэлектронным подавлением средств и систем управления ПВО, проведением демонстративных отвлекающих действий. При этом ударные самолеты должны выполнять боевую задачу рациональными способами и выбирать тактические приемы с учетом мероприятий, проводимых войсками ПВО противника для обеспечения живучести своих средств. К таким мероприятиям иностранные эксперты относят:
- жесткое регламентирование порядка и правил выхода в эфир излучающих средств;
- широкое применение средств и мер маскировки;
- повышение всепогодности и мобильности огневых средств ПВО;
- организацию огневого взаимодействия между ЗРЕ с целью взаимного прикрытия.
В этих условиях непрерывно ужесточались требования к средствам поражения, особенно для борьбы с зенитными ракетными комплексами. Стремление к созданию оружия, способного обеспечить нанесение ударов по ним без входа в зону их поражения, привело к появлению в США уже в середине 50-х годов авиационных противорадиолокационных ракет (ПРР) типа "Шрайк".
Идея создания этого авиационного оружия основывалась на использовании информационных свойств излучающих средств на объектах ПВО. Наибольшие перспективы здесь открывались в области радиолокации, так как информационную базу функционирования почти всех зенитных средств ПВО составляют радиолокационные станции обнаружения и целеуказания (РЛС ОЦУ), а также стрельбовые РЛС (РЛС подсветки целей и наведения ракет).
Значительная мощность излучения, ограниченные возможности по использованию спектра электромагнитного излучения в конкретных РЛС, слабая стойкость к воздействию поражающих факторов боеприпасов, а также отсутствие специальных мер защиты от самонаводящегося оружия обусловили довольно высокую эффективность ПРР "Шрайк" на начальном этапе агрессии США во Вьетнаме.
Однако вьетнамские специалисты сразу же начали разрабатывать мероприятия по защите РЛС от самонаводящегося оружия, что резко снизило эффективность применения ПРР и привело к созданию новых ракет этого класса.
Судя по сообщениям западной печати, главным преимуществом ПРР перед всеми другими средствами поражения при решении задач борьбы с ПВО является возможность их использования в любых метеоусловиях, днем и ночью. В настоящее время за рубежом прорабатываются две основные концепции создания и развития авиационных ПРР.
Согласно первой разрабатываются ракеты, предназначенные для поражения РЛС ПВО со средней дальности (50-150 км) при решении задач по обеспечению боевых действий авиации; согласно второй - ракеты, поражающие РЛС ПВО с малой дальности (10-20 км) в целях самообороны самолетов, наносящих удары как по объектам ПВО, так и по целям, прикрытым их зенитными средствами.
Первая концепция является одним из направлений развития более общей концепции, получившей название "разведка-удар". Другое направление предусматривает обнаружение со своей территории с помощью средств воздушной радиотехнической разведки функционирующих средств ПВО противника по их излучению в радио- и радиолокационном диапазонах и незамедлительное огневое воздействие по ним путем наведения ударных средств. В техническом плане это направление намечается реализовать с помощью разведывательно-ударных комплексов.
Необходимость создания и развития противорадиолокационных ракет средней дальности связана главным образом с оснащением ими специализированных авиационных комплексов, предназначенных для ведения поисково-ударных действий. Такие авиационные комплексы должны иметь оборудование для автономного поиска, распознавания, определения местоположения целей и немедленного нанесения удара по ним противорадиолокационными ракетами. При этом поиск целей осуществляется с помощью специальной самолетной аппаратуры предупреждения и целеуказания связанной с бортовой навигационной системой.
К настоящему времени накоплен большой опыт боевого применения ПРР в локальных конфликтах, что значительно повлияло на тактику боя авиации с группировками зенитных ракетных войск. Эволюция тактических приемов лучше всего прослеживается на примере использования ракет "Шрайк" американской авиацией во время агрессии во Вьетнаме.
Если в первое время при действиях по ЗРК проводились одиночные пуски ПРР с различных высот (сначала с малых и предельно малых, а в дальнейшем и со средних - наиболее благоприятных), то по мере накопления опыта защиты от этого самонаводящегося оружия явно обозначилась тенденция к групповым пускам под прикрытием активных помех. При этом широкое распространение получили следующие тактические приемы:
- усложнение воздушной обстановки для расчетов ЗРК во время налета путем усиления интенсивности постановки помех из зон, постановки помех из боевых порядков, демонстративных и отвлекающих действий групп самолетов - постановщиков помех в целях прикрытия пуска ПРР;
- усложнение противоракетного маневра - маневр в непросматриеваемой зоне РЛС ОЦУ, маневр в зоне поражения, групповой маневр до и после пуска ракет;
- комплексное применение управляемого и неуправляемого оружия по объектам ПВО, включающее групповые пуски ракет "Шрайк" под прикрытием помех, применение ракет "Шрайк" с фосфорно-дымовой боевой частью для обозначения позиций зенитных ракетных дивизионов, нанесение бомбовых и ракетных ударов по площади, обозначенной ракетами "Шрайк".
Несмотря на то что при массовом применении ПРР прямым попаданием было поражено лишь около 10 проц. целей, американскими специалистами сделаны выводы о целесообразности развития данного оружия. Этому способствовал, в частности, и тот факт, что в остальных случаях повышалась эффективность бомбовых и ракетных ударов по цели после уточнения ее положения по месту попадания боевой части УР "Шрайк". Кроме того, расчеты ЗРК были вынуждены выключать РЛС при угрозе поражения их противорадиолокационными ракетами, что приводило к заметному снижению эффективности ПВО.
В дальнейшем в ходе боевых действий в локальных конфликтах на Ближнем Востоке и на Фолклендских о-вах указанные выводы были в основном подтверждены. Практически во всех странах НАТО были приняты на вооружение ПРР средней дальности. При этом считалось, что экипаж любого ударного самолета должен уметь наносить удары по объектам ПВО противника так же эффективно, как и по всем другим объектам. По мере накопления опыта применения ПРР становится все более очевидно, что бой авиации с зенитными ракетными средствами отличается большим динамизмом, бескомпромиссностью, использованием с обеих сторон неожиданных тактических приемов, широким применением средств РЭБ, управляемых и неуправляемых ракет и бомб. Для эффективного ведения такого боя самолет должен быть оснащен специальной аппаратурой, а экипаж обладать соответствующими навыками, полученными при прохождении специального курса боевой подготовки.
Изыскание возможностей повышения эффективности самолетов, оснащенных противорадиолокационными ракетами, пошло по пути их специализации для поисковоударных действий. Впервые работы в этом направлении были проведены в США в рамках программы "Уайлд Уизл". Практической реализацией ее стало появление специально переоборудованных самолетов F-100 и F-105, которые участвовали в боевых действиях во Вьетнаме. Повышение эффективности средств ПВО и их живучести заставило военное руководство США расширить программу "Уайлд Уизл". В качестве базового был выбран самолет F-4E, так как он имел лучшие тактикотехнические характеристики и был перспективным с точки зрения возможности его дооборудования, которое началось в 1978 году. Дополнительное оборудование самолета, получившего название F-4G, составили 25 съемных блоков, размещаемых в фюзеляже на месте пушки калибра 20 мм и функционально связанных с системой предупреждения и целеуказания AN/APR-38. Расположенные по фюзеляжу самолета 52 приемные антенны обеспечили практически всеракурсную зону приема радиолокационных сигналов.
При выполнении боевой задачи система AN/APR-38 осуществляет поиск и прием сигналов РЛС ПВО противника, распознает, классифицирует их в соответствии со степенью опасности, определяет приоритет поражения РЛС. Вся информация отображается на индикаторе тактической обстановки. Одновременно на устройство отображения выдается информация о 15 источниках излучения. Оператор может выбрать любой из них путем наложения на него специальной метки. После выбора цели система AN/APR-38 начинает выдавать данные о параметрах сигналов этого источника, его азимуте и дальности относительно самолета.
Определив местоположение атакуемой РЛС, экипаж может резко снизить самолет до высоты, на которой наземная РЛС будет не в состоянии его обнаружить. Используя складки местности, средства РЭБ и мешающие работе операторов радиолокационной станции отражения от земной поверхности, самолет получает возможность подойти к цели незамеченным на дальность пуска ПРР или применения другого оружия. При отсутствии радиолокационного контакта с атакуемой РЛС вычислительное устройство системы AN/APR-38 выдает координаты цели экипажу и управляемому оружию.
Считается, что в настоящее время применение ПРР наиболее эффективно с самолетов F-4G. Поэтому в США осуществляется модернизация этих самолетов, направленная на повышение их возможностей по огневому поражению средств ПВО. Модернизации подлежит в первую очередь система AN/APR-38. Цель ее - использовать противорадиолокационные ракеты нового поколения. Изучается также вопрос создания системы, подобной "Уайлд Уизл", на базе более современных самолетов F-16.
Аналогичные работы проводятся и в других странах НАТО. Так, ВВС ФРГ принимают на вооружение самолеты "Торнадо" ECR, функции которых практически совпадают с функциями F-4G, о чем свидетельствует включение в состав вооружения самолета четырех ПРР.
Основным оружием специализированных самолетов F-4G, предназначенным для поражения РЛС ПВО, являются ПРР средней дальности, во многом определяющие эффективность авиационного комплекса в целом. Поэтому за рубежом уделяется большое внимание совершенствованию данного класса оружия.
Недостатки ракет "Шрайк", выявленные в ходе боевых действий (наличие головки самонаведения, предварительно настроенной на одну частоту, и связанная с этим возможность поражения РЛС, работающей только в определенном диапазоне волн, отсутствие пролонгации траектории, то есть невозможность выполнять полет "по памяти" при выключении РЛС, и другие), вызвали необходимость разработки в США более эффективной ракеты. Однако и новой ракете - "Стандарт-ARM" AGM-78, которая была принята на вооружение в 1968 году, тоже присущ ряд недостатков. К ним следует отнести относительно узкий диапазон частот ГСП и невысокую среднюю скорость полета. Американскими специалистами была разработана новая ПРР HARM AGM-88, способная поражать не только стрельбовые РЛС ЗРК, но и широкий класс РЛС ОЦУ в системе ПВО. На вооружение ВВС и авиации ВМС США она поступила в 1983 году.
Работы по созданию ПРР средней дальности также ведутся во Франции и Великобритании. В частности, французская фирма МАТРА на базе ракеты "Мартель" AS-38 разрабатывает новую ПРР, которая, как и ракеты "Стандарт-ARM", имеет ГСН с узкополосным входным каскадом. В ракете ALARM, создаваемой английской фирмой "Бритиш аэроспейс", предполагается использовать ГСН с широкополосным входным каскадом, как в ПРР HARM. Во всех разрабатываемых ракетах предусматривается применение инерциальных навигационных систем и бортовых ЭВМ для обеспечения пролонгации траектории полета ракеты и наведения на РЛС даже при условии ее выключения после запуска ракеты.
Анализ динамики изменения тактико-технических характеристик ПРР средней дальности позволяет выделить ряд ключевых направлений в развитии ракет этого класса:
- увеличение средней скорости полета;
- повышение точности наведения в условиях активного противодействия противника;
- повышение многоканальности и универсальности действий.
Так, в интересах ВВС и ВМС в США осуществляется несколько программ модернизации ракет HARM с целью увеличения вдвое ширины полосы рабочих частот ГСП ракет и повышения быстродействия бортовой ЭВМ, упрощения ручного целеуказания ракете, расширения видов траекторий ее полета в зависимости от характера цели или способа ее атаки.
Фирма МАТРА ведет разработку легкой сверхзвуковой ПРР. Эта ракета должна иметь максимальную дальность действия до 150 км и скорость полета М =2-3.
Зарубежные военные специалисты считают, что реализация перечисленных выше направлений совершенствования ПРР в сочетании с комплексным использованием бортового оборудования самолетов позволит усилить роль ПРР средней дальности в решении задач борьбы с ПВО.
Непрерывное развитие ПВО, в том числе и войсковых систем, за счет создания и принятия на вооружение всепогодных мобильных зенитных комплексов малой дальности типов "Роланд" (ЗРК) и "Гепард" (ЗСУ) значительно усложняет выполнение боевых задач самолетами и вертолетами тактической и армейской авиации. Поэтому в последние годы в зарубежной печати все шире обсуждается вопрос о необходимости создания ПРР малой дальности и вооружения ими боевых самолетов и вертолетов в целях самозащиты. Эти работы в НАТО ведутся совместно в рамках программы, получившей название SRARM. При применении ракет предполагается реализация принципа "укажи и стреляй" и предусматривается наличие как автоматического, так и ручного режима пуска. При автоматическом режиме пуск осуществляется непосредственно после обнаружения цели и ее опознания бортовой аппаратурой ракеты. В ручном режиме решение принимает летчик. Ожидаемое время реализации в первом случае может составить 2-3 с, во втором - в 1,5-2 раза больше.
Ряд стран НАТО занимается самостоятельным созданием ПРР малой дальности. Так, в США такие работы ведутся в рамках программы "Сайдарм" на базе ракеты "Сайдвиндер" AIM-9C. Возможно, что эта ракета окажется промежуточным вариантом до окончания разработки перспективной ПРР малой дальности, поступление на вооружение которой можно ожидать к началу 90-х годов.
Способы боевого применения ПРР малой дальности пока еще детально не отработаны. Считается, что при их применении желательно получать информацию о координатах объекта удара от внешних источников, например от разведывательных вертолетов. Рассматривается также возможность совместных действий самолетов и вертолетов при ударах по средствам ПВО. В этом случае вертолеты уничтожают вскрытые средства ПВО, после чего штурмовики наносят удары по целям противника. Несомненно, что с принятием новых противорадиолокационных ракет на вооружение ВВС будут разработаны и новые тактические приемы действий авиации по объектам ПВО.


[НАЗАД]


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100