Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Боевой дебют ветерана (Vulcan)
             
         n Ю.Малишенко  


Принятый на вооружение Королевских ВВС в 1956 г. дальний бомбардировщик Vulcan фирмы Avro к началу 80-х гг. считался безнадежно устаревшим. К тому же, ресурс этих некогда грозных носителей атомного оружия подходил к концу, и в апреле 1982 г. их собирались списать. Они бы так и ушли на покой, ни разу не приняв участие в настоящем деле, но тут разразился фолклендский конфликт, задержавший выход в отставку этих ветеранов "холодной" войны.

      Командованием RAF была разработана серия операций Black Buck (презрительное прозвище южноамериканских индейцев), заключавшаяся в нанесении ударов по объектам в Порт-Стэнли одиночными "Вулканами", которым предстояло действовать с о. Вознесения. Для этого на аэродром Уайдиуэйк с авиабазы Веддингтон перебросили пять Vulcan В.2 (номера XL391, ХМ597, ХМ598, ХМ607, ХМ612) из 44-й, 50-й и 101-й эскадрилий. Для того, чтобы бомбардировщики могли преодолеть 6250 км, отделявшие Фолкленды от Вознесения, и вернуться назад, требовалось проводить многочисленные дозаправки топливом в воздухе. Поэтому на Вознесении сосредоточили 20 танкеров Victor К.2, входивших в состав 55-й и 57-й эскадрилий, постоянным местом базирования которых был Мархэм.

"БЛЭК БАК - 1"

      Целью операции Black Buck-1 была ВПП аэродрома Порт-Стэнли. 30 апреля в 22.53 по местному времени из Уайдиуэйка взлетели "Вулканы" ХМ598 (позывной Red4) и его дублер ХМ607 (позывной Red6). Они несли по двадцать одной 454-кг свободнопадающей бомбе. Кроме того, под крылом каждого самолета установили по контейнеру РЭП Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10, которые применялись на бомбардировщиках Buccaneer. Вскоре после взлета у основного самолета разгерметизировалась кабина, ему пришлось вернуться назад, и выполнять задание отправился "запасной игрок". Бортом ХМ607 управлял экипаж из 101-й эскадрильи в составе: командир флайт-л-т М.Визерс, второй пилот флаинг-офи-цер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р.Райт, офицер-электронщик флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.

      Для обеспечения этой миссии выделялось 11 "Викторов", Два из них считались резервными, причем один остался на базе, а другой, хоть и поднялся в воздух, но в дозаправках не участвовал. Основная группа из 9 самолетов следовала на высотах от 8000-10000 м. Первая заправка произошла в 1290 км от Вознесения через 2 часа после взлета. Бомбардировщик получил топливо от одного танкера, а четыре "Виктора" - от других четырех однотипных машин, которые затем ушли домой. Всего лишь через полчаса прошла вторая дозаправка, а еще через полтора - третья, после чего с "Вулканом" остались лишь два "Виктора". В четвертой передаче топлива участвовали только танкеры. В это время самолеты вошли в зону грозового фронта и попали в сильную болтанку. В результате у "Виктора" (командир флайт-л-т С. Биглэндз), который должен был дальше сопровождать "Вулкан", вышла из строя заправочная штанга, и его задание пришлось выполнять самолету с номером XL189 (командир сквадрон-лидер Б.Таксфорд). Для этого он произвел внеплановую дозаправку от машины Биглэндза, которая затем повернула назад. В этих маневрах XL189 сжег дополнительное горючее, которого у него осталось меньше, чем требовалось для возвращения на Вознесение. В 620 км от Фолкленд произошла четвертая дозаправка бомбардировщика, после которой самолет Таксфорда лег на обратный курс. Причем его экипаж не мог экстренно запросить заправщик с Уайдиуэйка, так как соблюдал строгое радиомолчание. Обратиться за помощью стало возможным лишь после того, как "Вулкан" выполнил свое задание. Высланный навстречу "Виктор" подоспел вовремя. Если бы этого не случилось, борт XL189 упал бы в океан с пустыми баками за 650 км от Вознесения. Следует отметить, проводя "Блэк Бак-1", англичане не учли то обстоятельство, что самолеты летели с крейсерской скоростью, оптимальной для "Вулкана", при этом "Викторы" потребляли слишком много керосина. Поэтому они возвращались на Уайдиуэйк с опасно малым остатком топлива и были вынуждены садиться с ходу с минимальными интервалами. Их командиры не имели права на ошибку - у самолетов не оставалось топлива, чтобы уйти на второй круг.

      Но вернемся к "Вулкану", который в одиночестве продолжил полет к Фолклендам. Приблизительно в 480 км от островов он снизился до 90 м. В это время бомбардировщик был взят на сопровождение радаром одного из кораблей Королевского флота, а так как из-за соблюдения радиомолчания авиаторы не могли назвать себя, то им оставалось только молить Бога, чтобы моряки знали о проводимой операции. В 60 км от цели аппаратура "Вулкана" стала засекать сигналы аргентинских радаров, после чего самолет поднялся на высоту 3 км, необходимую для бомбометания. Когда до Порт-Стэнли оставалось 16 км, офицер-электронщик засек РЛС, пытавшуюся взять их на сопровождение. Англичане задействовали систему РЭП, и аргентинцы не смогли справиться с мощными радиопомехами. "Вулкан" довернул на боевой курс 235 град. и в 04.46 по местному времени сброшенные с него бомбы легли двумя рядами, пересекая ВПП. Британцы рассчитывали таким способом добиться хотя бы одного попадания в цель. Их надежды оправдались: одна бомба упала прямо по центру полосы, другая образовала огромный кратер на ее краю. Самолет развернулся и на максимальной скорости поспешно покинул воздушное пространство над Фолклендами. Когда машина набрала высоту 12,5 км, над Атлантикой уже светало. Так закончился первый удар по позициям аргентинцев в этом конфликте.

      Возвращение бомбардировщика на Вознесение обеспечивали 4 "Виктора" и "Нимрод", служивший для управления сближением самолетов. Однако освободившийся от боевой нагрузки "Вулкан" потреблял меньше топлива, и ему понадобилась только одна дозаправка, которая произошла через 30 минут после бомбометания. Когда "Вулкан" приземлился, прошло 15ч 45 мин с начала операции. За успешно выполненное задание Мартин Визерс был награжден Почетным Крестом Летчика (Distinguished Flying Cross), а Боб Таксфорд - Крестом ВВС (Air Force Cross).

ТРИ НЕУДАЧНЫХ РЕЙДА

      С 3 на 4 мая англичане провели операцию "Блэк Бак-2", которая планировалась как повторение первого налета. В этом задании участвовал тот же ХМ607, но с другим экипажем: командир сквадрон-лидер Дж.Рив, второй пилот флайт-л-т Д.Диббенс, штурман флайт-л-т Д. Вайнэлс, штурман-оператор флайт-л-т М.Купер, офицер-электронщик флайт-л-т Б.Мейсфилд, бортинженер флайт-л-т П.Стэндин. Их "Вулкан" благополучно достиг Фолкленд, но проведенное с высоты 4877 м бомбометание желаемых результатов не принесло - все бомбы легли западнее ВПП, не причинив ей никакого вреда. Тем не менее, были повреждены некоторые постройки на территории аэродрома.

      Аргентинцы, хоть и не очень быстро, но отремонтировали полосу в Порт-Стэнли. Поэтому 13 мая британцы решили нанести еще один удар по ней. Но "Блэк Бак-3" не состоялась. В последний момент вылет был отменен из-за сильного ветра.

      Для участия в "Блэк Бак-4" привлекли "Вулкан" ХМ597. В его бомбоотсеке установили два дополнительных топливных бака, позволивших довести запас горючего до 39920 кг. Самолету предстояло атаковать аргентинский радар Westinghouse AN/TPS-43F, находившийся в горах недалеко от Порт-Стэнли. С помощью его аргентинцы обеспечивали атаки "Супер Этандаров" и "Скайхоков" на британские корабли, а также вели обнаружение воздушных целей. Для выполнения миссии "Вулкан" оснастили двумя противорадиолокационными ракетами (ПРР) AGM-45 Shrike, которые подвесили на подкрыльевые пилоны. Эти ракеты поставлялись Королевским ВВС американцами и должны были использоваться вместо британских Bae AR Martel, применяемых на бомбардировщиках Buccaneer. (Хотя ХМ597 удачно отстрелялся Martel во время испытаний в Великобритании всего за несколько дней до переброски на Вознесение). Бомбардировщик взлетел ранним утром 27 мая. Но через пять часов операцию пришлось прервать, так как у сопровождавшего "Вулкан" заправщика возникла неисправность и передача от него топлива стала невозможной.

ПОСЛЕДНИЕ БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ

      Незадолго до полуночи 30 мая началась "Блэк Бак-5", преследовавшая ту же цель, что и предыдущая неудачная операция. В ней участвовал тот же ХМ597, вооруженный двумя "Шрайками". Им управлял экипаж в составе: командир сквадрон-лидер Н.Мак Дугалл, второй пилот флаинг-офицер К. Лэкман, штурман флайт-л-т Д.Касл, штурман-оператор флайт-л-т Б.Смит, офицер-электронщик флайт-л-т Р.Треваскас, сменный пилот флайт-л-т Б.Гарднер. После пяти дозаправок от целой оравы танкеров "Вулкан" в 370 км от Фолклендов снизился до 90 м и направился к островам на скорости 560 км/ч. В 37 км от побережья самолет поднялся на высоту 4800 м, и его экипаж попытался засечь РЛС противника. Началась игра в "кошки-мышки" с персоналом аргентинского радара из состава Grupo 2VYCA. Через 40 минут авиаторы обнаружили работающий TPS-43 и запустили обе ракеты. Одна из них взорвалась в 10 м от цели, незначительно повредив волновод РЛС. Опасаясь следующих атак, аргентинцы сразу же выключили радар, что позволило "Харриерам" безнаказанно атаковать Порт-Стэнли. "Вулкан" благополучно вернулся на Вознесение после 16 часов полета. Этот рейд стал самым длительным боевым вылетом в истории бомбардировочной авиации. (Рекорд был побит В-52 во время конфликта в Персидском заливе в 1991 г.)

      Аргентинские радары стали целями и операции "Блэк Бак-6". Ночью 2 июня борт ХМ597 взлетел с Уайдиуэйка, управляемый тем же экипажем, но вооруженный уже четырьмя "Шрайками". Прибыв к Фолклендам, англичане и в этот раз потратили 40 минут на поиск своей основной цели - TPS-43. Но засечь радар так и не удалось, поскольку аргентинцы не решились его включить. Получив приказ не возвращаться назад, не выполнив задание, командир бомбардировщика принял решение снизиться с 4900 м в зону поражения малокалиберных зениток "Эрликон". Этот маневр заставил аргентинцев включить РЛС наведения этих орудий Skyguard и тем самым выдать себя. Применив радиопомехи, экипаж "Вулкана" не позволил артиллеристам открыть прицельный огонь, а затем произвел пуск двух ПРР. Одна из них поразила "Скайгард", убив четырех операторов. Британцы еще некоторое время кружили в районе цели, пытаясь спровоцировать противника задействовать TPS-43, но не добились этого и развернулись на обратный курс.

      Вскоре после атаки "Вулкан" встретился с "Виктором" для дозаправки. Но во время ее проведения случилось непредвиденное: у ХМ597 повредилась заправочная штанга, и дальнейший прием топлива стал невозможен. Имевшееся в баках горючее позволяло бомбардировщику добраться только до Рио-де-Жанейро, находившемуся в 640 км, и командир принял решение вести свой корабль туда, а чтобы экономнее расходовать керосин, он поднял самолет на высоту 13000 м. Когда до Рио оставалось 320 км, с борта "Вулкана" был послан сигнал "Mayday" (эквивалент SOS). Чтобы избежать дипломатических осложнений, экипаж выбросил в океан секретные документы и снимки, для чего пришлось предварительно разгерметизировать кабину. Попытались англичане избавиться и от оставшихся ракет, но одну из них заклинило. Когда "Вулкан" приблизился к территориальным водам Бразилии, на его перехват поднялись два истребителя F-5 Tiger. Избегая встречи с ними, Мак Дугалл снизился до 6000 м. Позднее он вспоминал: "Мы пытались доложить о нашем критическом положении бразильскому диспетчеру, но он не мог нас понять - его английский оставлял желать лучшего. Потом диспетчер с американским акцентом сказал: "Видишь ту полосу перед собой?" Я ответил - да. Он продолжил: "Если положение будет совсем критическим, то можешь туда садиться." В тот момент у нас было опасно мало горючего, всего лишь около 1360 кг..., если бы мы не смогли приземлиться с первого раза, то разбились бы, чего очень не хотелось". Когда борт ХМ597 получил разрешение на посадку, он находился примерно в 10 км от ВПП на высоте 6000 м. После выпуска закрылков и уменьшения оборотов двигателей самолет начал быстро снижаться по спирали. Когда до полосы осталось 2400 м, скорость составляла 483 км/ч, что было слишком много для посадки. Чтобы уменьшить ее, Мак Дугалл решил создать больший угол атаки, для чего высоко поднял нос самолета (т. н. прием "дельта"). Когда он выровнял машину, то находился в 1200 м от ВПП, приборы показывали высоту 60 м и скорость 249 км/ч - нормальные параметры при посадке "Вулкана".

      Местные власти интернировали самолет и экипаж. Британские авиаторы находились в военной зоне аэропорта девять дней, после чего им позволили покинуть Рио на своем бомбардировщике. ХМ597 благополучно вернулся на Вознесение. Позднее, за выполнение этого задания Нейл Мак Дугалл был награжден Почетным Крестом Летчика. Интересно, что аргентинцы просили бразильцев не выпускать англичан до завершения конфликта, однако те заявили, что не имеют к войне никакого отношения и не видят смысла в выполнении данной просьбы. Однако "Шрайк" все же остался в Бразилии.

      В ночь с 11 на 12 июня началась операция "Блэк Бак-7", ставшая последним рейдом "Вулканов" в Фолклендском конфликте. В ней принял участие начинавший кампанию борт ХМ607. Состав его экипажа остался почти тот же, что и в первом вылете, только место бортинженера занял флайт-л-т П. Стэндин. Объектом атаки стала авиатехника на аэродроме в Порт-Стэнли. На пути к цели у бомбардировщика произошло несколько отказов различных систем, в том числе заглох один двигатель, который удалось запустить на подходе к островам. "Вулкан" отбомбился по аэродрому и благополучно вернулся на Уайдиуэйк.

      Принимая во внимание солидный возраст "Вулканов", можно смело назвать фолклендские рейды настоящим подвигом этих самолетов. Операции "Блэк Бак" стали завершающим аккордом эпохи стратегической бомбардировочной авиации в Великобритании. 30 марта 1984 г. на авиабазе RAF в Веддингтоне прошло торжественное прощание с 50-й эскадрильей - последней частью, в которой служили "Вулканы".





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100