Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-15 ВВС Болгарии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-15 ВВС Болгарии
    
      n Андрей Буков  


Версия 1.0 

Данные приведены на 10 августа 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://scramble.nl/database/military/bg#results, www.ejection-history.org.uk, https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm, www.flightglobal.com, https://asn.flightsafety.org/wikibase/type/MG15, https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html.

 

Таблица 1.        

Потери самолетов типа МиГ-15:

дата потери

примечания
6 мая 1952 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Стефан Павлов Петков погиб в районе АВБ Равнец.
27 октября 1952 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Григор Борисов Игнатов из 19 иап катапультировался после столкновения в воздухе с самолетом типа Ил-10 в районе Пловдива.
31 октября 1952 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Безмер в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли майор Стефан Борисов Ангелов и ст. лейтенант Димитър Генчев Петков.
31 марта 1953 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://obuch.info/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 ст. лейтенант Георги Стефанов Бояджиев из состава 21 иап погиб в районе АВБ Узундиево.
12 мая 1953 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Ангел Коев Кибарски катапультировался.
9 декабря 1953 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Атанас Колев Караганев погиб в районе АВБ Граф Игнатьево.
22 апреля 1954 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Георги Спасов Димитров погиб в районе АВБ Равнец.
19 августа 1954 По данным https://obuch.info/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 самолет типа МиГ-15бис с б/н 20 из состава 21 иап АВБ Узундиево сгорел на земле перед взлетом. Летчик не пострадал.
12 ноября 1954 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Илия Данков Илиев погиб в районе АВБ Равнец.
9 июня 1955 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Доброславцы в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли подполковник Димитър Динев Димитров и капитан Пеньо Тодоров Христов.
2 июля 1955 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Габровица в катастрофе самолета типа МиГ-15бис погиб ст. лейтенант Иванко Костадинов Григоров.
23 августа 1955 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Ганчо Парашкевов Душков погиб в районе АВБ Доброславцы.
31 января 1956 По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/274946 погиб ст. лейтенант Георги Начев Петров из состава 15 иап на АВБ Равнец.
16 марта 1956 По данным https://obuch.info/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 самолет типа МиГ-15 из состава 21 иап АВБ Узундиево совершил вынужденную посадку в деревне Тервел. Пока не учтен как потеря до выяснения деталей.
8 июня 1956 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Габровица погиб капитан Григор Ташков Алексиев.
19 августа 1956 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Доброславцы катапультировался капитан Спас Ангелов Димитров. По данным http://forums.airforce.ru/matchast/7095-sozdadim-reestr-mig-15-vmeste/ это был б/н 65 из состава 18 иап.
31 августа 1956 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Петър Трифонов Петров катапультировался.
7 марта 1957 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Равнец погиб капитан Никола Георгиев Николов.
29 марта 1957 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Тодор Найденов Митев погиб после столкновения в воздухе с другим самолетом типа МиГ-15 в районе АВБ Балчик.
29 марта 1957 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Иван Петров Лаков катапультировался после столкновения в воздухе с другим самолетом типа МиГ-15 в районе АВБ Балчик.
25 июня 1957 По данным https://pan.bg/view_article-1-404824-showimg2-goreshto-video-i-galeriyA-66-godini-aviobaza-bezmer.html самолет типа МиГ-15УТИ из состава 22 иап совершил аварийную посадку в поле в районе АВБ Безмер. Потерей пока не считается до выяснения деталей.
1 октября 1957 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Иван Филиппов Иванов погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис в районе АВБ Равнец.
25 сентября 1958 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа МиГ-15 погиб лейтенант Стоян Костов Стоянов. Падение указано в районе АВБ Равнец.
25 сентября 1958 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа МиГ-15 погиб лейтенант Атанас Аврамов Чалеев. Падение указано в районе АВБ Безмер.
30 сентября 1958 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Атанас Янков Атанасов погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис.
5 марта 1959 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Чешнегирово погиб капитан Стефан Маринов Давидов.
28 июня 1960 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Равнец в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погиб мл. лейтенант Андрей Димитров Богданов.
30 июня 1960 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после катапультирования погиб капитан Кирил Димитров Куцаров.
6 июля 1960 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Чешнегирово погиб мл. лейтенант Михаил Димитров Чеприганов.
26 августа 1960 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Доброславцы погиб ст. лейтенант Евлоги Николов Йорданов.
2 сентября 1960 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Каменец курсант Петко Ташев Карамитев катапультировался из самолета типа МиГ-15УТИ, при этом погиб инструктор капитан Стоян Иванов Стоянов.
7 февраля 1961 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm мл. лейтенант Благой Костадинов Панчев погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис в районе АВБ Каменец.
19 июня 1964 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Габровница курсант Лазар Костов Атанасов погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис.
26 октября 1965 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Пенчо Янков Симеонов погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис в районе АВБ Добрич.
27 января 1966 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Доброславцы в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли майор Петко Михайлов и майор Григор Александров.
3 августа 1966 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Чешнегирово погиб ст. лейтенант Христо Спасов Колев.
18 сентября 1968 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Стефан Атанасов Ловджиев катапультировался.
23 февраля 1970 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Равнец в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли ст. лейтенант Андон Коев Стоев и ст. лейтенант Иван Бойчев Вълчанов.
30 июня 1971 По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=30 самолет типа МиГ-15УТИ с б/н 60 из состава 21 иап в Узундиево столкнулся с птицей на высоте 300 м. Летчики ст. лейтенант Р. Русев и майор Арабаджиев совершили аварийную посадку. Вполне вероятно, что самолет был списан, но до выяснения деталей пока это нельзя считать потерей.
14 июня 1975 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Чешнегирово в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли лейтенант Георги Димков Стаматов и майор Павел Динков Христов.
5 сентября 1977 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Митко Христов Стоянов погиб в катастрофе самолета типа МиГ-15бис в районе АВБ Добрич.
17 декабря 1977 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Узундиево в аварии самолета типа МиГ-15УТИ погиб ст. лейтенант Стефан Станчев Банев. По данным https://obuch.info/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 это был самолет с б/н 110 из состава 21 иап.
28 октября 1980 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейтенант Росен Атанасов Русев погиб в районе АВБ Добрич.
28 августа 1981 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm инструктор ст. лейтенант Румен Славчев Бойчев и курсант Борис Георгиев Георгиев катапультировались из самолета типа МиГ-15УТИ в районе АВБ Каменец.
18 марта 1982 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в районе АВБ Каменец в катастрофе самолета типа МиГ-15УТИ погибли майор Гичо Трифонов Гичев и майор Марин Стефанов Маринов.
18 апреля 1983 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после катапультирования в районе между авиабазами Каменец и Добрич из самолета типа МиГ-15УТИ погиб ст. лейтенант Трифон Фитев Фитев.

 

Т.о. на 10 августа 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1951 г. по 1995 г. ВВС Болгарии потеряли минимум 43 самолета типа МиГ-15 с точной датой потери и точными сведениями о судьбе летчиков. Но это так, только часть айсберга. Совершенно нет информации по наземным происшествиям, а они были, и не один самолет был списан после этого.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm с 1951 г. было поставлено двенадцать или более машин типа MiG-15 Fagot A, 24 машины типа MiG-15bis Fagot B, двенадцать типа MiG-15bisR Ffgot B, 30 машин типа MiG-15UTI Midget.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig4.htm#mig-15 из поставленных в 1951 г. машин типа MiG-15 Fagot A к 1 мая 1952 г. в строю осталось только 9 машин.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/МиГ-15 в начале 1950-х ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис.

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fagot.html имеются сведения на 68 бортовых номеров болгарских MiG-15. В т.ч. 31 бортовой номер самолетов типа MiG-15UTI (б/н 03,5,24,27,36,51,52,80,81,91,97,103,111,113,121,123,131, 133,134,193,194,199,202,204,212,216,221,237,275,1025,1645). В т.ч. 13 бортовых номеров самолетов типа MiG-15 (б/н 05,15,16,25,033,63,071,151,165,242,337,609,820). В т.ч. 24 бортовых номера самолетов типа MiG-15bis (б/н 015,017,020,22,23,26,30,31,39,040,061, 65,072,85,104,109,128,144,148,169,174,181,380,405).

По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results в дополнение к частично вышеперечисленным также еще имеются сведения на шесть бортовых номеров самолетов типа MiG-15bis (б/н 115,178,261,299,374,379). Также еще имеются сведения на четыре бортовых номера самолетов типа MiG-15UTI (б/н 75,129,215,2х3).

По данным https://obuch.info/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 известен еще один бортовой номер самолета типа MiG-15UTI. Это б/н 110.

По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=30 известен еще один бортовой номер самолета типа MiG-15UTI. Это б/н 60.

Итого, на сегодня известны суммарно 80 бортовых номеров самолетов типа МиГ-15 всех типов ВВС Болгарии. Понятно, что это ничтожно малое количество.

По данным http://forums.airforce.ru/matchast/7095-sozdadim-reestr-mig-15-vmeste/ известно, что в ВВС Болгарии было поставлено в т.ч. 30 машин типа МиГ-15/S-102, 15 машин типа МиГ-15бис/S-103 и 51 машина типа МиГ-15УТИ/СS-102, в т.ч. 45 новых УБС и 6 экс-чехословацких. Итого суммарно известно о 96 серийных номерах поставленных машин только производства ЧССР.

По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=4555&start=60 в ВВС Болгарии из ЧССР было поставлено 30 машин типа МиГ-15/S-102, 15 машин типа МиГ-15бис/S-103 и 18 машин типа МиГ-15УТИ/СS-102. Также было поставлено из СССР в 12 машин типа МиГ-15, 24 машины типа МиГ-15бис, 12 машин типа МиГ-15бисР и 30 машин типа МиГ-15УТИ. Суммарно это 141 самолет.

По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=4555&start=15 в ВВС Болгарии из ЧССР было поставлено 30 машин типа МиГ-15/S-102, 15 машин типа МиГ-15бис/S-103 и 52 (или даже 53) машины типа МиГ-15УТИ/СS-102.

По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results также имеются сведения на 45 серийных номеров поставленных машин типа МиГ-15УТИ/СS-102 производства ЧССР.

И если только из ЧССР с 1953 г. был поставлен 51 самолет типа МиГ-15УТИ/СS-102, то были поставки еще и из СССР. Так, например, по данным https://russianplanes.net/reginfo/274971 самолет типа МиГ-15УТИ с б/н 199 имел заводской номер №15008 и был произведен в Харькове в 1952 г.

Подводя первоначальные итоги, вырисовывается следующее. Самолеты типа МиГ-15 поступили в т.ч. на вооружение 15 иап на АВБ Равнец, часть 18 и 43 иап на АВБ Доброславцы, часть 18 иап на АВБ Габровница, 19 иап на АВБ Граф Игнатьево, 21 иап на АВБ Узундиево, 22 иап на АВБ Безмер, 25 иап на АВБ Чешнегирово, 26 рап на АВБ Добрич. А еще эти самолеты вовсю использовались на АВБ Каменец и АВБ Балчик, и т.д. и т.п. Что получается, вся информация о поставке 78 машин, в т.ч. 30 машин только типа МиГ-15УТИ, является абсолютно недостоверной? Несколько авиаполков полностью состояли из однотипных самолетов. И если только было поставлено 30 учебных машин типа МиГ-15УТИ и 51 самолет типа СS-102, то сколько же боевых машин было получено болгарами? Около сотни? Больше сотни? Вероятно, так и есть. Пока максимальное количество поставленных машин только из ЧССР оценивается в 96 машин, а поставленных из СССР оценивается в 78 машин. Суммарно это 174 самолета.

 

 




Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100