Советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер
(1944), Герой Соц. Труда (1957), доктор
технических наук (1959), заслуженный деятель
науки и техники РСФСР (1972). После окончания
МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе
ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1,
ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький". С 1934
начальник бригады экспериментальных
самолётов(КБ-6) конструкторского отдела
сектора опытного строительства ЦАГИ,
которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец
АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ
завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для
переработки документации для внедрения в
серийное производство лицензионного
самолёта DC-3 (Ли-2).
|
Рис.1 Бомбардировщик
ДВБ-102
|
Был необоснованно репрессирован
и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая
при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В. М.
Петлякова (начальником бригады крыла). В
конце 1939г. Мясищев предложил проект
дальнего бомбардировщика "102" с
герметичными кабинами. Для его разработки в
ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев
возглавлял в 1940-43гг. В акте о
государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний
высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось,
что ДВБ-102 явился первым отечественным
бомбардировщиком с герметичными кабинами,
обеспечивающими нормальные
физиологические условия для работы экипажа.
Впервые в советском авиастроении в
конструкции бомбардировщика были
применены шасси с носовым колесом,
стрелково-пушечное вооружение с
дистанционным управлением, тонкое крыло с
относительной толщиной от 10 до 16% и
встроенными баками-кессонами. Створки
бомбового люка длиной 5,7 м открывались
внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка
составляла 3 т. Лётные испытания самолёта
проводились до 1946.
После гибели Петлякова, с 1943
Мясищев - главный конструктор и
руководитель опытно-конструкторских
отделов на заводе №22 в Казани по
модификациям и серийному производству
пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на
заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В начале 1944г. разработан дневной пикирующий
бомбардировшик Пе-2И со скоростью полёта,
превышающей скорость немецких
истребителей, способный нести в фюзеляже
бомбу массой 1 т для разрушения мощных
оборонительных укреплений. Пе-2И стал
базовым для создания ряда опытных
самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108,
дальнего истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году у Мясищева начинается
изготовление макета РБ-17 -
четырехдвигательного бомбардировщика с
ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было
расформировано, что мотивировалось его "малой
отдачей". Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482
переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17
позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В 1946-51 Мясищев - заведует кафедрой
проектирования самолётов, декан
самолётостроительного факультета МАИ. С 1947
- профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в
правительство предложение о создании
стратегического самолета с дальностью
полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это
предложение и 24 марта 1951 решением
правительства было воссоздано Опытно-конструкторского
бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева.
Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и
получивший обозначение М-4, был
спроектирован и построен всего через один
год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4
отработана система дозаправки самолётов в
воздухе «штанга-конус».
|
Рис.2 Бомбардировщик
3М |
Дальнейшим
развитием М-4 стал самолёт ЗМ реактивный
стратегический бомбардировщик с четырьмя
ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но
была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4
и ЗМ установлено 19 мировых рекордов.
С 1956 В.М.Мясищев генеральный
конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ
была поставлена задача создать
сверхзвуковой стратегический ракетоносец.
Опыта создания подобных самолетов не было и
ОКБ под руководством В.М. Мясищева
разработано новые методы проектирования.
Выбранная компоновка - длинный тонкий
фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя
ТРД - потребовала использования
нестандартных, оригинальных
конструктивных решений. Самолет,
получивший название М-50, совершил свой
первый полет в 1959г. Разрабатывалась и
сверхзвуковая стратегическая крылатая
ракета М-40 "Буран" класса "поверхность-поверхность".
В развитие этого проекта была создана
крылатая ракета воздушного базирования М-44,
предназначенная для вооружения
сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56.
Для скрытного маловысотного прорыва ПВО
разрабатывался стратегический
сверхзуковой М-57. Был и первый в СССР
пассажирский вариант сверхзвукового
самолета - М-55.
А проекты
бомбардировщиков с ЯСУ ("30", М-60) и
поныне малоизвестны.
В 1957-60 в КБ Мясищева были
разработаны также проекты первого
советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью
1960 ОКБ-23 было расформированно, а штат
передан в ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающее по
ракетно-космической тематике.
В 1960-67 Владимир Михайлович в
почетной "ссылке" - начальник ЦАГИ.
В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ
и Мясищев стал генеральным конструктором
Экспериментального машиностроительного
завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на
территории бывшей лётно-испытательной и
доводочной базы Опытно-конструкторского
бюро N` 23. Здесь под его руководством
проводились экспериментальные работы по
увеличению дальности полёта самолётов за
счёт ламинаризации обтекания, по
использованию композиционных материалов, а
также проектировались стратегические
бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе НПО "Молния", в
которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ
разработаны кабина экипажа, комплексная
система аварийного покидания, система
обеспечения жизнедеятельности и
терморегулирования орбитального корабля
многоразового использования "Буран".
На лётно-испытательной базе ЭМЗ
осуществлён (НПО "Молния"- совместно с
ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний
на аналоге корабля "Буран".
Депутат ВС СССР в 1958-66. Ленинская
премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина,
орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й
степ., Трудового Красного Знамени, Медалями.
В 1981 имя Мясищева присвоено
Экспериментальному машиностроительному
заводу
Данные сайта "Настоящие сверхзвуковые!"
|