Советский авиаконструктор, доктор
технических наук (1985), Герой Соц. Труда
(1975). По окончании Харьковского
механико-машиностроительного института
(ХММИ; 1930) работал инженером-расчетчиком
на Харьковском турбогенераторном
заводе. Принимал участие в проработке
проекта первой отечественной паровой
конденсационной турбины большой
мощности. С 1932 по 1940 работал в ХММИ
над проектом паротурбинной установки
для тяжелого бомбардировщика А.Н.Туполева.
Перейдя в 1941 г. на работу в ОКБ А.И.Микояна,
Г.Е.Лозино-Лозинский занялся
разработкой проектов различных
вариантов реактивных газотурбинных
двигателей. Под руководством и при
непосредственном участии Г.Е.Лозино-Лозинского
проходило освоение силовых установок
нового типа, в том числе комбинированных
(ПД+ВРД). Первая отечественная форсажная
камера (и методы ее расчета) была
разработана именно для поршневого (!)
двигателя (форсажная камера
располагалась в системе охлаждения
радиатора с помощью вентиляторов),
существенно улучшив его скоростные
характеристики: в 1947 г. в горизонтальном
полете на опытном поршневом самолете И-250
была достигнута скорость 850 км/ч. МиГ-17
был оснащен первой в нашей стране
серийной форсажной камерой,
разработанной под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского
в сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей
тягу двигателя на 30%. Эта форсажная
камера имела регулируемое критическое
сечение и была первой камерой такого
типа в мире.
![](../i/mig25.jpg) |
Рис.1 Истребитель
МиГ-25
|
Г.Е.Лозино-Лозинский возглавил в ОКБ В.И.Микояна
работы по комплексному сопряжению
двигателя с воздухозаборником и
форсажной камерой с целью повышения
эффективности всей силовой установки.
Результатом стал МиГ-19 - первый в мире
серийный сверхзвуковой истребитель. Его
заменил лучший истребитель своего
времени МиГ-21 с максимальной скоростью 2М,
оснащенный лобовым регулируемым
сверхзвуковым воздухозаборником. За
участие в разработке 3-х махового
истребителя-перехватчика МиГ-25 Г.Е.Лозино-Лозинский
был удостоен почетного звания Героя
Социалистического Труда.
С дальнейшим ростом скоростей и высоты
полетов авиация вышла на порог космоса.
В соответствии с пятилетним
Тематическим планом ВВС по орбитальным
и гиперзвуковым самолетам практические
работы по крылатой космонавтике в нашей
стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна,
где их возглавил 55-летний Главный
конструктор ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинский.
Тема по созданию двухступенчатой
воздушно-космической системы (ВКС)
получила индекс "Спираль" (тема 50).
Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским
29 июня 1966 года аванпроекту "Спирали"
, ВКС с расчетной массой 115 тонн
представляла собой состыкованные
воедино крылатые широкофюзеляжные
многоразовые аппараты горизонтального
взлета-посадки, спроектированные по
схеме несущий корпус-бесхвостка : 52-тонный
гиперзвуковой самолет-разгонщик (индекс
50-50 ) до скорости 6М и отделяемый от него,
стартующий с его спины на высоте 28-30 км 10-тонный
пилотируемый ОС длиной 8 м и размахом
крыла 7,4 м. Потенциал заложенных в проект
идей оказался настолько велик, что и
сегодня на их основе в "НПО Молния"
ведется проработка гиперзвукового
пассажирского самолета на сто мест с
дальностью полета до 10000 км.
Реально программа НИОКР и испытаний
Спирали была реализована лишь частично:
для исследования характеристик
устойчивости и управляемости на разных
этапах полета и оценки теплозащиты из
высокопрочных жаростойких материалов
до закрытия работ были построены
аналоги ОС в трех комплектациях (аналог
для исследований в полетах на
дозвуковой скорости - имитация
атмосферного участка захода на посадку
при возвращении с орбиты - получил
кодовое обозначение 105.11, на сверхзвуке
105.12 , на гиперзвуке 105.13 ) и в условиях
космического полета испытаны
масштабные летающие модели серии БОР.
Аналог орбитального самолета 105.11
успешно прошел серию дозвуковых летных
испытаний и полностью подтвердил
заявленные характеристики.
![](../i/mig31.jpg) |
Рис.2 Истребитель
МиГ-31
|
В 1971 г. Г.Е.Лозино-Лозинский назначается
Главным конструктором сверхзвукового
перехватчика, который впоследствии весь
мир узнал как МиГ-31. Самолет
предназначен для использования в
системе ПВО страны, способен выполнять
длительное патрулирование и вести
борьбу со всеми классами воздушных
целей (в том числе малоразмерными
крылатыми ракетами, вертолетами и
высотными скоростными самолетами) в
любое время суток, в сложных погодных
условиях, при интенсивном ведении радио-электронной
борьбы.
Г.Е.Лозино-Лозинский принимал самое
непосредственное участие и в создании
фронтового истребителя МиГ-29: в
частности, в 1972 г. на заседании
объединенного Научно-технического
совета Министерства авиационной
промышленности и ВВС, на котором
рассматривалось состояние работ по
перспективным истребителям в рамках
государственной программы ПФИ, от имени
ММЗ Зенит им.А.И.Микояна именно Глеб
Евгеньевич в докладе представил проект
истребителя, впоследствии получившего
наименование МиГ-29.
В 1974 г., после назначения В.П.Глушко на
пост главного конструктора НПО Энергия,
в СССР начинаются работы по тяжелой
транспортно-космической системе с
многоразовым орбитальным кораблем. Все
понимают, что крылатый космический
корабль невозможно сделать без
Минавиапрома только силами и средствами
Минобщемаша, а среди авиаторов сделать
это может только Г.Е.Лозино-Лозинский с
его уникальным опытом работы над
Спиралью .
Для создания планера орбитального
корабля (ОК) "Буран" по инициативе
министра МАП П.В.Дементьева на базе трех
КБ (КБ "Молния", КБ "Буревестник"
и ЭМЗ во главе с В.М.Мясищевым) в 1976 г.
было образовано специализированное
предприятие - Научно-производственное
объединение "Молния", ставшее
головным по разработке планера ОК "Буран".
Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский
- генеральный директор и Генеральный
конструктор.
Несмотря на предложение НПО "Молния"
применить схему орбитального самолёта
"Спираль" в системе "Буран",
головной разработчик системы НПО "Энергия"
настоял на использовании компоновки,
близкой к американскому Шаттлу. Тем не
менее, опыт работы над "Спиралью"
значительно облегчил и ускорил создание
Бурана . В отечественной практике
ракетно-космической техники не было
аналогов, по сложности равных кораблю
Буран : в состав ОК входило более 600
установочных единиц бортовой
аппаратуры, скомплексированных в более
чем 50 бортовых систем, объединенных в
единый бортовой комплекс; более 1500
трубопроводов, более 2500 сборок (жгутов)
кабельной сети, включающих около 15000
электрических соединителей. Главным
результатом напряженных многолетних
усилий стал триумфальный двухвитковый
беспилотный полет Бурана с
автоматической посадкой 15 ноября 1988
года.
![](../i/molniya.jpg) |
Рис.3 Легкий
самолет Молния-1
|
В настоящее время
разрабатываются проекты легких
многоцелевых самолетов Аист-2 и Молния,
многоцелевая авиационно-космическая
система МАКС и т.д. Разработанное под его
руководством Глеба Евгеньевича
семейство самолетов-трипланов (от
шестиместного самолета-такси Молния-1 до
сверхтяжелого триплана Геракл
грузоподъемностью до 500 т) является
величайшими конструкторскими
достижениями в авиационной и
авиакосмической технике.
Ленинская премия (1962). Государственные
премии СССР (1950,1952). Награжден 2 орденами
Ленина, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями.
Выдающийся генеральный конструктор авиационно-космической отрасли Г.Е.Лозино-Лозинский скончался 28 ноября 2001 г. и похоронен на кладбище
Донского монастыря.
Данные сайта "Настоящие сверхзвуковые!"