Советский авиаконструктор, член-корр. АН
СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной
службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956).
Окончил МВТУ (1927). После защиты дипломного
проекта Лавочкина направили в КБ Ришара.
Проработал он там недолго - ушел вместе с
заместителем Ришара, Лавилем, в БНК (Бюро
новых конструкций). После закрытия бюро
Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в
бригаду В.А.Чижевского. Еще через год он
попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его «сманил»
к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным
разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там
Лавочкина приметил Туполев и пригласил
работать в Главное управление авиационной
промышленности (ГУАП). С 1939 главный
конструктор по самолётостроению, с 1956 -
генеральный конструктор.
|
Рис.1
Истребитель Ла-5
|
В 1940 совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым
представил на испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22),
который после доработок был запущен в серию
под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их
разработке Лавочкин впервые в СССР широко
использовал новый особо прочный материал –
дельта-древесину.
Переделка ЛаГГ под более мощный двигатель
Шевцова АШ-82 спасла самолет от снятия с
серийного производства. В сентябре 1942
первые серийные Ла-5 были переброшены в
район Сталинграда. Дальнейшим развитием
этого самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН,
Ла-7, широко применявшиеся в годы Великой
Отечественной войны. Надёжный двигатель
воздушного охлаждения, имевший высокие
технические характеристики в широком
диапазоне высот полёта, обеспечивал также и
надёжную защиту лётчика в передней
полусфере обстрела. На истребителях
конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62
фашистских самолёта.
Развитием Ла-7 стали фронтовой истребитель
Ла-9 и цельнометаллический истребитель
сопровождения Ла-11, выпускавшиеся во 2-й
половине 40-х годов большой серией.
Уже в июле-августе 1942 на ЛаГГ-3 пробуют
устанавливать ПВРД конструкции М.М.Бондарюка.
В созданном в конце 1943 г. филиале КБ под
руководством С.М.Алексеева на Ла-7 и Ла-9 были
испытаны различные хвостовые ускорители:
ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД И.А.Меркулова и
ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944 проектируется первый
в СССР истребитель с ТРД С-18 А.М.Люльки - Ла-ВРД.
|
Рис.2
Истребитель Ла-15 |
В послевоенные годы под руководством
Лавочкина создан ряд реактивных серийных и
экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160
- первый отечественный самолёт со
стреловидным крылом и Ла-176, на котором
впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута
скорость полёта, равная скорости звука.
Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией
(500 машин), стал последним серийным
самолетом Лавочкина.
Под руководством Лавочкина был создан ряд
образцов ракетной техники. В сентябре 1950
рамках проекта «Беркут» (ПВО Москвы) в ОКБ-301
начались работы над зенитной ракетой В-300 («205»)
для комплекса «Беркут» средней дальности, и
авиационной Г-300 («210») для Ту-4. Уже 25 июля 1951г.
на Государственном центральном полигоне,
расположенном невдалеке от Капустина Яра,
произвели первый пуск ракеты «205». А в
течение 1954-55 систему, переименованную в С-25,
приняли на вооружение и поставили на
опытное дежурство. В 1955 г. ОКБ С.Лавочкина
приступило к проектированию зенитной
ракеты для системы «Даль». Ей присвоили
заводской индекс «400». В 1958-62 гг. она прошла
испытания, но не была принята на вооружение.
В 1954-56 гг. была разработана и с 1957 по 1960
испытана сверхзвуковая стратегическая
крылатая ракета «Буря» (Ла-Х, «изделие 350»).
Это был первый в СССР аппарат, способный к
длительному полету в атмосфере со
скоростью М=3,1-3,2 !
|
Рис.3
Истребитель Ла-250
|
Но 9 июня 1960 С.А.Лавочкин скоропостижно
скончался от сердечного приступа на
полигоне в Сары-Шагане, где проходили
испытания его ЗУР «400». После выступления Н.С.Хрущева
в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о
нецелесообразности развития авиации, вышло
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР, которое прекращало все работы по
новым перспективным самолетам. В ОКБ
Лавочкина была закрыта работа над
всепогодным перехватчиком Ла-250 «Анаконда»
и МКР «Буря», а само КБ передавалось во
вновь образующееся Министерство общего
машиностроения.
Депутат ВС СССР с 1950. Государственные
премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3
орденами Ленина, орденами Красного Знамени,
Суворова 1-й и 2-й степ., медалями. Имя
Лавочкина носит НПО, образованное на базе
ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст в
Смоленске.
Данные сайта "Настоящие сверхзвуковые!"
|