Советский авиаконструктор. В
конце 30-х - начальник самолетного отдела
Наркомата оборонной промышленности. По
образованию Владимир Петрович был
квалифицированным конструктором - окончил
в 1931 г. МАИ по специальности "Самолетостроение".
Участвовал в создании советского "антимессершмитта"
ЛаГГ.
|
Рис.1 Истребитель
ЛаГГ
|
Горбунов и Лавочкин лучше других
конструкторов знали возможности
авиационной промышленности Советского
Союза, возможно поэтому, самолет они
предложили цельнодеревянный. Во всем мире (в
том числе и в СССР) использование древесины
в качестве авиационного конструкционного
материала в конце 30-х годов считалось уже
анахронизмом. В нашей стране, тем не менее,
дерево продолжали использовать - не от
хорошей жизни, конечно. Сказывалась
нехватка крылатого металла - алюминия.
Практически все созданные перед войной
истребители имели смешанную конструкцию:
компромисс между нехваткой дюраля и
дешевизной, технологичностью древесины.
Металл давал огромную экономию в массе,
равнопрочная с деревянной, конструкция из
дюраля весила на 40% меньше, но перед войной
было принято стратегически правильное
решение, ориентировавшее
самолетостроителей на широкое
использование в новых самолетах дерева. На
первый план вышла возможность массовой
постройки самолетов минимально
квалифицированными рабочими. В конечном
итоге за счет простоты и технологичности
Яков и ЛаГГов советской промышленности
удалось сохранить и даже нарастить выпуск
истребителей в тяжелейших условиях
эвакуации.
Дальше всех в использовании дерева в
истребителе пошли Горбунов и Лавочкин. Их
конструкция является беспрецедентной в
истории истребительной авиации. Английский
цельнодеревянный "Москито" сравнивать
с ЛаГГом вряд ли уместно. "Мосси" не
рассчитывался на ведение маневренного
воздушного боя, его стихия - скоростной
полет с плавными разворотами. Ну а по части
использовавшейся в конструкции древесины
"Москито" и советский истребитель
соотносятся примерно так же, как
потомственный лондонский лорд и посконный
крестьянин из Тверской губернии. У одного -
экзотическая бальза, у другого -
тривиальная сосна и береза.
Горбунов недолго был номинальным
руководителем работ (реально все основные
вопросы по проектированию решал Лавочкин).
В силу причин личного характера (опять же,
"исторический анекдот", см.
воспоминания Алексеева) Горбунов отошел от
работ, а Гудков занимался
производственными вопросами. Подписывать
же техническую документацию и разные "исходящие"
бумаги должен был конкретный человек,
ежедневно появляющийся на работе и
держащий руку на пульсе проектирования. Им
стал Семен Алексеевич Лавочкин. Однако,
упоминание Горбунова как главного
конструктора самолета И-301 встречается в
документах, датированных вплоть до февраля
1940 г.
|