Уголок неба ¦ Испанцы на Восточном фронте

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Испанцы на восточном фронте
             
         n Михаил Жирохов  


В годы Второй мировой войны Испания формально оставалась нейтральной страной. Однако все таки немало ее граждан приняли участие в войне, причем по обе стороны баррикад. Именно они были добровольцами в полном смысле этого слова. Фактически Вторая мировая стала продолжение гражданской войны 1936-39 годов.

Поэтому когда началось вторжение Германии в СССР диктатор Испании каудильо Франко тоже решил поучаствовать в "крестовом походе против коммунизма". Кроме формирования добровольческой пехотной дивизии (в общей сложности насчитывали около 18 тыс. человек) в Германию отправилась большая группа хорошо подготовленных летчиков.

Первая волна

Историю испанских добровольцев в Люфтваффе стоит начать с 25 июля 1941 года, когда на северной окраине Мадрида собралась (при активном содействии Министерства обороны, естественно) группа желающих попасть на Восточный фронт. В нее вошли 129 человек летно-технического состава, в том числе 17 летчиков-истребителей и военный священник. Все они обладали большим опытом - практически все они прошли горнило гражданской войны, а общий счет их воздушных побед достигал 79.

Уже 5 сентября после короткого курса переподготовки в Германии испанцы получили первые Bf.109Е, одновременно все они вступили в Люфтваффе, подписав стандартный полугодовой контракт. При этом каждый самолет получил эмблему, взятую со знамени фалангистов, на которой красовались летящие птицы и надпись "Vista Suerie у al Тоrо" (в примерном переводе звучит как "С горячим сердцем - вперед, на быка!". В общем, какой испанец не любит корриды!).

Через три недели группа, названная "Голубая эскадрилья" (Escuadrilla Azul - Голубой цвет считался цветом националистической организации "Фаланга", под знаменем которой и группировались добровольцы), отправилась на фронт. В Люфтваффе она получила официальное обозначение 15-я "испанская" эскадрилья и вошла в состав 27-й истребительной эскадры (Jagdgeschwader 27), которой командовал майор Бернард Вольденг. Сначала волонтеры попали под Минск, но очень скоро вместе со всей эскадрой перебазировались под Смоленск, где на тот момент шли упорные бои.

Боевой дебют испанцев на Восточном фронте оказался неудачным. 2 октября четверка испанских истребителей атаковала группу бомбардировщиков ДБ-3, которых прикрывали И-16. Советские летчики смогли не просто отстоять своих подопечных, но и сбили одного из лучших летчиков 15-й "испанской" Луиса Алькосера Морено-Абелья (За время гражданской войны выполнил 182 боевых вылета и одержал 5 побед - то есть был асом в европейском понимании этого термина). Он попытался аварийно посадить изрешеченный "Мессер", но потерпел катастрофу и погиб.

Однако класс летчиков был очень велик и поэтому первых побед не пришлось долго ждать - уже через два дня на счету эскадрильи появились и первые победы. Командир подразделения Анхель Салас Ларрасабаль в одном бою сбил Пе-2 и И-16. Тогда же он заявил об уничтожении самолета, "внешне похожего на И-16"(испанцы современную на 1941 год советскую матчасть знали неважно, поэтому ошибки в опознании были частыми).

Испанская эскадрилья использовалась немецким командованием весьма интенсивно - за короткое время летчики совершила 123 боевых вылета. 13 октября лейтенант Эстебан Ибарреге сбил биплан (по неподтвержденным данным, И-153), а капитан Карлос Байо - "И-18". В том же бою пара Вf.109Е атаковала тройку ДБ-3, оставшихся без истребительного прикрытия, и сбила один из них. Однако в тот же день при внезапной атаке аэродрома советские бомбардировщики лишили подразделение сразу двух "Мессершмиттов".

Тем временем фронт стремительно приближался к Москве, и испанцы перебазировались на аэродром Калинина. Вскоре на их счету значилось уже 8 воздушных побед. Но в середине октября боеготовность эскадрильи значительно снизилась. Причиной этого стали ранние морозы, к которым не привыкли теплолюбивые южане. Продолжала наносить чувствительные потери и советская бомбардировочная авиация. Так, 21 октября два истребителя были повреждены при штурмовке.

25 октября во время штурмовки советского аэродрома в Клину пара Байо и Салас сбила взлетевший "И-18" (по другим данным, он был уничтожен на земле). Самолет лейтенанта Сестероса получил повреждения от огня зенитной артиллерии, но летчику удалось привести его домой. 31 октября Салас был награжден Железным Крестом 1-й степени, который получил из рук командующего 7-м авиакорпусом генерала Рихтгофена.

В начале ноября "испанская" эскадрилья перебазировалась на аэродром в местечке Руса, откуда целую неделю не взлетело ни одного самолета - стояли сильные морозы. Только 13-го числа испанцы отважились нанести удар по советским аэродромам в районе Никольского, где уничтожили на земле два самолета. Немцы в это время активизировали наступательные действия, а теплолюбивым добровольцам с Пиренеев пришлось преодолеть страх перед русскими холодами и выполнить немало вылетов. В одном из них две группы "Мессеров", ведомые Саласом и Муньесом , прикрывали налет Ju.87 и Нs.123 на советские позиции в районе Есипово и Духанино. Самолет ведущего второй группы был сбит, летчик воспользовался парашютом, однако в свою часть не вернулся. Можно предположить, что, будучи раненным, он замерз.

27 ноября при аналогичных обстоятельствах пропал без вести Аристидес Гарсия-Лопес Ренгел, его Вf.109Е-7/В был сбит недалеко от г. Истра. По советским данным, 27 ноября 1941 г. у деревни Авдуевка зенитчики батареи лейтенанта П.Л.Бонара сбили Нs.123, который упал прямо на позиции батареи. Погибший летчик был испанцем в звании майора и имел два Креста. Возможно, что произошла обычная в военное время ошибка, и это был все же истребитель. 3 или 4 декабря испанцы понесли очередную потерю - пропал без вести лейтенант Рикардо Бартоломео Чаввария.

В начале декабря термометр показывал -35°С. Испанцы не нашли ничего лучшего, как замаскировать свои самолеты и совершать редкие вылеты для разведки над околицами Москвы и патрулирования над местом своего базирования. На состоянии эскадрильи сказались потери, к тому же, из-за превратностей климата большинство летчиков "не вылезало" из госпиталя. Вскоре немецкое командование отвело испанское подразделение на аэродром в Дугино под Витебском, а 6 января 1942 года личный состав начал готовиться к отбытию домой.

1 марта все оставшиеся в живых прибыли в Мадрид, где их ждала торжественная встреча. На фронте эскадрилья совершила 449 вылетов, из них 178 боевых (84 - на штурмовку). По испанским данным, было уничтожено 11 самолетов противника (из них 4 на земле). Собственные потери составили 4 летчика и 6 самолетов (по другим данным, 11 Вf.109Е-3 сгорели на земле, еще 13 других машин были повреждены или находились в неисправном состоянии). Причем несмотря на добровольность один летчик - капитан Лопес - дезертировал (Причем он не только сдался в плен, но и выразил желание сражаться в рядах Красной Армии! Как сложилась его дальнейшая судьба, точно сказать нельзя. Известно, что на Кубани в одном из училищ служил летчик-инструктор с подобной фамилией и можно предположить, что это был именно он). .

Вторая волна

Штаб испанских ВВС посчитал действия своих волонтеров на Востоке вполне успешными и стал набирать вторую группу для отправки на войну. Вскоре были набраны 19 летчиков и около 100 человек технического персонала. Эскадрилья на этот раз получила "Мессершмитты" более современной модификации- "F". К началу июня 1942 г. подразделение прибыло на фронт в район Орла. 8 июня прошла официальная церемония создания 15-й "испанской" эскадрильи в составе 51-й истребительной эскадры (15.(Spаn)/JG51). Весь июнь летчики осуществляли ознакомительные полеты, и только 1 июля состоялось их боевое крещение. Шестерка "Мессеров" была поднята по тревоге и направлена на перехват группы из трех штурмовиков Ил-2 и нескольких ЛаГГ-3 прикрытия, шедших бомбить аэродром. В завязавшемся бою капитан Хуан Фрутос и лейтенант Рамон подбили по одному советскому истребителю. Однако в этой схватке погиб командир эскадрильи капитан Антонио Норьега Лабат - его Вf.109F-2 W.Nr.5432 упал около Мценска.

5 июля в одном бою были одержаны сразу три победы: новый командир эскадрильи капитан Мануэль Бенгоэчеа, лейтенанты Федерико Гаррет и Эмилио Бараньяно сбили ДБ-3, ЛаГГ-3 и Пе-2. Лейтенант Рамон Эскуде заявил о сбитом Пе-2, однако его победа не получила подтверждения. Кстати, в том же бою он был сбит сам, воспользовался парашютом и благополучно приземлился недалеко от местечка Волхов, на территории, контролируемой немцами. 18 июля разведывательный Fw.189 был атакован тремя ЛаГГ-3, и ему на помощь устремилась дежурная пара: капитан Хосе Аранго и лейтенант Хавьер Арраиса. Хотя испанские летчики заявили о трех победах, однако подтверждение от наземных частей пришло только на два сбитых советских истребителя.

Поддерживая общее наступление немецкой армии на Сталинград, самолеты Люфтваффе совершали до тысячи вылетов в день. Испанцы тоже не отсиживались на земле и несли ощутимые потери. 2 августа над Ржевом был сбит самолет W.Nr. 6702, а днем позже в воздухе развалился № 9541. К сожалению, никаких подробностей этих потерь на данный момент найти не удалось. 7 августа Антонио Наварро Перес на Вf.109F-2 W.Nr.9545 столкнулся в воздухе с самолетом своего ведомого лейтенанта Андреаса Роблеса и погиб. Были, конечно же, и победы. Так, капитан Бенгоэчеа и лейтенант Эскуде сбили два штурмовика Ил-2, летчики которых капитан Тиханович и младший лейтенант Костенко попали в плен.

Через два дня испанцы записали на свой счет две победы: капитан Фрутос сбил Пе-2, а лейтенант Бараньяно - Ил-2. 29 октября капитаны Бенгоэчеа и Карлос Сьерра сбили по ЛаГГу каждый. Последняя победа летчиков второй группы была одержана 11 ноября, когда лейтенант Луис Медрано сбил Пе-2.

30 ноября 1942 года, после шестимесячного пребывания на фронте, эскадрилья получила приказ окончить боевые действия и отправиться домой. Летчики второй волны совершили 1312 самолето - вылетов, приняли участие в 117 воздушных боях и одержали около 15 побед (включая возможные и неподтвержденные). Как обычно, существуют и другие данные: 1182 вылета, 13 достоверных побед и не менее 5 неподтвержденных или возможных. Столь небольшое количество побед объясняется прежде всего оборонительной тактикой истребителей. Испанцы потеряли 6 самолетов и 2 летчика, кроме того, лейтенант Рамон Гисберт Эскуде был ранен.

Третья волна

Эта группа в количестве 20 человек под командованием Карлоса Феррандиса прибыла на Восточный фронт в конце ноября 1942 года для замены летчиков второй волны. Однако 7 пилотов из старого состава выразили желание продолжить "свою войну".

Первая же воздушная схватка была проиграна. 1 декабря, совершая парой разведывательный полет в районе поселка Троицкое, испанские летчики были внезапно атакованы одиноким ЛаГГ-3. Самолет Андреаса Асенси Альфареса-Аренаса был сбит, пилот смог совершить вынужденную посадку, но попал в руки советских бойцов (Он провел в советских лагерях 11 лет и получил свободу по амнистии в 1953 г. после смерти Сталина). Первые победы летчиками новой группы были одержаны 27 декабря, когда лейтенант Крамело Лакруз сбил Ил-2, а летчик из предыдущего состава - Эмилио Бараньяно - подбил другой такой же самолет, причем испанец попал под огонь стрелка этого штурмовика и закончил вылет вынужденной посадкой. Фернандо Бенгоа, тоже воевавший второй срок, атаковал Пе-2, который взорвался в воздухе.

Начало 1943 года застало испанских пилотов в весьма непростой ситуации. Если в 1941-42 гг. эскадрилья работала с относительно безопасных аэродромов вдали от линии фронта, то теперь места базирования оказались в зоне действия партизан, которые совершили ряд удачных диверсий. Испанской эскадрилье пришлось несколько раз срочно менять полевые аэродромы, и во время одного из таких перелетов 12 января 1943 г. самолет лейтенанта Кармело Лакруза Куэрво скапотировал и разбился. Летчик получил тяжелые ранения, после чего был отправлен на излечение в Испанию.

27 января стал самым успешным днем эскадрильи за все время ее пребывания в СССР! Лейтенанта Бараньяно и Мартинес сбили по два Пе-2, Франциско Бериайн уничтожил два ЛаГГ-3, а Гонсало Хевиа еще один истребитель этого типа. Лейтенант Рамон Гавильян заявил, что подбил И-153 (тот вышел из боя и приземлился на собственном аэродроме).

Красная Армия в тот момент начала активные наступательные действия. В воздухе каждый день разгорались жаркие схватки. Имея явное превосходство перед "ЛаГГами", испанцы могли прорывать истребительное прикрытие и атаковать ударные машины. Так,

C 22 по 24 февраля летчики эскадрильи сбили 11 советских самолетов (5 Ил-2, 3 ЛаГГ-3, 2 Пе-2 и 1 Ла-5). При этом трижды отличился Хевиа. С 7 по 10 марта на счет 15.(Span)/JG.51 были записаны еще 7 побед: 2 Ил-2 и 5 истребителей. По неполным данным, к концу марта летчики сбили еще 3 ЛаГГ-3 и бомбардировщик. Что касательно потерь, то в тот период во время выполнения боевых заданий погиб только капитан Антонио Гарсиа Менендес-Конде, который был сбит 21 марта в ожесточенном воздушном бою. Кроме того, 18 марта при выполнении тренировочного полета разбился лейтенант Нарциссо Гарсия Гарсия, а накануне ночью советские партизаны подобрались к аэродрому и взорвали один Вf. 109F-4.

В этот напряженный период немцы решили перевооружить испанцев на новые истребители FW.190. Первым для переучивания в штаб эскадры JG51 отправился Хевиа, хорошо знавший немецкий язык. Его наставником стал Курт Тандер . Уже 14 апреля 1943 г. Хевиа вылетел в паре с Тандером на боевое задание и сбил Пе-2. Остальные испанцы смогли в полной мере освоить новые самолеты к 25 апреля. Правда, теперь только самые опытные отваживались вступать в схватки с советскими истребителями, так как превосходство советской авиации в воздухе было все более ощутимее. Первая потеря "Фоккера" произошла 1 мая: лейтенант Хуан Россело Симоне выпрыгнул с парашютом из потерявшего управление самолета, но парашют не раскрылся. По некоторым данным, этому предшествовала атака пары ЛаГГ-3.

С начала июня начались тяжелые оборонительные бои. Аэродром часто стал подвергаться атакам советских бомбардировщиков, в результате испанцы лишились нескольких самолетов. 8 июня лейтенант Алехандро Перес Гонсалес сбил Пе-2, но погиб после атаки истребителей прикрытия. Последняя победа пилотов этой группы была одержана 4 июля: лейтенант Бернадо Менессес сбил Ла-5. В целом испанские летчики третьей волны совершили 1716 боевых вылета и в 112 воздушных боях уничтожили 63 самолета. Собственные потери - 7 летчиков (4 погибших, двое выбыли из строя по причине ранения и 1 попал в плен).

Четвертая волна

Очередная группа летчиков во главе с Мариано Куадра прибыла на фронт в разгар битвы под Курском. Основным аэродромом ее базирования считался Брянск, хотя эскадрилья регулярно перебрасывалась на полевые площадки вдоль линии фронта. Уже 6 июля была одержана первая победа - лейтенант Хосе Матеос сбил Ла-5. Начиная с 12 июля, немецкое командование стало привлекать испанцев к эскортированию Не.111. Во время одного из таких вылетов фортуна отвернулась от Эдуардо Гарсия Амиго. При отражении атаки ЛаГГ-3 его ведомый лейтенант Мануэль Санчес Табернеро вышел из боя, оставив ведущего без прикрытия. Самолет Амиго был сбит и упал в районе реки Жиздра. Летчик пропал без вести .

Бои в воздухе проходили почти беспрерывно, и в них испанцы одержали более 40 побед. Только 12 августа они сбили 4 Ла-5 и 1 ЛаГГ-3. В тот день советские истребители подожгли самолет Геральдо Эскаланте, который получил тяжелые ранения и выпрыгнул с парашютом. На земле он сразу же попал в руки русских... воевавших на стороне немцев! Испанский летчик был помещен в ближайший госпиталь, а впоследствии эвакуирован в Испанию.

21 августа Луис Чиггаро Ламамми в своем первом вылете таранил истребитель Ла-5 в районе Демянска-Никольска и погиб. О судьбе советского пилота ничего неизвестно.

Вскоре был потерян еще один самолет: лейтенант Педро Лакалье Орельяна совершил вынужденную посадку в районе Брянска, а 31 августа в бою над Ельней с парой советских истребителей погиб капитан Альфаро Маримон.

В сентябре боевая деятельность еще больше активизировалась. Испанцы за месяц совершили 575 вылетов, сбили или повредили 15 самолетов, а лейтенант Сальвадор Сьерра уничтожил еще и аэростат . 18 сентября четверка Fw.190 сопровождала бомбардировщики и была атакована советскими истребителями. Самолет Луиса Эстебанеса Вела был подбит, и летчик пошел на вынужденную посадку в районе Ельни. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

В октябре Советская Армия начала новое наступление. 21 октября лейтенант Дамаско Аранго сбил Ил-2. В тот же день в бою с Ил-2 и ЛаГГ-3 в 15 км от Орши погиб лейтенант Энрике Пареха Нуньес. Следующий месяц выдался относительно спокойным для испанской эскадрильи. 12 ноября Хосе Рекасенс Гаррига атаковал группу Ил-2, но был сбит истребителями сопровождения, выпрыгнул с парашютом и впоследствии был отправлен в Испанию по ранению. Через неделю в ходе утреннего боевого вылета над Оршей потерпел катастрофу лейтенант Фернандо Санчес-Архона Котрой. Причины инцидента в известных источниках не уточняются.

5 декабря в районе Бобруйска жертвой лейтенанта Франциско Валиенте стал бомбардировщик А-20 "Бостон". Последние выле-ты летчики четвертой волны совершили 10 января 1944 г. В тот день восемь Fw.190 (6 немцев и 2 испанца) сопровождали группу Ju. 87. В районе поселка Осаричи они были атакованы группой Яков, после боя с котороми Хосе Каванильес Беретерра из вылета не вернулся. В тот же день Франциско Валиенте одержал вторую победу над А-20. Всего летчики четвертой волны совершили 1918 вылетов и сбили в 277 воздушных боях 74 самолета. Семь пилотов погибли или пропали без вести, а трое выбыли из строя по причине ранения. В этой группе асами стали: командир эскадрильи Мариано Куадра (10 побед), лейтенанты Фернандо Санчес-Архона Котрой (9) и Дамаско Аранго Лопес (7).

Пятая и последняя волна

После понесенных Германией поражений генерал Франко начал опасаться, что союзники нарушат нейтралитет его страны, поэтому он без энтузиазма стал относиться к отправке летчиков на Восточный фронт. Теперь испанским добровольцам пришлось правдами и неправдами перебираться через Пиренеи на французский аэродром Де Бержерак, где под непрерывными бомбежками союзников они наскоро осваивали истребитель Bf.109G и практически поодиночке отправлялись на фронт. На месте назначения под Бобруйском последний состав "Голубой эскадрильи" собрался к 23 февраля 1944 г. Командовал подразделением Хавьер Мурсия.

Ввиду сложившихся обстоятельств группа воевала очень мало, и уже 5 марта была отозвана в Испанию. За неполные две фронтовые недели летчики эскадрильи сделали 86 вылетов, участвовали всего в 6 воздушных боях, не одержав ни одной победы. А вот безпотерь не обошлось. В воздушном бою 17 (по другим данным - 27) февраля Bf.109G лейтенанта Эстанислао Сегуролы Гуэрка был сбит истребителями недалеко от с. Поричи. Летчик погиб. Позже было объявлено, что обломки самолета найдены недалеко от Моисеевки, но останков пилота обнаружить не удалось.

Подводя итоги, скажем, что всего за 28 месяцев боевой работы испанские летчики совершили около 5500 боевых вылета, провели 606 воздушных боев и одержали 158 побед. 12 пилотов погибли, 6 получили ранения, 7 пропали без вести, 1 попал в плен, 1 перешел на сторону противника. В общей сложности, боевой опыт получили 96 летчиков, из которых 12 стали асами, то есть уничтожили более 5 неприятельских самолетов. Еще 30 пилотов одержали меньшее количество побед.

 




Уголок неба. 2010 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100