Уголок неба ¦ Битва за Англию

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Битва за Англию
             
         n Майкл Спик  



В предыдущих военных кампаниях люфтваффе использовались в качестве дополнения к действующей сухопутной армии: пилоты-истребители выполняли, главным образом, задачи по захвату и удержанию господства в воздухе в ходе поддержки наземных операций. Успешному их решению в немалой степени способствовало стремительное продвижение немецких войск, благодаря которому коммуникации противника были разрушены, поставки боеприпасов прерваны и создалась угроза захвата аэродромов союзников. На этот раз все изменилось: части вермахта были остановлены на побережье Ла-Манша, и люфтваффе вынуждены были действовать самостоятельно.

Пока шли мирные переговоры, авиация Германии оказывала силовое давление на непокорных островитян. После провала переговоров от люфтваффе потребовали обеспечить условия, необходимые для последующего вторжения немецких армий в южную часть Британии. Директива Гитлера от 16 июля 1940 года гласила: «Английские военно-воздушные силы должны быть ослаблены до такой степени, чтобы они не смогли оказать сколь-нибудь существенного сопротивления наступающим войскам...» Так были созданы предпосылки для начала первой в истории чисто воздушной боевой кампании.

Однако верховное командование люфтваффе не учло Целый ряд существенных факторов. На этот раз в воздухе им противостоял многочисленный, решительный и хорошо обученный противник, имеющий в своем распоряжении истребители, не уступающие по летным данным немецким боевым машинам. Более того, этот противник располагал развитой системой воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), основанной на сети радиолокационных станций и наблюдательных пунктов, а также имел изощренную систему руководства истребителями, лишающую атакующего врага былого преимущества в инициативе и внезапности.

В начале сражения Истребительное командование РАФ подразделялось на три авиагруппы, число которых впоследствии выросло до четырех: 11-я группа прикрывала Лондон и Юго-Восточную Англию, 10-я группа прикрывала Юго-Западную Англию и Уэльс, 12-я группа отвечала за защиту Восточной и Средней Англии, а 13-я авиагруппа обороняла Северную Англию и Шотландию. Каждая из авиационных групп отвечала за защиту вверенного ей района, а централизованная система командного руководства позволяла перебросить эскадрильи одной группы для усиления другой. В бою управление отдельными эскадрильями осуществлялось из секторов командования, расположенных в пределах пространства той или иной группы. В силу технических причин, каждый сектор мог одновременно контролировать лишь четыре эскадрильи. Но сами эскадрильи не были закреплены за секторами и могли свободно перемещаться по воздушному пространству группы, а в случае необходимости передислоцироваться в смежные районы, подчиненные другим группам. Преимуществом такой системы была гибкость.

Передовой линией системы обнаружения была цепь радиолокационных станций, нацеленных на море. Они могли на значительном расстоянии обнаружить в небе вражеские самолеты, участвующие в авианалете, и довольно точно определяли их местоположение, но что касается высоты полета и количества машин противника, то здесь нередко возникали ошибки. Как только самолеты противника долетали до британского побережья, их тут же засекали наблюдательные посты. Все сообщения передавались в отдел обработки информации, где данные анализировались и затем поступали в штаб-квартиру соответствующей авиагруппы. Командование группы давало указания секторам: какие эскадрильи поднять в воздух и против каких вражеских формаций их направить. Эта самая совершенная система того времени имела единственный маленький недостаток - четырехминутную задержку по времени (соответствующую дистанции пролета среднестатистической группы бомбардировщиков примерно 19 км) между первым обнаружением цели и ее нанесением на карту в командных пунктах. Диспетчера обязаны были учитывать это время, отправляя в бой эскадрильи истребителей.

В самом начале «Битвы за Англию» 11-я авиагруппа располагала пятью эскадрильями «Спитфайров», тринадцатью эскадрильями «Харрикейнов», одной эскадрильей «Дефиантов» и тремя эскадрильями «Бленхеймов». 10-я авиагруппа состояла из трех эскадрилий «Спитфайров» и двух эскадрилий «Харрикейнов». Это количество составляло менее половины машин Истребительного командования: еще 28 эскадрилий истребителей входили в состав 12-й и 13-й групп. Самолеты «Бленхейм» к этому времени были переведены, в основном, на режим ночных полетов.

Тактика истребителей РАФ уступала тактике немецкой истребительной авиации. Типичный боевой порядок эскадрильи включал двенадцать самолетов, разбитых на две группы, каждая из которых состояла из Двух звеньев по три самолета, летавших плотной, так называемой «У»-формацией. Опыт боев во Франции послужил причиной использования специальных истребителей сопровождения — звена или отдельных самолетов — для прикрытия тыла, но последующие события показали их большую уязвимость и вскоре от них отказались. В ходе «Битвы за Англию» некоторые эскадрильи начали применять в полете растянутые «V»-формации из трех потоков по четыре самолета. В сражении четверки легко делились на «пары». Это было уже прогрессом, но на немецких пилотов-истребителей такой строй произвел мало впечатления, более того, они называли его «идиотскими шеренгами».

Официально «Битва за Англию» началась 10 июля 1940 года, а завершилась 31 октября. Конечно, нельзя сказать, что на практике все так и было - день в день, но четко различимы четыре периода сражения. Первый из них охватывал время, когда соединения люфтваффе перебрасывались на аэродромы Франции и стран Бенилюкса для подготовки решительного штурма. Этот период состоял преимущественно из налетов на морские конвои союзников в проливе Ла-Манш и в устье Темзы, а также из рейдов немецких истребителей в юго-восточную Англию с целью зондирования прочности обороны противника. Основная боевая нагрузка легла на долю JG 51 под командованием аса Первой мировой войны и кавалера ордена «За храбрость» Тео Остеркампа. Позднее для поддержки JG 51 были выделены и другие авиачасти.

В гитлеровской директиве №17 от 17 августа подчеркивалось, что люфтваффе должны «использовать все имеющиеся силы, чтобы разрушить британские ВВС как можно скорее». Это дало толчок второй фазе воздушной битвы, или «Орлиной атаке», целью которой была попытка уничтожить истребительную авиацию РАФ серией массированных бомбардировок радарных станций, аэродромов и других военных объектов, без которых было немыслимо участие английских истребителей в воздушных боях. Атака немецкой авиации, назначенная на 10 августа, была временно отложена из-за плохой погоды.

Третья стадия «Битвы за Англию» развернулась в начале сентября. Вся мощь бомбардировочных сил люфтваффе была направлена на этот раз против Лондона. Когда и эта акция провалилась, а холодные осенние условия сделали невозможными операции на море, запланированное вторжение немецких войск в Англию было отменено. Налеты на британскую столицу продолжались вплоть до конца месяца. Затем основной упор был сделан на ночные бомбардировки, а четвертый этап состоял, в основном, из отдельных атак истребителей-бомбардировщиков, ставших редкими с наступлением зимних холодов.

ОБЩИЙ ОБЗОР СРАЖЕНИЯ

Так называемая «Битва за Англию» характерна тем, что в некоторые ее дни воздушные бои велись интенсивно, а в другие всеобщее затишье прерывалось лишь редкими, малозначительными схватками отдельных самолетов. Стратегической задачей люфтваффе было уничтожение Истребительного Командования РАФ как боевой силы. Аналогичной задачей Истребительного Командования был срыв планов ожидаемой агрессии и стремление расшатать и истощить силы люфтваффе.

Малый радиус действия Мессершмиттов Bf 109 ограничил сферу их действия юго-восточными районами Англии; при взлете с аэродромов в Па-де-Кале немецкие самолеты долетали до северной части Лондона, а при базировании на Шербурский полуостров - достигали южного и юго-западного побережий «туманного Альбиона». Ограничения накладывались не только на действия истребителей: если германские бомбардировщики рассчитывали на истребительное сопровождение, то им также приходилось наносить удары именно по указанным районам.

Наконец, поскольку большая часть воздушных боев проходила над территорией Британии, любой немецкий пилот, совершивший вынужденную посадку или выпрыгнувший с парашютом, попадал в лагерь военнопленных. Это оказывало дополнительное психологическое влияние. Британский летчик в аналогичной ситуации, напротив, вскоре возвращался в свою часть, готовый вновь вступить в бой.

ФАЗА 1: НАЧАЛО ИЮЛЯ - 10 АВГУСТА 1940 ГОДА

Первые истребительные схватки «Битвы за Англию» произошли 4 июля 1940 года, когда в серии отдельных воздушных поединков был сбит один английский «Харрикейн» и повреждены четыре «Спитфайра», причем два из них - настолько серьезно, что пилотам пришлось совершить вынужденную посадку. Участвовавшие в этих боях Мессершмитты Bf 109 не пострадали. Картина повторилась тремя днями позже, когда истребители Bf 109E JG 51 атаковали неподалеку от Дила тройку «Спитфайров» из 54-й британской эскадрильи, сбив два и нанеся повреждения третьему, самолету. Позднее в тот же день «свободные охотники» из состава групп II и III/JG 51 схлестнулись в воздухе со «Спитфайрами» 65-й эскадрильи, уничтожив три британских истребителя вновь без всяких потерь.

Это было многообещающее начало для немцев, но долго так продолжаться не могло. Уже на следующий день англичане сбили четыре Мессершмитта Bf 109 и повредили пятый, но раненому немецкому пилоту удалось посадить машину. Британские потери составили три уничтоженных самолета и один — получивший повреждения. Затем, 10 июля, начались ожесточенные бои, которые и позволили считать этот день официальным началом «Битвы за Англию». Против морского конвоя, проходившего неподалеку от Дувра, немцы бросили группу бомбардировщиков Do 17 в сопровождении примерно 20 Bf 109 из III/JG 51 под командованием ветерана Испании Ханнеса Траутлофта и 30 Bf 110 из I/ZG 26. Шестерка «Харрикейнов», прикрывавшая конвой, численно намного уступала противнику, но вскоре к «Харрикейнам» присоединились подразделения еще трех британских эскадрилий и, таким образом, количество английских самолетов было доведено до 30.

«110»-е, уязвимые в бою с одноместными истребителями, немедленно стали в оборонительный круг, и хвост каждого самолета был защищен теперь пушками летящего позади товарища. Эта традиционная уловка пилотов Bf 110 оказалась предметом жесткой критики, основанной на том, что данный истребитель сопровождения был часто неспособен оборонять в открытом воздушном бою даже самого себя. Но истина гораздо сложнее. В кругу летчики «110»-х занимали в небе господствующее положение: их не только было трудно атаковать, но они и сами могли при первой же возможности броситься в атаку. Круг, образованный немецкими самолетами, был очень большим, более полутора километров в диаметре, и представлял собой значительную угрозу противнику на земле. В последующей ожесточенной схватке, в которой «Спитфайры» и «Харрикейны» превосходили по численности немецкие одноместные истребители, английским пилотам приходилось во время атак с тревогой поглядывать на Bf 110 косвенно влиявших на ход воздушного боя. По мере того, как круг расширялся, увеличиваясь в размерах, его становилось легче разорвать, что, кстати, мы вскоре и увидим. Конечным результатом было то, что оборонительный круг, описываемый германскими самолетами, не замыкался на каком-то одном месте: расширяя, его можно было перемещать в любом направлении! Подводя итог, отметим, что защитный круг был уместен и оправдан при наличии двух предпосылок. Первая — если он не был чрезмерно большим; вторая -если бои проходили над Ла-Маншем или английским побережьем. Лишь когда военные действия в воздухе стали перемещаться вглубь территории острова, маневр стал помехой, так как в момент выхода Bf 110 из боя для возвращения домой они становились уязвимыми для англичан.

Нападение на морской конвой оказалось неудачным: немцам удалось потопить лишь одно небольшое судно. При этом они потеряли два «Дорнье», а еще один получил сильные повреждения. Лишилась одного самолета и группа III-/JG 51 — того, который пилотировал обер-фельдфебель Дау, ведомый Траутлофта, попавший под огонь истребителя «Харрикейн» из 56-й британской эскадрильи. Позднее он вспоминал:

«Температура охлаждающей жидкости резко подскочила до 120 градусов. Кабину заполнил нестерпимый запах сгоревшей изоляции. Однако мне все-таки удалось спланировать к побережью и посадить машину на брюхо недалеко от Булони. Когда я выбрался наружу, самолет уже охватило пламя, о еще через несколько секунд раздался сильный взрыв».

Еще один летчик, унтер-офицер из III/JG 51, посадил свою машину на фюзеляж в окрестностях Капе. Из Мессершмиттов Bf 110 один был сбит и упал в море, второй имел серьезные повреждения. Согласно утверждениям немецкой стороны, истребители люфтваффе сбили в этом бою шесть самолетов противника, в том числе две победы записал на свой счет один из лучших снайперов — Вальтер Оезау. Но на самом деле потери британцев были минимальными: один «Харрикейн» был уничтожен в схватке с «Дорнье», два подбитых «Спитфайра» вышли из боя и еще один «Харрикейн» отделался легкой «травмой». В других сражениях этого дня немцы лишились еще семи самолетов, у англичан потерь не было.

В течение нескольких следующих дней самолеты люфтваффе действовали против морских конвоев, а также совершали рейды на прибрежные объекты. Группы истребителей занимались «свободной охотой» в поисках случайных целей. Последних англичане вскоре научились оставлять в покое — длительные полеты изматывали немцев, ощущалась нехватка запасных частей и топлива - неизбежный фактор при базировании на полевых аэродромах. К 16 июля в группе III/JG 51 Ханнеса Траутлофта число боеспособных самолетов сократилось до пятнадцати машин, т. е. составляло 40% номинального. В таком же положении находились и другие немецкие истребительные части. Лишь к концу месяца поступило подкрепление в виде нескольких свежих эскадрилий.

«В нашу задачу входило обеспечение тесного сопровождения, что лично я ненавидел. Это давало экипажам бомбардировщиков чувство защищенности и, возможно, отпугивало некоторых вражеских пилотов. Но для нас, летчиков-истребителей, подобная миссия была малоинтересна. Нам хотелось иметь преимущество в высоте и скорости, чтобы вступать в схватку с врагом при благоприятных условиях. А в данной ситуации инициатива принадлежала британцам, и уже они решали, когда и как атаковать. Нам же приходилось сохранять скорость, так как в противном случае при атаке «Спитфайров» нашим Мессершмиттам Bf 109E требовалось слишком много времени, чтобы ее набрать». Обер-лейтенант Ганс Шмомер-Хальди, пшот Bf 109, JG 54

Две эскадрильи Истребительного Командования были оснащены самолетами Болтон-Пол «Дефиант». Эти одномоторные перехватчики непривычного вида были вооружены вращающейся пулеметной башней, но не имели неподвижного оружия для стрельбы вперед. Определенного успеха «Дефианты» добились лишь под Дюнкерком, когда немцы, ошибочно принимая эти самолеты за «Харрикейны», атаковали их сзади, один за другим подставляя себя под огонь стрелковой установки. Однако вскоре немецкие летчики разобрались, что это за птица — неуклюжий самолет, медлительный и неповоротливый, как индюк, — и уже не повторяли ранее совершенную ошибку. Шанс отыграться им представился 19 июля, когда соколы Траутлофта обнаружили неподалеку от Дувра двенадцать «Дефиантов». После захода асов люфтваффе со стороны солнца последовали атаки снизу сзади, перед которыми британские двухместные самолеты были беззащитны. Шесть «Дефиантов» были сбиты, и один получил тяжелые повреждения. Лишь запоздалое вмешательство эскадрильи «Харрикейнов» предотвратило тотальное избиение. Все «Мессершмитты» благополучно возвратились на базу, хотя некоторые и с пробоинами: на следующий день пригодными к вылету оказались лишь одиннадцать машин. Всего 19 июля британские ВВС потеряли в боях десять самолетов ценой четырех немецких. Казался недалеким тот день, когда немцы достигнут господства в воздухе.

26-я эскадра «Шлагетер», с грозным Адольфом Галландом во главе III группы, приняла участие в боевых Действиях 24 июля. Первым заданием Галланда было сопровождение бомбардировщиков при налете на конвой союзных судов в устье Темзы. Описывая круги высоко над тяжелыми машинами, Галланд заметил группу «Спитфайров» из 54-й эскадрильи РАФ, которые стремительно их настигали. Спикировав вниз с высоты орлиного полета, он сразу подбил один из британских истребителей. С пятью оставшимися завязался ожесточенный бой, и своей жизнью англичане частично были обязаны тому, что немцы действовали индивидуально, каждый по-своему. Затем в схватку ввязалась группа «Спитфайров» из 65-й эскадрильи РАФ.

Как это часто случалось, в воздушном бою было много маневров и стрельбы, но мало позитивных результатов. Поединки продолжались долго, и горючее истребителей было на исходе; вскоре «Мессершмитты», базы которых находились существенно дальше, чем у англичан, один за другим стали покидать поле боя, уходя с полупереворота в пикирование. Двигатели, работающие на полной мощности, оставляли за собой полосы дыма. Это ввело в заблуждение многих английских летчиков, предположивших, что немецкие самолеты падают с поврежденными моторами. Но фактически сбитых «Мессершмитгов» оказалось всего два, «Спитфайров» — тоже два, один из которых был посажен раненым пилотом.

Так вновь вступил в бой Адольф Галланд - человек, которого многие считают величайшим асом минувшей войны.

Через четыре дня вернулся в строй и Вернер Мёльдерс, однако его возвращение было менее удачным. Назначенный утром командиром JG 51, вместо Тео Остеркампа, в полдень он возглавил подразделения групп I и II/JG 51, вылетевшие сопровождать колонну бомбардировщиков. В районе Дувра они столкнулись со «Спитфайрами» 74-й британской эскадрильи: английские самолеты вел за собой пилот, которого повсеместно прозвали «британским Мёльдерсом» - Адольф Мэлан по кличке «Моряк». Разгорелась настоящая битва, во время которой самолет Мёльдерса получил тяжелые повреждения, а сам летчик был ранен в ногу, что впоследствии вывело его из строя на несколько недель. Не исключено, что победителем Мёльдерса был как раз Мэлан, но, как утверждал Рихард Леппла из 1/JG 51 (имевший на своем счету позднее 68 сбитых вражеских самолетов), он тут же «завалил» истребитель, атаковавший Мёльдерса, — таким образом, победа Мэлана вызывает сомнения. В ходе боя немцы уничтожили два «Спитфайра», но одному из английских летчиков удалось спастись. Безвозвратные потери люфтваффе составили четыре самолета, включая истребитель Мёльдерса (после посадки на фюзеляж его пришлось списать). Еще два самолета получили повреждения, и один из них совершил вынужденную посадку.

«Снизу мы видели ярко-голубые животы английских самолетов. В большинстве своем они выжидали, пока наши бомбардировщики не начнут разворот. А затем бросались вниз, стреляли на выходе из пикирования и все вместе уходили. Все, что мы могли сделать, это по-детски отстреливаться, одновременно наблюдая за тем, чтобы какой-нибудь из вражеских самолетов не пристроился нам в хвост. Очень часто кто-то из наших давил, как сумасшедший, на ручку управления, пока не начинали трястись элероны, но быстро развернуться все равно не удавалось. Оставалось только наблюдать... вот англичане уже сбили один из наших бомбардировщиков, и тот, накренившись, начал падать вниз». Макс-Гельмут Остерман, I1I/JG 54 в эскорте сопровождения.

В первый период «Битвы за Англию» немцы отметили способность британских истребителей появляться в тот момент и в том месте, где их менее всего ожидали. Путем отслеживания радиопереговоров Истребительного Командования была выявлена эффективность исключительно передовой английской системы воздушного оповещения, наблюдения и связи. Но в Германии еше не знали всех ее возможностей. Это предстояло узнать на следующем этапе сражения.

ФАЗА 2: 11 АВГУСТА - 6 СЕНТЯБРЯ

Решительный штурм, который, по замыслам немцев, должен был обескровить британское Истребительное Командование, назначили на 10 августа, однако вследствие плохой погоды -его пришлось отложить. Но уже 11 августа в небе над Англией разыгрались жестокие бои. После рейдов истребителей в южную часть Британии последовал массированный налет германской авиации на базу ВМС в Портленде. На перехват 75 бомбардировщиков люфтваффе, которых сопровождали 61 Мессершмитт Bf 110 из I и II/JG 2 и 30 Bf 109 из III/JG 2, вылетели семь эскадрилий Королевских ВВС.

«110»-е сразу же образовали оборонительный круг огромных размеров, но на этот раз он оказался малоэффективен. Прибывшие «Спитфайры» со значительным упреждением открыли огонь по «Мессершмиттам» на дальнем конце круга. В первой же атаке были сбиты пять Bf ПО. Когда защитный круг разорвался, остальные «110»-е перемешались в общей свалке истребителей — еще один из них был уничтожен и пять других получили повреждения.

Осажденные со всех сторон, немецкие истребители отчаянно старались отогнать от бомбардировщиков яростно атакующих «Спитфайров» и «Харрикейнов», но добились в этом лишь частичного успеха, несмотря на то, что по пути обратно им на помощь были брошены самолеты JG 27. Англичане сбили еще шесть бомбардировщиков и семь «Мессершмиттов-109» — общие потери люфтваффе составили в этом бою 19 машин. Однако и цена победы РАФ была довольно высокой -16 уничтоженных «Харрикейнов» и один «Спитфайр».

Новый этап сражения, названный немцами «Адле-рангриф» («Орлиная атака») начался, по существу, 12 августа, когда группа истребителей-бомбардировщиков EprGr 210 нанесла удар по английским береговым радислокационным станциям. Вслед за "Этим последовал налет на радарную станцию в Вентноре. В полдень того же дня впервые подверглись бомбардировкам британские аэродромы.

После ремонта радиолокационные станции вскоре вновь вступили в строй, за исключением вентнорской, потеря которой не афишировалась, а образовавшуюся брешь «залатали» передвижной радарной установкой. С этого момента немцы оставили РЛС в покое, так как верховное командование люфтваффе посчитало их слишком сложной целью. Не было предпринято точечных ударов и по командным пунктам секторов, хотя те как раз являлись наиболее уязвимыми. Это была большая ошибка, так как она сильно сокращала шансы застать британские истребительные эскадрильи на земле. Немецкие пилоты-истребители смотрели в будущее с оптимизмом. Чтобы выбить силы противника в воздухе, они поощряли его желание взлетать и вступать в бой.

Начавшийся тем временем «Adler Tag» («День Орла») вызвал всеобщее напряжение, несколько разряженное по причине плохой погоды. В этот день были сбиты или совершили вынужденную посадку 9 Мессершмиттов Bf 109 и 18 Bf 110. Кроме того, люфтваффе лишились двадцати бомбардировщиков. Британцы потеряли тринадцать истребителей, т. е. гораздо меньше немцев, но завышение числа воздушных побед — неотъемлемая черта воздушной войны — скрыло эту малоприятную истину от немецких летчиков.

Непогода наложила отпечаток и на активность боевых действий 14 августа, но в последующие несколько дней немцы предприняли массированные атаки с воздуха, направленные преимущественно против английских военных аэродромов. Но эффект от налетов не оправдал возложенных на них ожиданий. Разведка выдала информацию о действующих аэродромах англичан, но не смогла предоставить данные о типах базирующихся там самолетов. В результате германская авиация потратила немало усилий впустую, атакуя базы, на которых не было самолетов Истребительного Командования.

В ожесточенных боях возросло число побед у экспертов люфтваффе. Галланд отметил свою двадцатую победу 15 августа, немногим меньше было у Вальтера Оезау (III/JG51) и Хорста Титцена (II/JG 51), хотя последний из перечисленных асов 18-го числа был сбит в схватке с «Харрикейнами» в районе Уистебля и погиб. Вернулся в строй Вернер Мёльдерс и, после десяти бесплодных боевых вылетов, добился все-таки своей 27-й победы в воздухе: 26 августа он сбил «Спитфайр». Еще через два дня ему удалось уничтожить «Харрикейн» и, что удивительно, «Хаук» 75, хотя этот тип самолета не состоял на службе РАФ. Трио «Харрикейнов», сбитых Мёльдерсом в последний день месяца, вывело его в лидеры, и он опередил Бальтазара. Хотя едва ли ему стоило беспокоиться на этот счет: Бальтазар был серьезно ранен 4 сентября в одном из поединков над Кентербери со «Спитфайрами» и, имея в активе 31 сбитый самолет противника, выбыл из сражения.

Потери немецких бомбардировщиков в первые шесть дней операции «Адлерангриф» составили 125 машин. В их числе были 43 пикировщика Ju 87 — самолета, сильно уязвимого для противника, который после ужасной бойни 18 августа больше в боях над Британией не использовался. Истребители прикрытия сражались яростно — свидетельство этому 56 потерянных Мессер-шмиттов Bf 109 и 63 Bf ПО.

Британская истребительная авиация за тот же период лишилась менее 100 самолетов, хотя постоянное завышение числа сбитых машин вводило пилотов люфтваффе в заблуждение, создавая иллюзию гораздо большего количества поверженных врагов. С другой стороны, малоприятная истина заключалась в том, что в среднем люфтваффе теряли по 49 самолетов в день, что было совершенно недопустимо (лишь 17 августа по причине нелетной погоды ни одна из сторон не понесла потерь).

Жалобы экипажей немецких бомбардировщиков на недостаточную истребительную поддержку вынудили командование отдать приказ о более тесном порядке взаимодействия большинства истребителей сопровождения с бомбардировочными формациями, чтобы не допустить их перехвата противником. Дополнительной мерой, принятой в этот период, была замена нескольких командиров истребительных частей молодыми и преуспевающими пилотами. Одним из первых извлек пользу из этого решения Адольф Галланд, продвинувшийся по службе и получивший под командование 26-ю эскадру. На посту командира III/JG 26 его сменил Герхард Шёпфель, а командование эскадрильей 9./JG 26 принял на себя Хайнц Эбелинг. Из других вновь назначенных командиров эскадр можно отметить Понтера Лютцова (JG 3), Ганса Трюбенбаха (JG 52) и Ханнеса Траутлофта (JG 54).

Ввод в строй новых лидеров почти немедленно сказался на ходе боевых действий. Хотя пилоты-истребители люфтваффе не очень-то любили летать в качестве сопровождения бомбардировщиков, не без оснований объясняя это тем, что терялось их преимущество в скорости, высоте и внезапности, тем не менее за последние две недели потери немецкой авиации составляли 21 самолет в день — т. е. снизились на 60%. Больше всего от этого выиграли бомбардировщики и истребители Bf 110 — средние потери одноместных истребителей оставались на уровне 11 машин в день! Средний уровень потерь британских истребителей не изменялся: 19 самолетов в сутки.

Вернер Мёльдерс оказался преемником Освальда Бельке, аса Первой мировой, которого окрестили «отцом воздушного боя». Галланд, в свою очередь, считал себя Рихтгофеном Второй мировой войны, поскольку оба усиленно работали над совершенствованием тактики истребительной авиации. Мессершмитт Bf 109 все же уступал в боях на горизонтали более маневренным «Спитфайрам» и «Харрикейнам». В связи с этим напрашивалось лишь одно возможное решение проблемы: сражаться на вертикали, имея преимущество в высоте, чтобы спикировать, открыть огонь, а затем, обладая запасом накопленной скорости, снова уйти вверх. Но часто ситуация не позволяла использовать подобный метод ведения боя: Галланд дважды замечал у себя в хвосте «Спитфайры», от которых не мог оторваться. В таких случаях он просто начинал стрелять в небо. Дым от выстрелов и, возможно, удары стреляных гильз о фюзеляжи самолетов-преследователей наводили пилотов врага на мысль, что' они столкнулись с истребителем, имеющим заднюю огневую точку. В результате погоня прекращалась.

ФАЗА 3: 7-30 СЕНТЯБРЯ

К началу сентября становилось все более очевидным, что Истребительному Командованию удалось избежать поражения, а самолеты, находящиеся в его распоряжении, немцам так и не удалось уничтожить на земле в значительном количестве. План налетов на военные аэродромы был сорван, и возникла потребность в новой цели. Лондон! Естественно, ожидалось, что на защиту родной столицы англичане бросят едва ли не все имеющиеся истребители. Для создания численного превосходства в грядущих боях за Лондон в Па-де-Кале срочно перебросили истребительные части 3-го Воздушного флота.

В полдень 7 сентября армада из 350 немецких бомбардировщиков в сопровождении более 600 истребителей взяла курс на столицу британской империи. Подобная смена целей была полной неожиданностью для защитников, и они слабо подготовились к отпору. Самолеты прорвались к Лондону и подвергли массированной бомбардировке район доков. Потери люфтваффе составили всего около 10 .бомбардировщиков и 22 истребителя. Королевские ВВС лишились 29 машин. 11 сентября Лондон вновь подвергся очередному налету германской авиации, затем на несколько дней установилось относительное затишье. Истребительное Командование с начала сентября действовало из рук вон плохо. Немцы стали даже посмеиваться над англичанами, утверждая, что в Британии «остались последние 50 «Спитфайров». Создавалось впечатление, что их слова недалеки от истины.

15 сентября атаки немецких ВВС возобновились с прежней силой. Около 150 Мессершмиттов Bf 109 из различных авиачастей направились к Лондону. В центре соединения летела «наживка» — 25 бомбардировщиков «Дорнье» из I и HI/KG 76. Со своей стороны Истребительное Командование наскребло 23 эскадрильи, и дуэль истребителей началась. Первые схватки разгорелись возле Мейдстоуна и продолжались на всем пути самолетов до предместий английской столицы. Несмотря на все усилия немецких истребителей защитить свои бомбардировщики, натиск англичан не ослабевал. Вскоре, израсходовав лимит горючего, «Мессер-шмитты» один за другим стали выходить из боя, оставляя бомбардировщики без прикрытия. Отличительной чертой воздушного сражения является то, что чем больше самолетов принимают в нем участие, тем меньше процент выведенных из строя машин противника. Так произошло и здесь, где потери стороны поделили между собой поровну: девять Bf 109 против аналогичного количества британских истребителей. Кроме того, в схватке с немецкими бомбардировщиками были уничтожены два «Харрикейна», один из которых — в результате столкновения. Плата была высокой - шесть «Дорнье» были сбиты, а два получили настолько серьезные повреждения, что уже не подлежали ремонту.

Около полудня по следам первой группировки вылетела вторая. На этот раз «приманка» была еще крупнее - И4 бомбардировщиков из четырех различных бомбардировочных эскадр. Эскорт был мощнейшим — 361 истребитель! Как и ранее, британские самолеты поднялись в воздух и вновь разыгралась битва, продолжавшаяся, по мере движения армады, от побережья до самого Лондона.

Огонь велся быстро и беспорядочно: казалось неразумным тратить на противника, более нескольких секунд времени, когда вокруг было так много истребителей, один из которых всегда мог зайти в хвост атакующему. Преобладающим фактором успеха в бою являлась внезапность, а маневрирование редко приводило к положительным результатам. Адольф Галланд, возглавлявший в тот день JG 26, позднее так вспоминал о своей 33-й воздушной победе:

«После безуспешного боя с восемью «Харрикейнами», в ходе которого мы во многом лишились былого преимущества в высоте, я вместе со звеном штабных истребителей атаковал два «Харрикейна», летящих примерно на 800 метров ниже нас. Незамененным я сблизился с ведомым, открыв огонь со 120 метров, когда англичанин пытался выполнить пологий вираж влево. Вражеский самолет вздрогнул, когда трассы моих пушек и пулеметов его настигли, и от левого крыла и фюзеляжа полетел град осколков. Затем весь левый бок самолета охватило пламя».

Ситуация, когда бой против опытных пилотов противника даже для таких асов, как Галланд, оказывался безуспешным, была вполне типичной. Гораздо больший эффект принесла внезапная атака. Хотя Галланд Начинал ее, имея значительное превосходство в высоте, важным было то, что она завершилась в слепой для противника зоне. Наконец, расстояние для стрельбы было выбрано очень коротким — 120 метров: гораздо чаще пилоты-истребители открывали огонь с 300 и более метров. Сам Галланд порой настолько сильно сближался с вражескими самолетами, что называл это «таранной дистанцией». -

Яростные схватки в воздухе между английскими и немецкими машинами продолжались до самого Лондона; затем течение битвы развернулось в обратном направлении — к побережью, где возвращавшихся из рейда бомбардировщиков и истребителей сопровождения встретил своеобразный «приемный комитет» из 50 Мессершмиттов Bf 109. А англичане продолжали бросать в бой свежие эскадрильи! В этот полдень они потеряли 15 истребителей, в то время как потери люфтваффе насчитывали 21 бомбардировщик и по меньшей мере 12 истребителей.

15 сентября оказалось неважным днем для немецких летчиков, ясно продемонстрировав, что люфтваффе даже и близко не доминировали над английскими ВВС. Более того, несмотря на недели и месяцы тяжелых боев, враг казался как никогда сильным. Немецкому командованию пришлось отложить высадку на Британские острова на неопределенное время. Все большее значение и важность стали приобретать ночные бомбардировки, а после больших потерь 27 и 30 сентября массированные дневные налеты на Лондон были прекращены вообще.

ФАЗА 4: 1 ОКТЯБРЯ - 31 ДЕКАБРЯ

Опытная группа 210 с июля использовала самолеты Bf 109 и Bf ПО в качестве истребителей-бомбардировщиков. И не без успеха. Воодушевленный таким положением дел, рейхсмаршал авиации Геринг в начале сентября отдал приказ о переоснащении трети выделенных истребителей в истребители-бомбардировщики (по-немецки сокр. — ]аbо/»Ябо»/). В очередном налете на Лондон 15 сентября принимали участие уже в новом качестве 21 Мессершмитт Bf 109 из II /LG 2, но их роль в этом рейде была незначительной.

Скоростные и высоко летящие «Ябо» противнику перехватить было нелегко, однако большинство немецких пилотов не одобряли тот факт, что командование перевело их в более низкую, как они считали, категорию «бомбовозов». Уступая по квалификации специалистам из ErpGr 210, они мало чего добились. Их коллеги-истребители продолжали бороться с англичанами за господство в воздухе, но масштабы сражения сильно поубавились. По мере наступления осени и холодов, дожди и снег не только ограничили возможность полетов, но и превратили полевые аэродромы люфтваффе в площадки с грязью. К концу 1940 года немцам стало ясно, что они потерпели поражение, хотя со всей очевидностью это проявилось не сразу, а лишь по истечении некоторого промежутка времени.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100