Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   H9A
       
Разработчик: Aichi
Страна: Япония
Первый полет: 1940
Тип: Учебная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1939 году японский Императорский флот озаботился подготовкой экипажей тяжелых 4-моторных летающих лодок Тип 97 Н6К и проектируемых будущих Тип2 Н8К. В связи с этим компании Aichi было выдано задание на разработку учебно-тренировочной летающей лодки для подготовки экипажей "больших" лодок. Параллельно перед главным конструктором Аичи - Моpисиге Моpи ставилась задача сделать универсальную летающую лодку средней дальности с тем, чтобы заменить неудачный проект 1-го арсенала Yokosuka – двухмоторную летающую лодку Тип 99 Н5Y. Новую лодку предполагалось использовать для самого разного спектра задач в зависимости от комплектации - и как учебную, и как противолодочную, и как транспортную, и как спасательную. Однако история сама расставила все по своим местам.

Проектирование велось с мая по декабрь 1939 года под руководством Морисигэ Мори. Конструктивно летающая лодка, получившая впоследствии название H9А, представляла собой моноплан-паpасоль с двумя двигателями воздушного охлаждения Nakajima Коtobuki-41 Кai 2 мощностью по 710 л.с. Самолёт имел металлическую конструкцию с фанерной и тканевой обшивкой. Штатный экипаж состоял из двух пилотов, наблюдателя, боpт-инженеpа и pадиста. Также были предусмотрены места ещё для трех курсантов. Для подготовки стрелков предусматривалась установка 7,7-миллиметровых пулеметов в носовой и средней части лодки. Для отработки противолодочных заданий имелась возможность подвески 250 кг глубинных бомб.

Самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовым колесом, но строго говоря, амфибией ее назвать было нельзя. Шасси было слишком слабым и не годилось для взлета и посадки на аэродромах, а использовалось лишь для выкатки самолета из воды на слип и спуск обратно в воду.

Пеpвый из трёх экспериментальных самолётов взлетел и был испытан, в сентябpе 1940 года, но летные характеристики оказались неудовлетвоpительными, а посадка и само управление — слишком сложным. Кроме того, на воде Н9А вел себя отвратительно, зарывался носом в волну и был практически неуправляем при маневрировании. Для pешения пpоблем двигатели были опущены почти под кpыло, изменена форма закpылков, а площадь кpыла выросла с 58,62 до 63,3 кв. м. Размах при этом увеличился с 21 до 24 м. Также были установлены новые двигатели Nakajima Коtobuki-42 той же мощности, но более надежные.

С данными изменениями упpавляемость самолета несколько улучшилась, и завод Aichi в Эйтоку получил заказ на 24 H9A обозначавшихся как "учебная летающая лодка моpская тип 2 модель 11". В результате Aichi H9A выпускались с 1942 по 1943 г. Поскольку фирма Aichi была перегружена производством боевых самолетов, производство Н9А было решено перенести на небольшое производство "Nippon Hikoki К.К.",но там было построено лишь четыре самолета, отличавшихся от основной серии двигателями Коtobuki-43

Однако, не смотря на все изменения, летные и эксплуатационные данные летающей лодки оставались неудовлетворительными и "универсала" из нее не получилось. Поэтому новую летающую лодку решено было выпускать ограниченной серией только в учебном варианте, тем более, что и выпуск боевых тяжелых летающих лодок Н6К и Н8К, экипажи которых предполагалось готовить на Н9А, был практически штучный.

Летающие лодки Aichi Тип 2 H9A начали поступать на вооружение в начале 1943 года. Все выпущенные летающие лодки этого типа поступали в учебный центр специально созданного 1 июня 1943 года Takuma kokutai в местечке Ниихама рядом с Куре.

Учебный Takuma kokutai был сформирован специально для обучения экипажей гидросамолетов. Основным типом матчасти там являлись устаревшие поплавковые бипланы Тип 94 Kawanishi E7K "Alf" и новые летающие лодки Н9А явились приятным дополнением для курсантов.

Летающие лодки Н9А, базирующиеся в Такума несли на вертикальном оперении символ части タク, с апреля 1945 года хвостовой опознавательный код самолетов Takuma kokutai был изменен на литеру Т с номером борта.

С 1943 года по сентябрь 1944 Takuma kokutai жил спокойной жизнью учебного подразделения, исправно выпуская сотни строевых морских летчиков, штурманов и стрелков. В сентябре 1944 года, когда война вплотную приблизилась к берегам метрополии Takuma kokutai прошел переформирование, слившись с остатками Yokohama kokutai, вооруженного летающими лодками Kawanishi H8K "Emily" и поплавковыми разведчиками Aichi E13A "Jake". На базе этой части было решено сформировать боевое подразделение, ставшее крупнейшей в Японии базой гидроавиации. С осени 1944 года основными функциями части стали подготовительные работы по обороне "домашней территории" с вылетами на боевое патрулирование. Не остались в стороне и немногочисленные летающие лодки Н9А, благо возможности подвески пары 250-кг бомб в ней были заложены изначально.

С февраля 1945 года на базе Takuma kokutai стали формировать отряды "Специальных атак" для противодействию вторжению союзников на Окинаву. В частности была сформирована Специальная эскадрилья камикадзе "Kotohira Suishin", укомплектованная гидропланами. В апреле 1945 года в четырех самоубийственных атаках на американский флот вторжения у Окинавы почти весь состав Takuma kokutai был уничтожен. Вычленить успехи тихоходных гидросамолетов и летающих лодок из нескольких десятков попаданий в корабли союзников довольно сложно. Союзники особо не забивали себе головы идентификацией типа атакующего камикадзе, а с японской стороны, по понятным причинам, рассказать об успехах было, как правило, некому. Скорее всего подавляющее большинство гидросамолетов Takuma kokutai была сбита американскими истребителями, не дав им даже приблизиться к своему флоту. В этих атаках погибли как минимум 20 летающих лодок Aichi Н9А. Уцелевшие летающие лодки этого типа в конце войны были рассеяны по японскому побережью. Один из них был обнаружен на авиабазе Омура. Шесть разбитых летающих лодок Aichi Н9А были обнаружены на гидроавиадроме базы Ибусуки близ Кагошимы, о. Кюсю. Два из которых с номерами Т-25 и Т-53 были в приемлемом состоянии и были захвачены американцами после капитуляции Японии. Наличие этого типа летающей лодки в составе японской морской авиации вплоть до этого момента было для союзников тайной, поэтому это был единственным из серийных японских самолетов, который не получил у союзников традиционного кодового имени. Летающие лодки были тщательно изучены победителями, но интереса не вызвали и закончили свою жизнь на свалке трофейной японской авиатехники в Сасебо.

(c)  Евгений Аранов





 ЛТХ:
Модификация   H9А1
Размах крыла, м   24.00
Длина, м   16.95
Высота, м   5.25
Площадь крыла, м2   63.30
Масса, кг  
  пустого самолета   4900
  нормальная взлетная   7000
  максимальная взлетная   7500
Тип двигателя   2 ПД Hакадзима Котобуки-42 или -43
Мощность, л.с.   2 х 710
Максимальная скорость , км/ч   315
Крейсерская скорость , км/ч   220
Практическая дальность, км   2150
Максимальная скороподъемность, м/мин   270
Практический потолок, м   6780
Экипаж, чел   5-8
Вооружение:   по одному 7,7-мм пулемету тип 92 в носовой и средней части лодки;
 до 250кг авиабомб или глубинных бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 H9А1
 H9А1
 H9А1
 H9А1

  Схемы:

 H9А1

  Варианты окраски:

 H9А1
 H9А1

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Летающие лодки Японии
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Joao Paulo, Juliao Matsuura. WWII Imperial Japanese Naval Aviation Page


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: