Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   Lublin R-XIII
       
Разработчик: Lublin
Страна: Польша
Первый полет: 1931
Тип: Разведчик-корректировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Концепция самолета поддержки пехоты для польских ВВС родилась в 1926 году. А в следующем году Департамент Аэронавтики Министерства Обороны Польши объявило конкурс на такой самолет. Согласно его требованиям на будущем самолете должен использоваться двигатель Райт мощностью 220 л.с., вооружен 1 пулеметом у летнаба, иметь скорость в 170 км\ч и короткий старт и посадку. Кроме конструкция крыльев должна быть складывающейся чтобы обеспечить переброску самолетов по грунтовым дорогам..

В конце 1927 года в конкурсе решили брать участие фирмы PWS и Zaklady Mechanichne Plage I Laskiewich. В итоге 28 марта 1928 года фирма PWS получила заказ на постройку двух прототипов и 5 самолетов, а ZMPL решила строить самолет на собственные деньги. В итоге такая стратегия себя оправдала - PWS-5 получил у военных крайне отрицательную оценку.

Зато концепция самолетов R-X - XIV стала крайне удачной для фирмы. В июне 1931 года военные разместили заказ на 50 самолетов Lublin R-XIII. Первые пять машин получили обозначение R-XIIIА и естественно отличались от прототипов. А весной 1932 года самолет No.54-15 был поставлен на поплавки и стал прототипом для будущей серии таких машин.

Летом того же 1932 года началось серийное производство партии из 50 машин в версии R-XIIIB. В 1933 году четыре таких самолета военные передали аэроклубам. Эти самолеты получили следующие гражданские обозначения SP-AFD (#56-12), SP-AND (#56-13), SP-ANF (#56-20) и SP-AKK (#56-48). Уже в апреле два гражданских самолета совершили рекламный полет по маршруту Варшава - Львов - Черновцы - Яссы - Бухарест - София - Белград - Загреб - Вена - Братислава - Прага - Брно - Варшава.

9 января 1932 года был размещен заказ на 3 R-XIIIbis/hidro с деревянными поплавками - для морской авиации. Самолеты были построены в 1932 году и в конце года переданы заказчику. Самолеты имели сменное шасси, что позволяло их использовать и с сухопутных аэродромов.

19 сентября 1932 года фирма получила заказ на 120 R-XIII, в том числе 50 R-XIIIС и 70 в модифицированной версии. R-XIIIС представлял собой дальнейшее развитие R-XIIIВ, но с кольцом Тауненда. А 5 февраля 1934 года было подписано дополнительное соглашение, по которому количество самолетов в заказе увеличивалось с 120 до 170, в том числе 48 R-XIIID, 2 прототипа R-XIIIЕ и R-XIIIF с двигателями мощностью 300 л.с., 95 R-XIIID и 25 самолетов R-XIIIЕ с двигателями G-1620.

Версия R-XIIID была разработана в 1932 году. На ней был опробован ряд новинок, в том числе заслонки двигателя с регулированными жалюзями, кроме того длина самолета увеличилась на 0,25 м. первый экземпляр R-XIIID был передан на войсковые испытания 28 мая и еще два самолета - в августе. Самолеты получили гражданскую регистрацию SP-ANE, -ANG, - AMG. Потом в процессе капитальных ремонтов машины модификаций R-XIIIВ и С были модернизированы до R-XIIID.

Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть R-XIIIВ были модернизированы для слепых полетов и получили новое обозначение R-XIIIt. После полетов 1934 года эти машины были возвращены военным. Осенью 1934 года два R-XIIIВ было переоборудовано на R-XIIIt.

В Центре летной подготовки в Деблине четыре самолета R-XIIID были переоборудованы для слепых полетов в полевых условиях.

Несколько экземпляров R-XIII в связной версии без вооружения использовался в 5-й штабной эскадре 1-го авиаполка на аэродроме Мокотовский в Варшаве.

5 мая 1933 года моряки заказали 10 самолетов новой версии R-XIII ter/hidro. Это были машины версии R-XIIID с поплавками типа KZA. Кроме поплавков самолеты могли нести лыжи и колеса. Весной и летом 1934 года эти машины поступили на вооружение Эскадры Речной Пинской флотилии с базированием в Пинске. А когда в 1937 году эскадру разогнали самолеты перегнали в Пучка, где демонтировали.

26 мая 1934 года морское ведомство заказало еще шесть самолетов под обозначением R-XIIIG. Они имели незначительные отличия от R-XIIIter и R-XIIID. Изначально колесные самолеты могли оснащаться металлическими поплавками.

Одна машина из этой серии была модифицирована и получила наименование R-XIIIDr. Это была переработка R-XIIIВ с задней кабиной для перевозки пассажира. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому кроме увеличенных топливных баков на нем стоял авиагоризонт Сперри и другое навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км. Однако 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию.

В целом R-XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и удачные взлетно-посадочные характеристики. В 1933-39 гг было произведено 288 самолетов R-XIII и R-XIV, в том числе 20 поплавковых R-XIII, 15 R-XIV.

Самолеты R-XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, могли применяться для разведки, связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией.

В 1932-36 гг были организованы 33 звена взаимодействия с армией по 3 самолета в каждом. Осенью 1937 года эти подразделения были распределены по эскадрам - по два звена в каждой.

С 1936 года R-XIII должны быть заменены на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически до 1939 года даже не начинался.

В 1939 году польские ВВС использовали около 150 R-XIII, в том числе 50 R-XIIID и R-XIIIС в боевых подразделениях, 30 - в летных школах, 30 в резерве и 40 в ремонте.

В сентябре 1939 года на R-XIIIG\hidro морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не был разбомблены.

В сентябрьской войне самолеты R-XIII использовались в интересах наземных войск очень широко. Так до 16 сентября остались только 24 R-XIII, 19 из которых 16-18 сентября были уничтожены чтобы не достаться врагу. Из 55 армейских машин в ходе боев потеряно 50 (причем 7 самолетов стали жертвой дружественного огня) и только 5 были эвакуированы в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 R-XIII. Эти самолеты широко использовались румынами в 1940-44 гг.

Один R-XIII (No.56-158) приземлился в районе Ямполя и был захвачен советскими войсками. Еще один самолет перелетел в Словакию, а еще один - в Венгрию.




 Модификации :
 R-XIIIA  первый серийный вариант.
 R-XIIIB  с усовершенствованной турельной установкой.
 R-XIIIC  с отличиями по оборудованию.
 R-XIIID

 презентационный. Первые 6 экземпляров серии D в 1933 году были переоборудованы для показов. Самолеты должны были 3 сентября отправиться в Москву, но из-за сложных атмосферных условий долетели только до Минска, а потом визит отложили.  выпускались с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью.

 R-XIIIDr

 "Синяя птица". Версия самолета, переоборудованная в апреле 1933 года для перелета в Австралию. Главное отличие - дополнительные топливные баки, которые позволяли преодолеть около 2000 км. Кроме того, аппарат получил кольцо Тауненда, металлический пропеллер и радиооборудование. Однако после испытаний из-за малой мощности двигателя самолет в полет не пустили.

 R-XIIIF

 с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5.

 R-XIIIt

 учебно-тренировочная версия для "слепого" полёта по приборам с дополнительным топливным баком, переделанная из серийных машин разных серий. Всего было переоборудовано 17 машин для слепых полетов.

 R-XIII (sztabowy)

 штабной, приспособлен для перевозки пассажира. Всего переоборудовано четыре R-XIIIB

 R.XIIIS (Lacznikowy)  гражданская версия, переделанная из серийных машин разных серий.
 R.XIV  военный учебно-тренировочный самолет.
 R.XIX  версия с V-образным хвостового оперением ("бабочка").
 R.XXIII  первоначальное обозначение R.XIIIDr



 ЛТХ:
Модификация   R-XIIIA
Размах крыла, м   13.25
Длина, м   8.20
Высота, м   2.76
Площадь крыла, м2   24.50
Масса, кг  
  пустого самолета   890
  нормальная взлетная   1304
Тип двигателя   1 ПД Skoda-Wright J5AB
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость , км/ч   177
Крейсерская скорость , км/ч   146
Практическая дальность, км   600
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4100
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.92-мм пулемет Vickers F


 Доп. информация :


  Чертеж "Lublin R-XIII"
  Фотографии:

 Прототип Lublin R.XIII/1
 Прототип Lublin R.XIII/1
 Прототип Lublin R.XIII/2
 Lublin R-XIIIA
 Lublin R-XIIIB
 Lublin R-XIIIB
 Lublin R-XIIIC
 Lublin R-XIIIC
 Lublin R-XIIIC
 Дальний Lublin R.XIIIDr
 Дальний Lublin R.XIIIDr
 Дальний Lublin R.XIIIDr
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIIt
 Lublin R-XIIIt
 Lublin R-XIIIt
 Гражданский Lublin R.XIIIS
 Кабина пилота Lublin R.XIIIB

 Схемы:

 Lublin R-XIIID
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Прототип Lublin R.XIII/1
 Lublin R-XIIIB
 Lublin R-XIIIC
 Lublin R-XIIIDr
 Lublin R-XIIID
 Lublin R-XIIID
 Lublin R.XIIIt
 Гражданский Lublin R.XIIIS

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Jacek Wojcik. Encyklopedia Lotnictwa Polskiego
Putnam. Jerzy B. Cynk. Polish Aircraft 1983-1939
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Hikoki. Bartolomiej Belcarz, Robert Peczkowski. White Eagles
Wydawnictwo Militaria 1. Andrzej Glass. Lublin R XIII
WLU No.33. Wojciech Mazur. Samolot Lublin R.XIII
Aircraft Profile 231. Jerzy B. Cynk. Lublin R.XIII Variants
TBiU 65. W. Baczkowski. Samolot towarzyszacy Lublin R-XIII
Flugzeug 1990-02. Zdzislaw Butrycz. Polens "Grashupfer" - robust und zuverlassig
MiniReplika No.49. Lechoslaw Musialkowski. Lublin R-XIII
Le Fana de l'Aviation 1985-10-12. Jerzy B. Cynk. Le Lublin R-XIII
Aero Technika Lotnicza 1990-10-12. Andrzej Glass. Lublin R-XIII
Samolotypolskie.pl. Lublin R-XIII, 1931
L+K 1973-20. Jerzy Jiczynski. Lublin R-XIII
L+K 2011-10. Miroslav Balous. Lublin R-XIII


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: