Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   КБ-5 Чучулига III
       
Разработчик: СФКБ
Страна: Болгария
Первый полет: 1939
Тип: Легкий разведчик-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолетная фабрика "Български Капрони" продолжает в 1939 году семейство самолетов "Чучулига", самолетом для фронтовой авиации КБ-5, получивший наименование "Чучулига III".

Его первый прототип имеет двигатель Walter-Castor II", с двухлопастным металлическим винтом и покрытым обтекателем NАКА, аналогичным КБ-2А. Носовая часть корпуса изменена, но наиболее характерным является изменение крыльевой системы. Нижнее крыло с меньшим размахом, чем верхнее. Летные испытания прототипа не дают расчетных данных. Поэтому на нем устанавливается двигатель Piaggio RVII C1 с трехлопастным металлическим винтом. С этим двигателем достигаются желаемые данные, и принимается решение пустить самолет в серийное производство.

Однако, серия из 45 машин, названных "Чучулига III" чувствительно отличается от прототипа.

На серийных самолетах устанавливаются двигатели Walter-Pollux II с двухлопастным деревянным винтом большого шага. Двигатель имеет обтекатель типа Townend. Шасси совершенно новое. Оно имеет масляно-воздушные амортизаторы, шины низкого давления с малым диаметром и гидравлическими тормозами. Топливные резервуары имеют увеличенную емкость: с 230 дм она достигла 327 дм. Электрооборудование получает питание от генератора, а он приводится в действие самолетным двигателем и работает параллельно с аккумуляторной батареей.

Самолетный двигатель запускается посредством сжатого воздуха. Двигатель оснащен противопожарной системой "Нок-аут", сигнализирующей о пожаре и гасящей пожар с помощью тетрахлора и двуокиси углерода. Дополнительный противопожарный кран "Силма" прекращает подачу бензина в карбюратор в случае пожара.

Самолеты КБ-5 имеют радио- и фотооборудование.

Новое изменение вносится в крыльевую систему серийных машинах. Сокращен размах верхнего крыла: с 11,54 м до 10,90 м. Для сохранения площади элеронов и их эффективности они выступают вне контура задней кромки крыла. Они оснащены сервокомпенсаторами. Увеличен и дугообразный паз в центроплане над пилотскими местами.

Самолеты КБ-5 "Чучулига III" имеют стрелковое и бомбовое вооружение. Один 7,7-миллиметровый пулемет FK-33 монтирован в нос самолета, сверху справа и синхронизируется с двигателем для стрельбы через винтовой круг. Второй пулемет калибра 7,7 мм FK-36 установлен за кабиной наблюдателя для защиты задней полусферы. Слева и справа на нижнем крыле ближе к корпусу монтированы по четыре бомбодержателя для бомб по 25 кг.

КБ-5 - разведочный, легкий штурмовой и связной самолет. Он находится на вооружение в 113, 123, 453 и 463 разведочных эскадрильях. По три самолета получили командование 5-го бомбардировочного полка в Пловдив (Dornier Do 17M и Avia 71) и штаб Морской ескадрильи во Варне (Arado Ar 196 и Heinkel He 60) в качестве связных,

Во время Отечественной войны машины этого типа принимают участие в боевых действиях Воздушных Войск. Самолет находится на вооружении до начала пятидесятых годов как учебно-тренировочный.

КБ-5 "Чучулига III" - двухместный биплан смешанной конструкции. Шасси не убираются. Крылья - разного размаха: нижнее крыло меньше верхнего. Каждое крыло состоит из двух полукрыльев, связанных между собой посредством N-стоек и кабелей. Лонжероны - деревянные, 2 шт. Обшивка центроплана и крыльев до первого лонжерона - из фанеры. Остальная часть обтянута импрегнированным полотном.

Лонжероны на центроплане - металлические. Это - трубы из хроммолибденовой стали, имеющие на оконечностях узлы для захвата верхних полукрыльев. Стыки между центропланом и полукрыльями закрываются металлическими лентами.

Корпус представляет ферму из сварных тонкостенных бесшовных стальных труб. В передней части оформлены две силовые пирамиды - сверху для центроплана и снизу - для V-образных стоек шасси. В хвостовой части имеется третья пирамида, на которой крепятся горизонтальные плоскости. Лонжерон вертикального стабилизатора входит в вертикально приваренную трубу, закрывающую сзади ферму корпуса. В ее нижней части захвачен самоориентирующийся хвостовой костыль с гидравлическим амортизатором. Передняя часть корпуса обшита целиком дюралюминиевой жестью, а остальная часть до хвостовых плоскостей сверху обшита жестью, а снизу - полотном.

Хвостовое оперение - металлическая конструкция, обтянутая полотном. Вертикальный руль имеет сервокомпенсатор, а руль высоты - триммер сервокомпенсатор. Управление вертикальным рулем - твердое, а элеронами и рулем высоты - смешанное.

Шасси состоит из двух половин, каждая из которых имеет амортизационную стойку и V-образную стойку, шарнирно связанную в верхней оконечности с силовой пирамидой, а в нижней оконечности - с амортизационной стойкой. Последняя в верхней своей оконечности тоже прикреплена к пирамиде на шарнирах. В нижней части V-стойки прикреплена посредством сварки ось колеса.

Винт - двухлопастный, деревянный, с большим шагом и диаметром 2,88 м. Изготовлен из орехового дерева и обтянут льняным полотном, покрытым лаком. Его передняя кромка защищена заменяющимися профилями из латуни, закрепленными латунными винтами.

Окраска КБ-5 такая же, как и у КБ-4. Было несколько учебных машин, целиком окрашенных в серебристый цвет, причем синий обтекатель двигателя и синий клин по протяжению от носовой части до хвостового оперения сохранялись. После войны было несколько агитационных машин КБ-5 с красным носом и "пламя" по фюзеляжу.



 ЛТХ:
Модификация   КБ-5
Размах крыла, м  
  верхнего   10.90
  нижнего   8.85
Длина, м   8.50
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   25.54
Масса, кг  
  пустого самолета   1250
  нормальная взлетная   1590
  максимальная взлетная   1650
Тип двигателя   1 ПД Walter-Pollux II
Мощность, л.с.   1 х 450
Максимальная скорость , км/ч   275
Крейсерская скорость , км/ч   250
Практическая дальность, км   750
Продолжительность полета, ч   3
Практический потолок, м   6800
Экипаж   2
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета
  бомбы до 200 кг (8х25кг)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип КБ-5
 Серийный КБ-5 на полевом аэродроме
 Агитационный КБ-5
 КБ-5 в полете

  Схемы:

 КБ-5

  Варианты окраски:

 КБ-5 ВВС Болгарии, 1942 год   © Иван Бориславов
 Агитационный КБ-5   © Иван Бориславов
 КБ-5 ВВС Болгарии, 1949 год   © Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. КБ-5 "Чучулига III"
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945
Иван Бориславов, Найден Дичев. "Чучулиги" (Самолетите на фабрика Български Капрони- Казанлък)


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: