Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой вспомогательные
   L-2 Grasshopper
       
Разработчик: Taylorcraft
Страна: США
Первый полет: 1941
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолеты Taylocraft BC, BF и BL выпускали тысячами, а главной проблемой фирмы стало удовлетворение спроса на них. Тем не менее фирма нашла время для разработки модификации с размещением летчика и пассажира тандемом: в конце 1941 года появился Tandem DC-65. Самолет строился в вариантах Tandem DF-65 и DL-65 с 65-сильными моторами Continental A65 и Franklin или Lycoming, соответственно. По мнению разработчиков подобные самолеты должны были заинтересовать военных. И их предположения вскоре подтвердились.

Оценив результаты общевойсковых маневров, проведенных в 1940 году, а также рассмотрев особенности боевого применения авиации в Европе, командование USAAC практически однозначно пришло к выводу о необходимости замены имеющихся самолётов класса "О" (Observation). На смену недавно принятым на вооружение North-American O-47 должны были прийти лёгкие самолёты, простые в производстве и эксплуатации.

Новый конкурс был объявлен в начале 1941 года. В нём приняли участие три фирмы, которые ранее вообще не занимались военными заказами, если не считать контрактов на поставку единичных самолётов для вспомогательных целей – это были Tailorcraft, Aeronca и Piper. Во всех трех случаях в качестве базовой использовались конструкции гражданских спортивных и туристических самолётов, причем наибольший успех сопутствовал фирме Piper. Как это ни странно, но заказы получили все конкуренты, а самолёты имели общее название "Grasshopper", различаясь только армейскими индексами.

Фирма Tailorcraft представила военный вариант самолёта Model D, самой удачной на тот момент. Это был подкосный высокоплан с однокилевым оперением, трехопорным неубираемым шасси с хвостовым колесом и просторной двухместной кабиной закрытого типа с бортовыми дверями. На D-серии устанавливались только рядные маломощные двигатели Continental, Franclin или Lycoming. Для нового самолёта под индексом OY-57, который предполагалось использовать для связи, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, никаких радикальных доработок вносить не потребовалось. Фактически, это была всё та же "гражданская" модель оснащенная военным оборудованием. Остальные модификации, выпускавшиеся с 1942-го по 1945-й год, также не претерпели существенных изменений.

Первые четыре  YO-57 были стандартными гражданскими Model D, оснащенными четырехцилиндровым двигателем Continental YO-170-3 мощностью 65 л.с. (48 кВт). За ними последовали 70 сходных O-57. Однако необходимость обеспечить круговой обзор привела к доработке кабины и задней части фюзеляжа; появились также подрезы на задней кромке крыла в центроплане. Другими изменениями, связанными с выполнением специальных задач, стали установка радио и вращающегося кресла наблюдателя. С этим оборудованием самолет получил обозначение О-57А (выпущено 336 машин).

Следующие 140 экземпляров были построены под обозначением L-2A. Самолеты этого типа в Армии США были переклассифицированы в 1942 г. из наблюдательных в связные. Модификации YO-57 и O-57 стали L-2, a YO-57A получил новое обозначение L-2A. Около 490 самолетов со специальным оборудованием, построенные для службы в полевой артиллерии, были обозначены L-2B. Последним вариантом, произведенным в количестве около 900 самолетов, стал L-2M, отличавшийся полностью закапотированным двигателем и спойлерами на крыле.

В годы войны самолёты типа L-2 использовались не только USAAF (позднее ставшими USAF). Несколько экземпляров было передано вооруженным силам Гаити – это государство долгие годы находилось под американским контролем и в течении 2-й мировой войны гаитянская авиация, также оснащавшаяся только за счет поставок из США, по мере возможности помогала в патрулировании акватории Карибского моря и Атлантики. В общей сложности на Гаити прибыло четыре L-2B с идентификационными номерами 43-96, 43-97, 43-98 и 43-99 – вся партия была доставлена 18-го февраля 1943 года. Один самолёт был потерян в аварии 26-го марта, но остальные успешно использовались, подчиняясь командованию Central American and Caribbean Air Forces.

В послевоенный период самолёты L-2 также были переданы реанимированной авиации Голландской Ост-Индии и использовались в войне 1945-1948 гг. против повстанцев в Индонезии. К настоящему времени сохранилось около десятка "Grasshopper" фирмы Taylorcraft, которые после войны были проданы частным лицам и авиакомпаниям.

 



 Модификации :
DC-65  гражданский самолет с тандемным размещением экипажа и мотором Continental A-65 мощностью 65 л.с.
DF-65  вариант DC-65, но с мотором Franklin 4AC той же мощности.
DL-65  вариант DC-65, но с мотором Lycoming O-145 той же мощности.
YO-57  первая военная версия Taylorcraft Model D с мотором YO-170-3 мощностью 65 л.с. Построено 4 экземпляра, которые по сути являлись переделанными гражданскими самолётами.
O-57  серийная модель с небольшими доработками и двигателем O-170-3 той же мощности. Построено 20 самолётов.
O-57A  серийная модель с модифицированной кабиной, "подрезами" на задней кромке крыла, военным радиооборудованием и возможностью разворота кресла наблюдателя для обзора назад. Построено 336 самолётов.
L-2  такое обозначение в 1942-м году получили все ранее выпущенные YO-57 и О-57, а также 50 следующих самолётов.
L-2A  это обозначение было присвоено самолётам О-57А, а также следующим 140 серийным экземплярам.
L-2B  артиллерийский корректировщик, представлявший собой модифицированную версию L-2A с мотором Continental A65-8 и тандемным расположением кресел пилотов. Построено 490 самолётов.
L-2C  это обозначение было присвоено 13 гражданским самолётам Taylorcraft Model DC65 принятым в состав USAAF.
L-2D  один гражданский самолёт Taylorcraft Model DL65 с тандемным расположением кресел принятый в состав USAAF.
L-2E  два доработанных гражданских самолёта с моторами Taylorcaft Model DF65 и тандемным расположением кресел.
L-2F  семь доработанных гражданских самолётов Taylorcraft Model BL65 с моторами O-145-B1 и рядным расположение кресел. Один из них обозначался как UC-95 и использовался для вспомогательных целей.
L-2G  два самолёта Taylorcraft Model BF с моторами Franklin 4AC-150-50 (50 л.с.) и рядным расположением кресел.
L-2H  девять доработанных Taylorcraft Model BC12-65 с моторами Continental A65-7 (65 л.с.) и рядным расположением кресел.
L-2J  пять доработанных Taylorcraft Model BC12-65 с моторами O-145-B1 (65 л.с.) и рядным расположением кресел.
L-2K  четыре доработанных Taylorcraft Model BF12-65 с моторами Franklin 4AC-176-B2 (65 л.с.) и рядным расположением кресел.
L-2L  один доработанный Taylorcraft Model BF60 с мотором Franklin 4AC-171 (60 л.с.) и рядным расположением кресел.
L-2M  серия самолётов на базе L-2A с обтекателями головок цилиндров, спойлерами на крыльях и тандемным расположением кресел пилотов. Построено 490 экземпляров.
TG-6 \ Model ST.100  трехместный планер на базе L-2, отличавшийся отсутствием силовой установки, увеличенной площадью крыла и упрощенным шасси. Построено 260 экземпляров, часть которых предназначалась U.S. Navy, где их обозначали как LNT-1.



 ЛТХ:
Модификация   L-2A
Размах крыла, м   10.80
Длина, м   6.90
Высота, м   2.00
Площадь крыла, м2   16.80
Масса, кг  
  пустого самолета   397
  максимальная взлетная   590
Тип двигателя   1 ПД Continental O-170-3
Мощность, л.с.   1 х 65
Максимальная скорость , км/ч   225
Крейсерская скорость , км/ч   134
Практическая дальность, км   488
Скороподъемность, м/мин   120
Практический потолок, м   3658
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 DC-65 Trainer
 OY-57
 O-57
 L-2A
 L-2M
 Кабина L-2
 Приборная доска L-2

  Схемы:

 L-2A

  Варианты окраски:

 L-2A    (c) Miroslav Balous




 

Список источников:

Андрей Крумкач. Лёгкий многоцелевой самолёт Taylorcraft L-2 "Grasshopper"
de Agostini. Мировая Авиация. Самолеты Taylorcraft (США)
Aerofiles.com. Taylocraft
Jane's All the World Aircraft 1946
Squadron/Signal. Aircraft No.195. Al Adcock. US Liaison Aircraft in Action
L+K 2011-07. Miroslav Balous. Taylorcraft L-2 Grasshopper


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: