Уголок неба ¦ Ikarus S.451MM Matica

Реклама...

1xbet зеркало
    


 
главная послевоенная авиация разные
   S.451MM Matica
       
Разработчик: Ikarus
Страна: Югославия
Первый полет: 1957
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Поскольку быстрое улучшение отношений с Востоком открыло новые возможности по приобретению самолетов с более высокими характеристиками, завод "Икарус" предложил армии "миролюбивые" варианты "Шершеня": учебный двухместный, тренировочный одноместный и разведчик.

Первый югославский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолет Ш-451ММ "Матица" (б/н 20001) выполнил первый полет 5 июня 1957 г. (пилотировал снова Водопивец). От "Стршљена" учебная машина отличалась отсутствием стрелкового вооружения и двухместной кабиной с расположением членов экипажа тандемом.

Небольшое количество реактивных разведчиков и отказ американцев в поставке RF-84F Thu nderflash послужили поводом для начала разработки модификации И-451 ММ (И - извићач, разведчик). За основу взяли "Матицу", установив вместо кресла второго члена экипажа капсулу с аэрофотосъемочной техникой (АФА К-17Б и К-22). Аналогичным образом установленные капсулы с дополнительным топливным баком или электронным оборудованием позволяли бы выполнять бомбардировочные задания. Такой подход к проектированию самолета позволял снизить эксплуатационные расходы и повышал степень универсализации эскадрилий, назначение самолетов которых можно было бы менять в зависимости от выполняемых задач (тренажи и обучение, разведка, бомбометание).

На "Матице" 19 мая 1960 г., летчик ВОЦ капитан Любомир Зекавица (в "роли" летчика Академического аэроклуба Белграда) установил мировой рекорд скорости полета в категории "С-Id" (самолеты массой от 1750 до 3000 кг) - 750,34 км/ч. Рекорд был установлен над Белградом на базе 15-25 км. Летчик Зекавица аналогичную скорость развивал и ранее, в ходе обычных полетов, но 19 мая было выполнено прецизионное измерение параметров полета в соответствии с требованиями Международной авиационной организации (FAI). Рекорд, однако, продержался недолго и был побит уже в следующем году: 22 сентября 1961 г. летчики В. П. Смирнов и Н. И. Самоходин на Як-30 установили новый рекорд - 767,308 км/ч.

Когда НАТО в 1999 г. напало на Югославию, "Матица" находилась в Музее авиации Югославии на аэродроме Сурчин (ныне аэропорт "Никола Тесла"). Поскольку авиация НАТО приступила к нанесению ударов и по гражданским объектам, руководство музея предположило, что музей включен в список целей. На территории музея находилось (и находится) множество самолетов, снятых с вооружения согласно договору о сокращении вооружений. Для сохранения памяти славной истории югославской авиации отобрали 12 наиболее важных самолетов (включая и "Матицу"), которые могли бы составить ядро будущей экспозиции на случай уничтожения НАТО Музея авиации. Самолеты перевезли в бывший ангар королевского 6-го полка, который находился на старом белградском аэродроме в Земуне. К счастью, музей благополучно пережил войну, возможно, благодаря хранившимся в нем раритетам мирового значения, некоторые из которых были построены в странах НАТО. "Матицу" вернули в музей по окончании войны, но вопросы реставрации и консервации самолета не решены до сих пор.

Самолет Ш-451ММ "Матица" обладал неоспоримыми достоинствами, но так и не занял своего места в авиации Югославии. Бешлин предложил модернизированную "Матицу" с двигателями, перенесенными ближе к фюзеляжу, но армия доверила разработку первого серийного реактивного самолета Авиационно-техническому институту. Результатом начатых в 1956 г. работ стал однодвигательный Галеб Г-2 (военное обозначение Н-60), выполнивший первый полет 3 июля 1961 г. В качестве силовой установки выбрали британский двигатель "Вайпер" Мк22-6 фирмы "Роллс-Ройс"; двигателями этой фирмы оснащались все последующие югославские реактивные самолеты.






 ЛТХ:
Модификация   S.451MM
Размах крыла, м   7.92
Длина самолета, м   7.77
Высота самолета, м   1.90
Площадь крыла,м2   10.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1716
  максимальная взлетная   2478
Тип двигателя   2 ТРД Turbomeca Marbore II
Тяга, кН   2 х 3.92
Максимальная скорость, км/ч   750
Крейсерская скорость, км/ч   650
Практическая дальность, км   620
Практический потолок, м   9200
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 S.451MM
 S.451MM
 S.451MM
 S.451MM

  Варианты окраски:

 S.451MM

 



 

Список источников:

Авиация и космонавтика. Светозар Йоканович. "Кухня" майора Бешлина"
Крылья Родины. Сергей Колов. Авиационная промышленность Югославии

YASIG (Yugoslav Aviation SIG).
Ikarus S.451MM Matica
Air International. Of Gulls and Eagles ... The Yugoslav Aircraft Industry
Zlatko Rendulich. Avioni domace konstrukcije posle drugog svetskog rata


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: