Реклама...

    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Vecihi XIV
       
Разработчик: Vecihi
Страна: Турция
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После возвращения в Турцию 19 октября 1925 года, Веджихи Хюркюш (Vecihi Hürkuş) принял решение расстаться с гражданской авиацией. Он вышел из управляющего совета Ассоциации, свернул все проекты, которые осуществлял в Ассоциации, передал самолет, транспортные средства и прочее имущество, которое находилось у него в ВВС, и подал рапорт о повторном зачислении в Военно-воздушные силы. Он согласовал в Министерстве Национальной обороны проект по строительству в Кайсери завода Акционерного общества авиационного и моторостроения "Tayyare ve Motor Anonim Şirketi" (Tomtaş). Для перенятия опыта для создания "Томташ" Хюркюш был направлен в Германию. Хюркюш выявил у предложенного к приобретению самолета Ju А-20 некоторые недостатки и остановился на модели Ju А-35. 18 июля 1926 года он телеграфировал на родину, что остановился на модели Ju А-35 и начал переговоры по приобретению лицензии на ее производство. Модель Юнкерса привлекла внимание Хюркюша следующими моментами: это был самый современный двухместный истребитель с большой огневой мощью, который мог применяться на любом театре военных действий как в дневное, так и в ночное время. Помимо этого изучался вопрос приобретения французской модели Newport De Large, однако 1 августа 1926 года Хюркюш остановил свой выбор на самолете Ju А-35.

После возвращения Хюркюша на родину, Акционерное общество Томташ организовало регулярное авиационное сообщение по маршруту Анкара – Кайсери. На этой авиалинии были задействованы один трехмоторный самолет Ju-23, способный брать на борт 14 пассажиров и один Ju F-13, способный поднять в воздух 6 пассажиров. На дворе стоял 1927 год. Этими полетами, организованными Хюркюшем было открыто первое регулярное авиационное сообщение в Турции.

Хюркюш на заводе Томташ планировал установить дополнительные бензобаки на крыльях Junkers А.35 для увеличения дальности полета с целью совершить беспосадочный перелет в Тегеран, задачей которого была демонстрация самолета турецкой сборки и выполнение поручения правительства страны, которое искало зарубежные рынки сбыта для продукции авиапредприятия. В случае осуществления этого проекта, выгоду получили бы как наша страна, так и компания Томташ. Однако в то время завод Томташ не был запущен в полной мере, да и подготовка самолета А.35 не была завершена, в этой связи проект был отложен.

Работы по запуску производства национального самолета продолжились до 1928 года. В 1928 году из-за плохой деятельности правительства разразился экономический кризис, который затронул и проект по созданию национальной авиации. Проект был закрыт.

После годичного перерыва Хюркюш возвратился на свою старую должность в Технический отдел ВВС Турции. В 1930 году в Анкаре состоялся промышленный конгресс. В Народном доме демонстрировались товары турецкой промышленности. Хюркюш выставил эскизы, подробное описание и модель самолета местного производства Vecihi K-XI. Выставка прошла впустую, однако он продолжил разрабатывать новые модели.

В 1930 году Веджихи продлил ежегодный отпуск на 2 месяца за собственный счет, арендовал в Кадыкей магазин строевого леса и через три месяца первый турецкий самолет гражданского назначения, и второй его собственной конструкции, под названием Vecihi XIV  (Vecihi K-XVI) был построен. Первый полет на этом самолете он совершил 16 сентября 1930 года в Фикиртепе при большом количестве народа. Самолет был двухместным, одномоторным, предназначенным для обучения и спортивных полетов. На этом самолете он совершил перелет в Анкару. В Анкаре был устроен показательный полет. Премьер-министр Исмет Иненю и представители военного командования осмотрели самолет и одобрили. Для получения летного сертификата он обратился в Министерство промышленности. 14 октября 1930 года был получен ответ: "В связи с отсутствием специалиста по технической сертификации самолетов, требуемый Вами документ не может быть выдан".

В результате хождения по инстанциям министерства, было принято решение направить Веджихи в Чехословакию для получения документов. У Хюкрюша не получилось отправиться в Прагу сразу по получению разрешения 6 декабря 1930 года. После перевода всей самолетной документации на чешский язык, самолет был повторно собран с целью прохождения технического контроля при сборке. Только после этого все требуемые формуляры были заполнены и предполетный контроль завершен. 23 апреля 1931 года Хюркюш на торжественной церемонии, организованной в казино получил от представителей Чехословакии летное свидетельство. Зал был украшен плакатом "Да здравствует турецкая авиация!". 25 апреля 1931 года самолет взлетел в Чехословакии и взял курс на Турцию, куда прибыл 5 мая 1931 года.

Самолет Хюркюша в результате нескольких проверок был признан небесполезным для Почтового ведомства. Первые почтовые линии предполагалось организовать по маршрутам Анкара-Эрзурум и Анкара – Стамбул. В связи с этим было запланировано новое воздушное турне под эгидой Турецкого общества воздухоплавания. Вылет был произведен в Анкаре, и совершены полеты в городах Аксарай, Конья, Манавгат, Анталья, Фетхие, Мугла, Айдын, Денизли, Ушак, Эскишехир, Адапазары, Измит и завершены полеты в Ешилькёе. Показательные полеты завершились с большим успехом. В отделения общества воздухоплавания начали поступать пожертвования, однако 3 ноября 1931 года по телеграфу поступило указание прекратить полеты Хюркюша и запретить эксплуатацию самолета Vecihi XIV. После этого последовало указание прибыть вместе с самолетом в распоряжение Министерства национальной обороны. В этой ситуации Хюркюш вынужден был повторно покинуть ряды Турецкого общества воздухоплавания. Во время демонстрационных полетов он встретил множество молодых любителей авиации и задумался об открытии авиационной школы.





 ЛТХ:
Модификация  Vecihi XIV
Размах крыла, м   8.80
Длина самолета,м   7.20
Высота самолета,м   2.65
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   520
  максимальная взлетная   850
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость, км/ч   155
крейсерская скорость, км/ч   125
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Vecihi XIV
 Vecihi XIV
 Vecihi XIV
 Vecihi XIV
 Vecihi XIV
 Веджихи Хюркюш возле Vecihi XIV

 



 

Список источников:

Retroplan.ru. Хюркюш Веджихи
Tayyareci.com. Vecihi XIV Tayyaresi
Tempomag.com.tr. Türk İkarus Vecihi Hürkuş
Flieger Revue Extra No.7. Tuncay Deniz. Der turkische Flugzeugbau


Уголок неба. 2018



 

  Реклама: