Уголок неба ¦ Hawker Tornado

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Tornado
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 30-х годов английские фирмы Rolls-Royce и Napier разработали двадцатичетырехцилиндровые авиационные моторы мощностью до 2000 л.с. Это дало возможность авиационным фирмам начать разработку новых скоростных истребителей. В 1937 году подобный проект разработал Сидней Кэмм - главный конструктор фирмы Hawker. Это был истребитель оборудованный двигателем Napier Sabre и вооруженный двенадцатью 7.7-мм пулеметами. В июле  1937 года проект был представлен Авиационному Министерству Великобритании.

В 1938 году появилась спецификация F.18/37 (Single-seat Fighter) одним из главных требований которой было оборудование истребителей двигателями Napier Sabre или Rolls-Royce Vulture. Истребители оборудованные первым двигателем получили обозначение N-type, вторым - R-type. Фирма Hawker предложила  два своих проекта - Typhoon (N-type) и Tornado (R-type).

Первый полет прототипа самолета Tornado (P5219), пилотируемого испытателем фирмы Hawker Филиппом Лукасом, состоялся 6 ноября 1939 года. Самолет был оборудован двигателем Rolls-Royce Vulture II, мощностью 1760 л.с. с 3-х лопастным пропеллером De Havilland Hydromatic. На нем были установлены 12 пулеметов Browning.

Проведенные испытания показали значительное превосходство истребителя над стоящими на вооружении истребителями Hurricane. Авиационное Министерство Великобритании заказало серийную партию из 500 истребителей Tornado Mk.I, однако порекомендовав увеличить мощность двигателя. Проблемы с двигателем Vulture II заставили Hawker в марте 1941 году установить на самолет двигатель Vulture V мощностью 1980 л.с. с трехлопастным винтом De Havilland Rotol.

Второй прототип самолета (P5224) полетел 5 декабря 1940 года. Он имел двигатель Vulture II и был вооружен четырьмя 20-мм пушками Hispano. Этот самолет так же был заказан для серийного производства. Для этих целей были отведены производственные мощности компании A. V. Roe & Company Limited в Манчестере.

В 1941 году был выпущен первый серийный экземпляр самолета под номером R7936. Этот самолет был передан в исследовательский центр в Лэнгли для дальнейших испытаний. По результатам испытаний была перезаказана серия из 197 машин. Однако проблемы с двигателями продолжались, что заставило Авиационное Министерство посоветовать фирме Hawker использовать двигатели Wright R-2600 Duplex Cyclone или Bristol Centaurus или Fairey Monarch.

В феврале 1941 года Министерство заказало строительство третьего прототипа (HG641) оборудованного 18-ти цилиндровым двигателем Bristol Centaurus IV мощностью 2210 л.с. Этот самолет полетел 23 ноября 1941 года. Позднее, в 1942 году, его трехлопастный винт был заменен четырехлопастным. Оборудованный этим винтом самолет смог развить скорость 647 км/ч. Были построены два серийных самолета под номерами R7937 и R7938 и заказаны еще 200 экземпляров.

Полные испытания проведенные в Ленгли показали недоведеность обеих двигателей и оба контракта на постройку серийных самолета были аннулированы.  Всего было построено 6 экземпляров самолета. Конструктивные решения и результаты испытаний самолета были использованы в дальнейшем фирмой при создании истребителя Tempest Mk II.




 ЛТХ:
Модификация   Tornado Mk.I
Размах крыла, м   12.78
Длина, м   9.95
Высота, м   4.47
Площадь крыла, м2   26.33
Масса, кг  
  пустого самолета   3803
  нормальная взлетная   48453
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Vulture V (Bristol Centaurus CE.4S)
Мощность, л.с.   1 х 1980 (2210)
Максимальная скорость , км/ч   638 (647)
Крейсерская скорость , км/ч   565 (584)
Практическая дальность, км   1530
Боевая дальность, км   965
Cкороподъемность, м/мин   847
Практический потолок, м   10575 (9940)
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 20-мм пушки British Hispano установленные в крыльях,  (двенадцать 7.7-м пулемета).


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип Tornado (P5219)
 Первый прототип Tornado (P5219)
 Первый прототип Tornado (P5219)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Второй прототип Tornado (P5224)
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Tornado (HG641) на котором испытывали мотор Centaurus
 Единственный Tornado I (R7936)
 Единственный Tornado I (R7936)
 Единственный Tornado I (R7936)
 Единственный Tornado I (R7936)
 Единственный Tornado I (R7936)
 Rolls-Royce Vulture V на Tornado I (R7936)
 Bristol Centaurus Tornado (HG641)
 Кабина Tornado

  Схемы:

 Tornado

  Варианты окраски:

 Второй прототип Tornado (P5224)
 Третий прототип Tornado (HG641)

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 1996-08. Владимир Котельников. "Тайфун" - "Торнадо" - "Буря" : Стихийные бедствия от Сиднея Кэмма
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Putnam. Francis K. Mason. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Squadron/Signal 1102. Jerry Scutts. Typhoon/Tempest in Action
Camouflage & Markings No.4. Hawker Tornado, Typhoon & Tempest
AJ-Press. Monografie Lotnicze 94. Leszek Moczulski. Hawker Typhoon
Wydawnictwo Militaria 126. Seweryn Fleischer. Hawker Typhoon
Samoloty Wojskowe Swiata 1935-1945. Hawker Tornado
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Vaclav Nemecek. Vojenska letadla
Aeroplane Monthly 1983-05. Roland Beamont. Test flying the Tempest
Aeroplane Monthly 2002-06. John Maynard. Kenneth Seth-Smith
Air Enthusiast 1972-08. The "More Violent Hurricane"
Air Enthusiast 2006-09-10. David Willis. First Time Around
Le Fana de l'Aviation 1984-12. Chris Tomas, Chris Shores. Les chasseurs lourdes de Hawker : Une Tornado contre un Typhoon!
Le Fana de l'Aviation 1985-01. Chris Tomas, Chris Shores. Les chasseurs lourdes de Hawker : Une Tornado contre un Typhoon!
Le Moniteur de l'Aeronautique 1980-09. Philip J. Moyes. Typhoon, Tornado, Tempest
Dimensione Cielo 22. Caccia Gran Bretagna
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The Hawker Typhoon, Tempest, & Sea Fury
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
1000aircraftphotos.com. No. 5625. Hawker Tornado (HG641) Royal Air Force
L+K 1983-20. Vaclav Nemecek. Hawker Tornado


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: