В начале 1943 года для испытания новых опытных двигателей выделили шесть "Спитфайров"
VIII последних серий. Их переделали под "Гриффоны". Моторама и капот по
конструкции в целом соответствовали модификации XII, хотя "Гриффон" 61 был
длиннее и тяжелее, чем "Гриффон" II. Чтобы полностью использовать возросшую
мощность мотора, установили пятилопастной винт (а на одной машине даже шестилопастной - фактически два трехлопастных, вращающихся в разные стороны).
Радиаторы теперь стали симметричными. Сперва самолеты имели стандартное
вертикальное оперение поздних "восьмерок", но его площадь была недостаточна для
обеспечения путевой устойчивости, и конструкторы создали совершенно новый киль.
В таком виде три истребителя вывели на испытания в центре ААЕЕ в Боскомб-Дауне.
Они проходили весной-летом 1943 г. и, хотя и сопровождались случаями отказа
двигателей (две вынужденных посадки), закончились решением запустить новую
модификацию в серию после небольших доработок.
К сборке "Спитфайров" XIV ("тип 372"), как назвали новую модификацию, приступили
в октябре 1943 г. Ее осуществляла целая сеть небольших предприятий в Южной
Англии, размещенных в бывших складах, гаражах, цехах маленьких заводов. Серийные
машины имели вертикальное оперение несколько меньших размеров и иных очертаний,
чем опытные. Первые истребители получили моторы "Гриффон" 61, а с самолета RB
179 их сменили на "Гриффон" 65. В ходе производства изменилось и крыло. По
образцу "восьмерки" оно имело дополнительные бензобаки в передней кромке. Ранние
серии несли вооружение типа С, но большая часть машин была оснащена по типу Е.
Существовали истребители и со стандартными, и с укороченными для малых высот законцовками крыльев. С конца 1944 г. ввели пониженный гаргрот и каплевидный
фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.
С осени 1944 г. часть "четырнадцатых" выпускали в варианте тактических
разведчиков FR XIV и FR ХIVE. Сохранив все вооружение истребителя, они получили
перспективный фотоаппарат F.24 на левом борту и дополнительный бензобак в задней
части фюзеляжа емкостью 150 л. Всего построили 957 машин - примерно вдесятеро
больше, чем "Спитфайров" ХІІ. По массовости "четырнадцатый" занимает шестое
место среди различных модификаций "Спитфайра".
Первые истребители этого типа поступили в 610-ю эскадрилью в Эксетере в
январе-феврале 1944 г. В марте они прибыли также в 91-ю и 327-ю эскадрильи.
Состояния боевой готовности все три достигли в июне. Первый боевой задачей для
них стало патрулирование подступов к побережью Англии в поисках
самолетов-снарядов V-1. К охоте на "Фау" привлекли семь эскадрилий "Спитфайров"
XIV. Наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 крылатых ракеты.
Чтобы увеличить и без того немаленькую скорость полета, несколько истребителей
переоборудовали под высокосортный бензин N150 и увеличили давление наддува
двигателей. Это прибавило "Спитфайрам" примерно 30 км/ч.
В операциях по прикрытию высадки в Нормандии эти самолеты не участвовали. На
фронт во Францию они попали только осенью 1944 г. В конце сентября в составе 2-х
тактических ВВС числились четыре (в том числе одна канадская) истребительных
эскадрильи, оснащенные "четырнадцатыми". Они действовали, в основном, как
высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени
превосходство союзников в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми
самолетами против ника, кроме реактивны, "Спитфайры" XIV атаковали любые
воздушные цели. На высоте 8000 м самолет развивал в горизонтальном полете
скорость 721 км/ч. Впоследствии "четырнадцатые" расправились с несколькими
реактивными истребителями противника.
Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики. Бомбовая нагрузка
оставалась той же, что и у более ранних модификаций - до 454 кг. На фронте
вооружение машины иногда дополняли и реактивными снарядами. В Европе воевали
также четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество машин F XIV и
FR XIV перед концом войны успели перебросить в Индию. Однако, все три
эскадрильи, получившие эти самолеты, достигли боеготовности лишь к моменту
капитуляции Японии.
На "четырнадцатом" закончил войну самый результативный летчик, воевавший на "Спитфайрах"
- Дж. Джонсон. Первую победу он одержал 26 июня 1941 г. над Северной Францией,
сбив Bf 109. В июне 1942 г., когда он стал командиром 610-й эскадрильи на на его
счету было семь с половиной вражеских машин. В марте 1943 г. он принял крыло
(полк) на "девятках". Через шесть месяцев у Джонсона насчитывалось 14 побед. До
конца войны он побыл командиром еще нескольких крыльев и довел результат до 34
машин лично и семи в группе. Только вот на "четырнадцатом" Джонсон никого не
сбил - он прибыл в новую часть в апреле.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
Spitfire XIV |
Размах крыла, м |
11.23 |
Длина, м |
9.96 |
Высота, м |
3.89 |
Площадь крыла, м2 |
22.48 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3040 |
нормальная взлетная |
4663 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Griffon 65 |
Мощность, л.с. |
1 х 2050 |
Максимальная скорость , км/ч |
721 |
Крейсерская скорость , км/ч |
674 |
Перегоночная дальность, км |
1368 |
Практическая дальность, км |
740 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1396 |
Практический потолок, м |
13560 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки (280 патронов) четыре 7.62-мм или
два 12.7-мм пулемета (500 патронов) |
Доп. информация : |
 |
|
Список источников: |
 |
|
Авиация и Космонавтика 2005-01-12. В. Котельников, М. Никольский.
Супермарин "Спитфайр"
Авиация и Космонавтика 2006-01-09. М. Никольский, А. Лашков,. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины 1991-06. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Эксмо. Владимир Котельников. "Спитфайр" - лучший истребитель союзников
АСТ. С. Сидоренко. Истребитель Supermarine Spitfire
Крылья Дайджест Выпуск 7. "Самолеты мира" - Супермарин "Спитфайр"
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Putnam. Francis K. Manson. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Squadron/Signal 1039. Jerry Scutts. Spitfite in Action
Monografie Lotnicze 38-40,71. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Aircam 8. Ted Hooton, Richard Ward. Supermarine Spitfire Mk.XII-24/Supermarine
Seafire Mk.I-497
Airlife. Combat Legend. Peter Caygill. Spitfire Mks VI-F.24
Atlas. Mister Kit, J.P. De Cock. Vickers Supermarine Spitfire Mk IX/XVI
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
WarbirdTech 32. Ken Darling. Griffon-powered Spitfires
Camouflage & Markings. Supermarine Spitfire : RAF Northern Europe 1936-45
Ian Allan. John Ward. Spitfire and Hurricane Tribute
Alfred Price. Spitfire : A Documentary History
Alfred Price. The Spitfire Story
Pen & Sword. Philip Kaplan. The Spitfire an icon of the skies
Pen & Sword. Lance Cole. Secrets of the Spitfire
AIRtime. Air Combat Legends 1. David Donald. Supermarine Spitfire / Messerschmitt Bf
109
Michael J.F. Bowyer. The Spitfire : 50 Years On
Atlantic. Jonathan Glancey. Spitfire : The Biography
Arms and Armour. Chaz Bowyer. Supermarine Spitfire
Patrick Stephens/Airfix. Classic Aircraft No.1. Roy Cross, Gerald Scarborough.
Spitfire
Heel. Ron Dick, Dan Patterson. Spitfire
Motorbooks. Warbird History. Jeffrey L. Ethell, Steve Price. Spitfire
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
Le Fana de l'Aviation Hors-Serie 52. Jeffrey Quill. Spitfire. La veritable histoire
Le Moniteur de l'Aeronautique 1978-11. N. Sgarlato. Le Fantastique Spitfire
Air International 1985-02-04. Spitfire : Simple Superb
Klassiker der Luftfahrt 2003-06. Wolfdietrich Hoeveler. Legendarer Feuerspeier
Flugzeug Classic 2016-06. Wolfgang Muhlbauer. Herztransplantation
Jane's Fighting Aircraft of World War II
IWM.org.uk. Spitfire Mk XIV
1000aircraftphotos.com. No. 13274. Supermarine 379 Spitfire F.Mk.XIV (RB150 c/n
5113, RB156 c/n 5211, RB159 c/n 5232, RB167) Royal Air Force
L+K 1990-21. Vaclav Nemecek. Supermarine Spitfire Mk.XIV
L+K 1992-05-08. Z. Patek, R. Theiner. Supermarine Spitfire Mk.IV (XX), XII,
XIV, XVII a XIX |
Уголок неба. 2024
 |