Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Spitfire XIV
       
Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1943
Тип: Скоростной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 1943 года для испытания новых опытных двигателей выделили шесть "Спитфайров" VIII последних серий. Их переделали под "Гриффоны". Моторама и капот по конструкции в целом соответствовали модификации XII, хотя "Гриффон" 61 был длиннее и тяжелее, чем "Гриффон" II. Чтобы полностью использовать возросшую мощность мотора, установили пятилопастной винт (а на одной машине даже шестилопастной - фактически два трехлопастных, вращающихся в разные стороны). Радиаторы теперь стали симметричными. Сперва самолеты имели стандартное вертикальное оперение поздних "восьмерок", но его площадь была недостаточна для обеспечения путевой устойчивости, и конструкторы создали совершенно новый киль. В таком виде три истребителя вывели на испытания в центре ААЕЕ в Боскомб-Дауне. Они проходили весной-летом 1943 г. и, хотя и сопровождались случаями отказа двигателей (две вынужденных посадки), закончились решением запустить новую модификацию в серию после небольших доработок.

К сборке "Спитфайров" XIV ("тип 372"), как назвали новую модификацию, приступили в октябре 1943 г. Ее осуществляла целая сеть небольших предприятий в Южной Англии, размещенных в бывших складах, гаражах, цехах маленьких заводов. Серийные машины имели вертикальное оперение несколько меньших размеров и иных очертаний, чем опытные. Первые истребители получили моторы "Гриффон" 61, а с самолета RB 179 их сменили на "Гриффон" 65. В ходе производства изменилось и крыло. По образцу "восьмерки" оно имело дополнительные бензобаки в передней кромке. Ранние серии несли вооружение типа С, но большая часть машин была оснащена по типу Е. Существовали истребители и со стандартными, и с укороченными для малых высот законцовками крыльев. С конца 1944 г. ввели пониженный гаргрот и каплевидный фонарь пилотской кабины с улучшенным обзором.

С осени 1944 г. часть "четырнадцатых" выпускали в варианте тактических разведчиков FR XIV и FR ХIVE. Сохранив все вооружение истребителя, они получили перспективный фотоаппарат F.24 на левом борту и дополнительный бензобак в задней части фюзеляжа емкостью 150 л. Всего построили 957 машин - примерно вдесятеро больше, чем "Спитфайров" ХІІ. По массовости "четырнадцатый" занимает шестое место среди различных модификаций "Спитфайра".

Первые истребители этого типа поступили в 610-ю эскадрилью в Эксетере в январе-феврале 1944 г. В марте они прибыли также в 91-ю и 327-ю эскадрильи. Состояния боевой готовности все три достигли в июне. Первый боевой задачей для них стало патрулирование подступов к побережью Англии в поисках самолетов-снарядов V-1. К охоте на "Фау" привлекли семь эскадрилий "Спитфайров" XIV. Наиболее удачливой из них стала 91-я, уничтожившая 184 крылатых ракеты. Чтобы увеличить и без того немаленькую скорость полета, несколько истребителей переоборудовали под высокосортный бензин N150 и увеличили давление наддува двигателей. Это прибавило "Спитфайрам" примерно 30 км/ч.

В операциях по прикрытию высадки в Нормандии эти самолеты не участвовали. На фронт во Францию они попали только осенью 1944 г. В конце сентября в составе 2-х тактических ВВС числились четыре (в том числе одна канадская) истребительных эскадрильи, оснащенные "четырнадцатыми". Они действовали, в основном, как высотные истребители, обеспечивая уже установившееся к тому времени превосходство союзников в воздухе. Обладая преимуществом в скорости перед всеми самолетами против ника, кроме реактивны, "Спитфайры" XIV атаковали любые воздушные цели. На высоте 8000 м самолет развивал в горизонтальном полете скорость 721 км/ч. Впоследствии "четырнадцатые" расправились с несколькими реактивными истребителями противника.

Применялись эти машины и как истребители-бомбардировщики. Бомбовая нагрузка оставалась той же, что и у более ранних модификаций - до 454 кг. На фронте вооружение машины иногда дополняли и реактивными снарядами. В Европе воевали также четыре эскадрильи разведчиков FR XIV. Некоторое количество машин F XIV и FR XIV перед концом войны успели перебросить в Индию. Однако, все три эскадрильи, получившие эти самолеты, достигли боеготовности лишь к моменту капитуляции Японии.

На "четырнадцатом" закончил войну самый результативный летчик, воевавший на "Спитфайрах" - Дж. Джонсон. Первую победу он одержал 26 июня 1941 г. над Северной Францией, сбив Bf 109. В июне 1942 г., когда он стал командиром 610-й эскадрильи на на его счету было семь с половиной вражеских машин. В марте 1943 г. он принял крыло (полк) на "девятках". Через шесть месяцев у Джонсона насчитывалось 14 побед. До конца войны он побыл командиром еще нескольких крыльев и довел результат до 34 машин лично и семи в группе. Только вот на "четырнадцатом" Джонсон никого не сбил - он прибыл в новую часть в апреле.





 ЛТХ:
Модификация   Spitfire XIV
Размах крыла, м   11.23
Длина, м   9.96
Высота, м   3.89
Площадь крыла, м2   22.48
Масса, кг  
  пустого самолета   3040
  нормальная взлетная   4663
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Griffon 65
Мощность, л.с.   1 х 2050
Максимальная скорость , км/ч   721
Крейсерская скорость , км/ч   674
Перегоночная дальность, км   1368
Практическая дальность, км   740
Максимальная скороподъемность, м/мин   1396
Практический потолок, м   13560
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки (280 патронов)
  четыре 7.62-мм или два 12.7-мм пулемета (500 патронов)


 Доп. информация :


 РЛЭ "Supermarine Spitfire XIV & XIX"
  Фотографии:

 Прототип Spitfire XIV
 Прототип Spitfire XIV
 Прототип Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Spitfire XIV
 Гражданский Spitfire XIV
 Кабина Spitfire XIV

  Схемы:

 Spitfire FR.XIVE
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Spitfire LF.XIV  RAF

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2005-01-12. В. Котельников, М. Никольский. Супермарин "Спитфайр"
Авиация и Космонавтика 2006-01-09. М. Никольский, А. Лашков,. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины 1991-06. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Эксмо. Владимир Котельников. "Спитфайр" - лучший истребитель союзников
АСТ. С. Сидоренко. Истребитель Supermarine Spitfire
Крылья Дайджест Выпуск 7. "Самолеты мира" - Супермарин "Спитфайр"
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Putnam. Francis K. Manson. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Squadron/Signal 1039. Jerry Scutts. Spitfite in Action
Monografie Lotnicze 38-40,71. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Aircam 8. Ted Hooton, Richard Ward. Supermarine Spitfire Mk.XII-24/Supermarine Seafire Mk.I-497
Airlife. Combat Legend. Peter Caygill. Spitfire Mks VI-F.24
Atlas. Mister Kit, J.P. De Cock. Vickers Supermarine Spitfire Mk IX/XVI
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
WarbirdTech 32. Ken Darling. Griffon-powered Spitfires
Camouflage & Markings. Supermarine Spitfire : RAF Northern Europe 1936-45
Ian Allan. John Ward. Spitfire and Hurricane Tribute
Alfred Price. Spitfire : A Documentary History
Alfred Price. The Spitfire Story
Pen & Sword. Philip Kaplan. The Spitfire an icon of the skies
Pen & Sword. Lance Cole. Secrets of the Spitfire
AIRtime. Air Combat Legends 1. David Donald. Supermarine Spitfire / Messerschmitt Bf 109
Michael J.F. Bowyer. The Spitfire : 50 Years On
Atlantic. Jonathan Glancey. Spitfire : The Biography
Arms and Armour. Chaz Bowyer. Supermarine Spitfire
Patrick Stephens/Airfix. Classic Aircraft No.1. Roy Cross, Gerald Scarborough. Spitfire
Heel. Ron Dick, Dan Patterson. Spitfire
Motorbooks. Warbird History. Jeffrey L. Ethell, Steve Price. Spitfire
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
Le Fana de l'Aviation Hors-Serie 52. Jeffrey Quill. Spitfire. La veritable histoire
Le Moniteur de l'Aeronautique 1978-11. N. Sgarlato. Le Fantastique Spitfire
Air International 1985-02-04. Spitfire : Simple Superb
Klassiker der Luftfahrt 2003-06. Wolfdietrich Hoeveler. Legendarer Feuerspeier
Flugzeug Classic 2016-06. Wolfgang Muhlbauer. Herztransplantation
Jane's Fighting Aircraft of World War II

IWM.org.uk. Spitfire Mk XIV
1000aircraftphotos.com. No. 13274. Supermarine 379 Spitfire F.Mk.XIV (RB150 c/n 5113, RB156 c/n 5211, RB159 c/n 5232, RB167) Royal Air Force
L+K 1990-21. Vaclav Nemecek. Supermarine Spitfire Mk.XIV
L+K 1992-05-08. Z. Patek, R. Theiner. Supermarine Spitfire Mk.IV (XX), XII, XIV, XVII a XIX


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: