PZL-50 Jastrzab (Ястреб) был польским довоенным истребителем, разработанным Всеволодом Якимюком. Одноместный низкоплан должен был выполнять функции
фронтового истребителя и истребителя сопровождения и был предназначен для замены всех истребителей, состоявших на вооружении польских ВВС. Разработка самолета
началась в 1936 году, а первый полет состоялся в 1939 году. Еще два прототипа были почти готовы ко времени немецкого вторжения в Польшу, но истребитель не
успели ввести в массовое производство перед войной.
В начале 1930-х годов польские ВВС были вооружены современными, на тот период, «пулавчиками» - цельнометаллическими истребителями-парасоль PZL P.11 конструкции
Зигмунда Пулавского (Zygmunt Pulawski). К середине 30-х эти машины становились все более и более устаревшими и никаких новых разработок истребителей, за
исключением экспортного PZL P.24 - вариант PZL P.11 с более мощным двигателем, не было.
К середине 1930-х годов, польское командование военно-воздушных сил во главе с генералом Людомилом Райским (Ludomil Rayski) считало, что основным истребителем и
легким бомбардировщиком польских ВВС станет двухмоторный тяжелый истребитель-бомбардировщик PZL-38 Wilk, дополненный дешевыми истребителями PZL-39/LWS-4. Однако
проблемой PZL-38 была недоведенность двигателей, разрабатывавшихся параллельно с самолетом.
PZL-39 же показал слишком низкую расчетную скорость (около 400 км/ч), в результате чего обе программы были отменены. Будущий опыт войны показал, что тяжелые
двухмоторные истребители проигрывали в маневренных боях одномоторным истребителям. Стало очевидно, что польские ВВС нуждались в современном
истребителе-перехватчике и наконец, в октябре 1936, Комитет по Вооружению (KSUS) представил запрос на такой перехватчик.
В конце 1936 года генерал Райский приказал главному конструктору PZL (Panstwowe Zaklady Lotnicze - «Государственные авиационные заводы») Всеволоду Якимюку (Wsiewolod
Jakimiuk) отказаться от работы по пассажирскому авиалайнеру PZL-44 Wicher и приступить к разработке однодвигательного истребителя с убирающимся шасси и
скоростью около 500 км/ч. За основу был взят проект американского истребителя P-35. В качестве силовой установки Райским был выбран британский 9-цилиндровый
двигатель воздушного охлаждения Bristol Mercury VIII мощностью 840 л.с.. Основным соображением в выборе двигателя было то, что PZL уже выпускал по лицензии
Mercury V и ожидалось, что переоборудование производства на новую модификацию двигателя займет мало времени. Этот выбор ограничивал скорость будущего
истребителя, и, согласно ряду историков, программа опоздала, по крайней мере, два года.
Проектирование истребителя PZL-50 (или PZL P.50), названного Jastrzab (Ястреб), была начато в конце 1936 года и в 1937 году проект был представлен на
рассмотрение командования ВВС. Проект был рассмотрен и по результатам были заказаны два прототипа. В июне 1938 года заводу PZL были заказаны 300 двигателей
Mercury VIII со сроком поставки в июне 1939 года. Для ускорения разработки двигатели для прототипов было решено заказать в Великобритании. В сентябре 1938 года
двигатель был доставлен, а в октябре прототип был почти завершен. Окончательной сборке мешало отсутствие убирающегося шасси британской фирмы Dowty. Из-за
задержки с ожиданием импортных стоек и их освоением собственной авиапромышленностью поляки упустили шанс начать испытания с временноустановленными
неубирающимися стойками шасси. Освоение производства убирающихся стоек шасси планировалось освоить к серийному производству PZL-50.
Изготовление первого (PZL.50/I) и второго прототипов (PZL.50/II - данный истребитель планировалось оснастить более мощным двигателем 1200-1400 л.с., однако был
изготовлен только планер) был завершено в 1939 году. PZL.50/I под управлением испытателя Ежи Видавского (Jerzy Widawski) впервые взлетел в феврале 1939 года.
Несмотря на то, что самолет считался секретным, 27 февраля он был показан зятю Муссолини и по совместительству министру иностранных дел Италии графу Галеаццо
Чиано (Galeazzo Ciano).
Испытания истребителя проводились на аэродроме Окенце под Варшавой Болеславом Орлиньским (Boleslaw Orlinski) и другими летчиками, которые отметили, что самолет
после умешения гагрота в хвостовой части фюзеляжа получил хорошие характеристики управляемости и маневренности, а также недостаточную скорость, чтобы выполнять
функции перехватчика. Наибольшее беспокойство вызывало то, что истребитель еще без вооружения и радиостанции мог развить скорость только 420-430 км/ч. Низкая
скорость объяснялась недобором мощности двигателем из-за проблем в работе карбюратора. После внесения изменений прототип смог достигнуть скорости 442 км/ч. Тем
не менее, летчики-испытатели продолжали жаловаться на недостаточную мощность, развиваемую двигателем. Ожидалось, что при работе двигателя на полной мощности
истребитель сможет развить скорость 470 км/ч.
Первоначально планировалось изготовить порядка 300 PZL-50, но в апреле 1939 года новый командующий ВВС генерал (Калькус) Kalkus и генерал-инспектор ПВО (Юзеф
Заяц) Jozef Zajac решили, что данный истребитель по скорости не удовлетворяет требованиям ВВС и ПВО. Поэтому ими было принято решение о выпуске ограниченной
серии в 25-30 машин улучшенного образца, обозначенных как PZL-50A. Изготавливаемые самолеты должны были иметь увеличенную площадь крыла с 15,8 м? до 19 м? и
гагрот, удлинненный до вертикального оперения. Общее число новых истребителей было решено снизить до 200 машин, причем для ускорения оснащенности ВВС новой
техникой было решено прибегнуть к закупкам за границей. так планировалось приобрести 160 Morane-Saulnier MS.406 во Франции и 10 Hawker Hurricane в
Великобритании. в качестве временной меры были заказаны 100 истребителей PZL P.11G Kobuz, полученных путем установки двигателя Bristol Mercury VIII на планер
PZL P.11C. Данный проект был предложен в 1936 г., но тогда посчитали, что скорость 400 км/ч не будет соответствовать требованиям. В 1939 г. об улучшенном
варианте, получившем обозначение P-11g, вспомнили снова – причиной этому послужила задержка с налаживанием серийного выпуска Р-50. Опытный образец удалось
разогнать до 390 км/ч, но даже в этом случае P-11g получил рекомендацию к серийному выпуску. Пока налаживали производство началась война. Единственный экземпляр
использовали как истребитель ПВО, причем достаточно успешно. 14-15 сентября пилот P-11g заявил о двух сбитых немецких бомбардировщиках.
В 1939 году конструкция PZL.50/II (PZL-53) была переработана под установку двигателей Gnome-Rhone 14N21 мощностью 1100 л.с. для экспортного варианта P.50B
(расчетная максимальная скорость 560 км/ч) или Bristol Taurus III или IV мощностью 1150 л.с. для польских ВВС (расчетная максимальная скорость 530-560 км/ч).
двигатель Gnome-Rhone 14N21 был получен в августе 1939 года, в то время как новейший Bristol Taurus планировалось получить в октябре-ноябре 1939 года.
Для PZL-50 рассматривались и другие варианты силовой установки: среди возможных альтернатив были Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1000 л.с. или Bristol
Hercules мощностью 1375 л.с., а также отечественный авиамотор Waran, разрабатывавшийся к 1940 году на PZL. Проблема с двигателем могла быть решена еще в 1938
году, когда Якимюк предложил устанавливать на истребитель рядный двигатель Hispano-Suiza 12Y (данный вариант обозначался как PZL-56 Kania). Однако его
предложение не нашло поддержки в руководстве польских ВВС.
К концу августа 1939 были закончены первый невооруженный летающий прототип PZL.50/I, бездвигательный прототип PZL-50/II и части четырех серийных PZL-50A. После
немецкого вторжения 2-3 сентября незаконченные самолеты были перевезены из авиафабрики WP-1в автомастерские Citroen и Renault на Черняковской улице в Варшаве,
где они были захвачены немцами.
5 сентября 1939 г. прототип PZL.50/I был эвакуирован на восток, но во время пролета над Львовом (по другим данным это произошло у г. Рава-Русская) PZL-50
обстреляла своя же зенитная артиллерия. Получив несколько попаданий истребитель больше не мог продолжать полёт и совершил вынужденную посадку. Пилоту Ежи
Видавскому удалось спастись, а останки самолёта были эвакуированы в тыл, где следы первого прототипа окончательно теряются. Этот эпизод стоит процитироваль
словами В. Локуцевского (Lokuciewskiego) из 112 истребительной эскадрильи:
«Полковник Павликовский, напомнив обязательства связанные с военной тайной, дал нам записку, что истребительная бригада будет оснащена 50 истребителями типа
«Ястреб» и что он получил разрешение позволить нам наблюдать за прототипом этого самолета, расположенного в соседнем государственном авиационном заводе. Это был
самолет, о котором ходили различные слухи, облетывал пилот PZL Видавский. До этого «Ястреба» я видел только издалека только издалека, без каких-либо
подробностей. Из любопытства мы отправились на завод. Один из инженеров, дал нам мало информации, разрешив заглянуть в кабину этого замечательного самолета.
Действительно, по сравнению с «одиннадцатым» машина впечатляла. Это был современный моноплан металлической конструкции с красивым стройным силуэтом и
убирающимися шасси. Его вооружение состояло из пулемета и пушки. Он развивал скорость 480 км/час. Вооруженная 50 «Ястребами» истребительная бригада, по нашему
мнению, была в состоянии громить врага в каждом вылете, даже так широко разрекламированные в мире Мессершмитты. К сожалению, реальность была иной. Гитлер не
согласовал свои планы с планами польского генерального штаба и начал войну слишком быстро.»
Из-за секретности больше 65 лет окружающей самолет его внешний вид был лишь частично известен, поскольку базировался на четырех фотографиях первого прототипа,
сделанных во время презентации графу Чиано. Только в 2005 были обнаружены несколько фотографий незавершенных машин, сделанных немецкими солдатами и польским
любительским фотографом на Черняковской улице. Эти фотографии позволили доподлинно восстановить конструктивные особенности PZL-50.
Техническое описание PZL-50/I
Истребитель PZL-50 представлял собой одномоторный одноместный моноплан (низкоплан) цельнометаллической конструкции. Фюзеляж овальной формы сварен из труб
хромо-молибденовой стали, наружная обшивка из дюралюминия.
Крыло металлическое кессонное с двумя лонжеронами и дюралюминиевой обшивкой и состоит из центроплана и двух консолей эллиптической формы. Отклоняемые
поверхности крыла обтянуты полотном.
Механизм уборки шасси снабжен гидроприводом, хвостовое колесо убирающееся.
Хвостовое оперение металлической конструкции. Отклоняющиеся поверхности, покрытые холстом, статически и аэродинамически сбалансированы. Горизонтальное оперение
с подкосами.
Истребитель обладал фонарем выполненным из плексигласа и обеспечивающим частичный обзор назад.
Топливные баки общей емкостью 400л.
На самолет устанавливался 9-цилиндровый двигатель Bristol Mercury VIII, мощностью в 840 л.с. с трехлопастным металлическим винтом PZL-Hamilton Standard с
изменяемым в полете шагом.
Вооружение самолета состояло из четырех пулеметов PWU wz.36 калибром 7,92-мм, расположенных в консолях крыла и в фюзеляже (фюзеляжные пулемета
синхронизированы).