Уголок неба ¦ Kawanishi N1K-J Shiden

Реклама...

Обслуживание и абонентское юридическое обслуживание для малого и среднего бизнеса.
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   N1K-J Shiden
       
Разработчик: Kawanishi
Страна: Япония
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Летом 1943 г., когда "Киофу" начал поступать в войска самолетный парк авиации противника настолько сильно изменился, что "Киофу" предстояло сражаться с самыми лучшими палубными истребителями США, а также новыми сухопутными, для которых союзники могли найти подходящие аэродромы. Естественно, что никакой гидросамолет, какими бы исключительными характеристиками он ни обладал, не мог драться с ними на равных. Казалось бы, на N1K1 можно было поставить точку. Но история рассудила иначе. Американские пилоты встретились в воздухе с сухопутным вариантом преображенного "Киофу", доставившим им массу неприятностей. Идея радикальной модификации гидроистребителя родилась у руководителя проектной группы фирмы Каваниси доктора Сизуо Кикухара всего за две недели до начала войны на Тихом океане. Руководство фирмы Каваниси, потрясенное расчетами доктора Кикухара, решило, что в данных условиях должна быть проявлена осторожность, а разработка чрезвычайно обещающего проекта должна осуществляться в порядке частной инициативы. Решение оказалось правильным, поскольку проекту нового самолета пришлось столкнуться с большим предубеждением со стороны императорских ВМС из-за его частного происхождения. Но когда ход войны начал поворачиваться против Японии и официально разрабатываемый истребитель-перехватчик ПВО J2M "Рейден" не смог выпускаться в большом количестве, а самолет А6М "Зеро" оказался неспособным эффективно противостоять новому поколению истребителей ВМС США, появившихся над Тихим океаном, возникла острая необходимость в новом и более мощном сухопутном перехватчике и истребителе для завоевания господства в воздухе. Эту роль мог сыграть именно новый самолет Каваниси, созданный не только без поддержки императорских ВМС, но и вообще вопреки их официальному курсу.

Новый сухопутный истребитель, работы над которым вел Йосио Хасиучи, получил условное обозначение "Модель Х-1". Фактически это был уже знакомый нам "Киофу" с более мощным двигателем "Хомаре" и четырехлопастным воздушным винтом диаметром 3,3 м. Правда, винт большого диаметра и среднее расположение крыла потребовало установки на самолет слишком длинных стоек шасси, которые в данном случае явились для первоначального варианта "Сидена" чем-то вроде "ахиллесовой пяты". В конце концов проблема уборки длинных стоек шасси была решена за счет "двойной уборки". После взлета они сначала сжимались, затем убирались в ниши. Первый полет опытного истребителя Х-1 состоялся 27 декабря 1942 г. И сразу же возникли серьезные проблемы. Во-первых, двигатель NK9B "Хомаре" 11 оказался недоведенным и не развивал необходимой мощности. Да и слишком длинные основные стойки шасси оказались недостаточно прочными, что делало самолет "слабоватым в коленках". Выяснилось также, что руль направления практически бесполезен при рулежке, а тормоза малоэффективны. С другой стороны, пилот имел очень хороший обзор из кабины, как в полете, так и при рулежке. Самолет обладал высокой скороподъемностью, большой скоростью (в том числе и гораздо большей на пикировании, чем у основных истребителей ВВС и ВМС Японии Ки-43 и А6М) и маневренностью. Определенный успех первого опытного Х-1 позволил фирме Каваниси решиться на постройку еще трех прототипов, которые были готовы к июлю 1943 г. Один из них решили передать императорским ВМС для официальной оценки.

Руководство авиации ВМС имело явное предубеждение против истребителя фирмы Каваниси из-за его разработки по частной инициативе и воспринимало слишком критично некоторые аспекты проекта, которые не соответствовали стандартам, вновь разработанным отделом по авиационной науке и технике. Отдел с самого начала настаивал на том, что самолет Х-1 не имеет никакого существенного преимущества перед официально разрабатываемым истребителем Мицубиси J2M2 "Рейден". Не без сопротивления было решено предоставить фирме инженеров и техников ВМС для оказания помощи в доведении самолета перехватчика N1K1-J "Сиден". Практически сразу же началось изготовление оснастки на заводе в Наруо. Были подготовлены планы по созданию второй линии сборки на предприятии фирмы Каваниси в Химейи. Первые опытные самолеты оснащались двигателем NK9B "Хомаре" 11, который должен был иметь мощность 1820 л.с. при 3000 об/мин для взлета и номинальные мощности 1600 л.с. на высоте 2000 м и 1440 л.с. на высоте 5700 м. Еще четыре опытных, построенные одновременно с первыми серийными моделями, оснащались двигателем NK9H "Хомаре" 21. Он имел увеличенную площадь охлаждающей поверхности цилиндров, достигнутую уменьшением шага оребрения, и другие изменения, которые привели к увеличению взлетной мощности до 1990 л.с., номинальной мощности - 1825 л.с. на высоте 1750 м и 1625 л.с. на высоте 6100 м. Более мощный двигатель "Хомаре" заключили в новый капот, имеющий отдельные выхлопные патрубки. Первоначальное вооружение, состоящее из двух фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм и двух 20-мм пушек, установленных в обтекателях под крылом, было усилено еще одной парой 20-мм крыльевых пушек.

Программе производства самолета "Сиден" придали такое ускорение, что в Наруо к концу 1943 г. построили 70 истребителей N1K1-J. Вскоре и завод в Химейи также выпустил первую машину. Шасси "Сидена", увы, продемонстрировали тенденцию ломаться при малейшей чрезмерной нагрузке. Хотя амортизационные стойки усилили, узлы их крепления оставались слабыми, и было бессмысленно использовать тормоза, кроме как в конце пробега. Потери самолетов в результате происшествий при взлетах и посадках во время тренировок вскоре начали вызывать тревогу. К тому же "Сиден" мог неожиданно для пилота выполнить левую полубочку. Однако общее мнение было единодушным: недостатки перевешиваются положительными качествами. В это время императорские ВМС придавали большее значение перехватчикам, способным нанести поражение самолетам типа Грумман "Хеллкэт", которые появлялись во все большем количестве на Тихоокеанском театре военных действий. N1K1-J рассматривался как "затычка" до ввода в действие значительно измененного варианта N1K2-J, работа над которым велась. Первые серийные N1K1-J были поспешно поставлены 201-му корпусу авиации ВМС (Кокутаи), который вводил самолеты "Сиден" в бой с баз на о.Себу (Филиппины). Следует сказать, что корпус терзали проблемы материально-технического обеспечения и нехватки обслуживающего персонала. Ситуация осложнилась также ненадежностью двигателя "Хомаре", слабым шасси и его неэффективными тормозами (летчики иногда предпочитали совершать посадку на грунт вдоль ВПП для уменьшения пробега, чем рисковать выскочить за пределы ВПП). Тем не менее, самолет вскоре зарекомендовал себя грозным перехватчиком.

К весне 1944 г. основное усилие промышленности было направлено на создание усовершенствованного самолета N1K2-J или "Сиден-Кай", однако развитие N1K1 продолжалось. Оно привело к появлению модифицированного самолета N1K1-Ja, с которого были сняты два фюзеляжных пулемета, а все четыре 20-мм пушки устанавливались внутри крыла. N1K1-Jb - с двумя подкрыльевыми держателями для двух бомб массой до 250 кг каждая. N1K1-Jc - специализированный истребитель-бомбардировщик с четырьмя подкрыльевыми бомбодержателями. Для увеличения количества "Сиденов" к декабрю 1943 г. было принято решение о прекращении производства поплавкового истребителя N1K1 "Киофу" на заводе в Наруо после постройки 89-го самолета (не считая восьми опытных). Тем временем "Сидены" начали появляться в значительном количестве над Филиппинами, особенно с 20 октября 1944 г., после прибытия на о.Лусон с Тайваня 341-го корпуса, вооруженного более чем 100 самолетами N1K1-J. Летчики этого корпуса воевали с завидным умением и жестокостью, но вскоре им пришлось стать беспомощными из-за отсутствия обеспечения запасными частями для тех истребителей, которые не были потеряны в бою. За несколько месяцев до появления 341-го корпуса на о.Лусон производство самолетов N1K1-J на заводе в Наруо было постепенно прекращено в пользу производства самолетов N1K2-J "Сиден-Кай", на которых императорские ВМС решили в конце концов остановиться. Началась подготовка для их производства также и на заводах фирм Мицубиси в Цурасиме, Айки - в Эйтоку, Соуа - в Синоной и на арсеналах ВМС в Хиро, Омура и Коа.

Помимо опытных самолетов на заводе в Наруо построили 530 серийных истребителей N1K1-J, в Химейи должны были продолжить их изготовление до марта 1945 г. (общее число составило 468). Хотя дальнейшее усовершенствование первоначального варианта "Сидена" было прекращено в середине 1944 г., в конце того же года один самолет модифицировали для испытаний в качестве ракетного истребителя-перехватчика, получившего обозначение N1K1-J-Каи. Заднюю часть фюзеляжа модифицировали для установки небольшого твердотопливного ракетного двигателя, но работы на том не прекратили. Между последними неделями декабря 1944 г. и концом января 1945 г. четыре самолета N1K1-J модифицировали в специальные штурмовики путем установки подфюзеляжного контейнера для размещения одной бомбы массой 250 кг и шести неуправляемых ракет класса "воздух-поверхность". Правда, данную модификацию не использовали в бою. Основная боевая нагрузка выпала на долю модификации N1K2. N1K2 "Сиден-Кай" был улучшенным и более сильным истребителем, чем его предшественники. Если "Сиден" был хорош, то "Сиден-Кай" - превосходен, и возможно, является самым выдающимся, построенным в Японии во время второй мировой войны. Сохраняя двигатель "Хомаре" 21, основную конструкцию крыла и вооружение N1K1-Ja и другие особенности более раннего истребителя, "Сиден-Кай" был, тем не менее, в значительной степени новым проектом, в котором придавалось особое значение легкости производства и, до некоторой степени, использованию недефицитных материалов. "Сиден-Кай" отличался от своего предшественника низкорасположенным крылом, что позволило применить обычные стойки шасси уменьшенной длины. Конструкцию фюзеляжа полностью изменили и несколько удлинили, а вертикальное хвостовое оперение перепроектировали заново. Масса пустого снаряженного самолета уменьшилась на 240 кг. Еще семь опытных самолетов построили к июню 1944 г. Вскоре после этого первый серийный покинул линию сборки в Наруо.

Но вновь, как и в случае с первоначальным N1K1-J, результаты, полученные в ходе программы испытаний, внедрялись непосредственно на серийных самолетах, приводя к неразберихе и задержкам. Производство самолетов постоянно отставало от графика. Положение особенно ухудшилось, когда бомбардировщики ВВС США B-29 "Суперфортресс" начали наносить удары по промышленным объектам Японии. Прямых атак линий сборки самолетов "Сиден-Кай" не было, но главной целью являлись заводы фирм-субподрядчиков. Это привело к нехватке запаса листового металла, стальных поковок, алюминиевых штамповок, двигателей и комплектов шасси. Тем не менее, N1K2-J постепенно поступали в строевые части. В бою при управлении летчиком со средним опытом "Сиден-Кай" был равным любому истребителю союзников, не исключая последние модели Р-51 "Мустанг", которые появились в небе Японии весной 1945 г. В одном из боев "Сиден-Кай" 343-го корпуса, пилотируемый офицером Кинсуке Муто, был атакован 12 самолетами Грумман "Хеллкэт". Японский летчик сбил четыре истребителя ВМС США, вынудив остальных выйти из боя. Муто удалось вернуться на аэродром в Йокосука на поврежденном самолете, который еще можно было отремонтировать. N1K2-J был хорош в бою на малых и средних высотах. На нем предусмотрели установку систем впрыскивания водоспиртовой смеси для увеличения мощности двигателя. Правда, она быстро уменьшалась на больших высотах, что делало "Сиден-Кай" неспособным перехватывать самолеты B-29.

Поскольку число неопытных летчиков, направляемых на курсы по обучению управлению "Сиден-Кай" увеличилось, возникла острая необходимость в двухместном (с тандемным расположением кресел) тренировочном варианте с дублированным управлением. Проектная работа по модификации была предпринята первым авиационно-техническим арсеналом ВМС, и несколько истребителей модифицировали. Они получили обозначение N1K2-K "Сиден-Кай-Ренсен". Второе кресло вставили сзади стандартного (общий фонарь закрывал обе кабины), сохранили полный набор пушечного вооружения, к которому на некоторых самолетах добавили пару фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм. "Сиден-Кай" постоянно модифицировался, чтобы не отставать от требований постоянно меняющейся воздушной войны. Одной из первых модификаций являлся N1K3-J. Его двигатель был передвинут вверх на 150 мм для изменения положения центра тяжести, а на фюзеляже установили два пулемета Тип 3 калибра 13,2 мм. На заводе в Химейи построили только два опытных N1K3-J, а предложения по палубному варианту N1K3-A не были поддержаны. В конце 1944 г. началась работа над вариантом N1K4-J, который отличался в основном двигателем NK9H-S "Хомаре" 23 мощностью 2000 л.с. на взлете и 1570 л.с. на высоте 6850 м. Два опытных N1K4-J и один опытный самолет палубного варианта N1K4-A были построены и летали. Одной из первых попыток приспособить "Сиден-Кай" для перехвата B-29 на большой высоте стал N1K5-J с 18-цилиндровым двигателем Мицубиси МА9А мощностью 2200 л.с. на взлете и 1800 л.с. на высоте 6000 м. Строительство опытных N1K5-J уже заканчивалось на заводе в Химейи, когда его разрушили до основания те же B-29 в июне 1945 г. До этого события (в апреле и мае) одним из результатов совместных промышленно-войсковых конференций в Йокосуке стало решение, что единственным эффективным выходом по приспособлению "Сиден-Кай" для выполнения задач перехвата на большой высоте является установка двигателя "Хомаре" 44, который (при двухступенчатом трехскоростном нагнетателе с механическим приводом) обещал дать 2000 л.с. на взлете и 1800 л.с. на высоте 8000 м. Данный вариант должен был немедленно пойти в производство, но "Хомаре" 44 так и не воплотился в металле. К моменту капитуляции Японии фирме Каваниси удалось построить 351 серийный истребитель N1K2-J в Наруо и еще 42 истребителя в Химейи, в то время как другие участники программы "Сиден-Кай" едва смогли начать их производство на своих линиях сборки. Завод фирмы Мицубиси в Цурасиме завершил постройку десяти N1K2-J, фирма Айчи в Эйтоку и фирма Сода в Синоной - каждая по одному самолету, авиационные арсеналы ВМС в г.Хиро и г.Омуро - соответственно один и десять. Всего, включая опытные и экспериментальные, построили 1435 истребителей "Сиден" и "Сиден-Кай" - явно недостаточно для серьезного влияния на ход воздушной войны.







 Модификации :
N1K1-J Shiden Model 11  сухопутный вариант. Двигатель — «Хомаре» 11 (1800 л.с; на части предсерийных самолетов) или «Хомаре» 21 (1990 л.с). Вооружение — 4 20-мм пушки «тип 99-1 модель 3» (2 в крыле, 2 в подкрыльевых гондолах; боекомплект 100 снарядов на ствол), 2 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (550 патронов на ствол); под крылом возможна подвеска 2 60-кг авиабомб, а под фюзеляжем — 400-л ПТБ. В 1943-1944 гг. заводы в Нарио и Химейи выпустили около 300 самолетов.
N1K1-Ja Shiden Model 11A  вариант без лобовых 7,7-мм Тип 97, всего четыре 20-мм Тип 99 в крыльях.
N1K1-Jb Shiden Model 11B  аналогичен модели 11A, с двумя 250-килограммовыми бомбами и измененным крыльевым вооружением.
N1K1-Jc Shiden Model 11C  окончательная версия истребителя-бомбардировщика , созданная на основе модели 11B. Четыре бомбодержателя под крыльями.
Н1К1-J KAIа  Экспериментальный вариант со вспомогательной ракетой. Одна переделка Модели 11.
N1K2-J Shiden KAI Model 21  перехватчик наземного базирования ВМФ, первая модель серии с двигателем Nakajima Homare 21 .
N1K2-Ja Shiden KAI Model 21A  Версия истребителя-перехватчика: двигатель Homare 21-18 мощностью 2000 л.с. с низкорасположенным крылом и увеличенной пропеллерной конструкцией с четырьмя наземными бомбами по 250 кг. Исправлена проблема  у N1K2-J на большой высоте.
N1K2-K Shiden KAI Rensen 1 Model A  Учебно-тренировочный истребитель, модифицированный из серии N1K-J с двумя сиденьями, оперативная или заводская переоборудование.
N1K3-J Shiden KAI 1 Model 31  Прототипы: двигатели смещены вперед, два 13,2-мм пулемета Тип 3 впереди, построено 2.
N1K3-A Shiden KAI 2 Model 41  Прототипы: Авиационная версия N1K3-J, построено 2 штуки.
N1K4-J Shiden KAI 3, Model 32  Прототипы: двигатель Homare 23 мощностью 2000 л.с. , построено 2 штуки.
N1K4-A Shiden KAI 4, Model 42  Прототип: Экспериментальная переделка образца N1K4-J с оборудованием для использования на авианосцах, построен 1 экземпляр.
N1K5-J Shiden KAI 5, Model 25  версия высотного перехватчика с Mitsubishi HA-43 (MK9A) взлетной мощностью 2200 л.с., только проект.



 ЛТХ:
Модификация   N1K1-J   N1K2-J
Размах крыла, м   12.00   12.00
Длина, м   8.89   9.35
Высота, м   4.06   3.96
Площадь крыла, м2   23.50   23.50
Масса, кг    
  пустого самолета   2897   2657
  нормальная взлетная   3900   4000
  максимальная взлетная   4321   4860
Тип двигателя   1 ПД Nakajima HК9H Homare-21   1 ПД Nakajima HК9H Homare-21
Мощность, л.с.   1 х 1820   1 х 1820
Максимальная скорость , км/ч   575   585
Крейсерская скорость , км/ч   365   365
Практическая дальность, км   1400   1700
Скороподъемность, м/мин   770   820
Практический потолок, м   12500   10760
Экипаж, чел   1   1
Вооружение:   две крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2
 два 7,7-мм синхронных пулемета
 до 500 кг бомб.
 четыре крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2
 
до 500 кг бомб.


 Доп. информация :


 Чертеж "Kawanishi N1K"
 Чертеж "Kawanishi N1K Kyofu"
 Чертеж "Kawanishi N1K Shinden"
 Чертеж "Kawanishi N1K-J Shiden"
 Фотографии:

 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 N1K1-J
 Трофейный N1K1-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J
 N1K2-J на испытаниях в США
 N1K2-J на испытаниях в США
 N1K2-J на испытаниях в США
 N1K2-J на испытаниях в США
 N1K3-J
 N1K3-J
 Приборная доска N1K2-J

  Схемы:

 N1K1-Ja
 N1K2-J
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 N1K1-J  201 хикотай, 341 кокутай
 N1K1-J  341 хикотай, 402 кокутай
 Прототип N1K2-J
 N1K2-J  301 хикотай, 343 кокутай

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1993-12. Ольга Комарова. Фиолетовая молния
АвиаМастер 2006-06. Андрей Харук. Фиолетовые молнии
Моделист-Конструктор 2016-01. Константин Кузнецов. "Порыв ветра" над Тихим океаном
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Крылья Родины 1995-01. Владимир Котельников. Демон по имени "Тодзио"
Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне
Putnam. Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Airplane Profile 213. Rene J. Francillion. Kawanishi Kyofu, Shiden, Shiden Kai Variants
Famous Airplanes of the World. Kawanishi Kyofu, Shiden, Shidenkai
Krystian Koseski. Kawanishi N1K1/N1K2-J Shiden/Kai
Kaburaya 1. Peter Fearis. Kawanishi N1K1-J Shiden Kai "George"
HPM miniprofil 2. Kawanishi N1K Rex/George
Air Enthusiast 2006-09-10. Mark Huggins. Sea Eagle Rising
Aeroplane Monthly 2020-01. Aeroplane Database : Tony Holms. Kawanishi N1K1 Shiden and N1K2 Shiden Kai
Lotnictwo 2021-04-05. Leszek A. Wieliczko. Kawanishi N1K1-J Shiden
Lotnictwo 2021-08-09. Leszek A. Wieliczko. Kawanishi N1K2-J Shiden Kai
Klassiker der Luftfahrt 2007-02. Volker K. Thomalla. Der umgekehrte Weg
Klassiker der Luftfahrt 2019-07. Kristoffer Daus. Schwacher Start und starkes Ende
L+K 1974-21. Vaclav Nemecek. Kawanisi N1K1-J/N1K2-J Siden (George)
L+K 2001-17-19. Martin Ferkl. Kawanishi N1K1-J az N1K5-J Shiden, Shiden Kai "George"


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: