Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Meteor F.4
       
Разработчик: Gloster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1945
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще более массовой, чем вариант F.III, стала модификация Meteor F.4 (в 1946 г. римские цифры в обозначениях заменили арабскими). Она куда больше отличалась от "тройки", чем последняя от "единицы". На самолет поставили двигатели "Дервент" 5 тягой по 1590 кгс, т.е. возросшей более чем вдвое по сравнению с W.2B/37 ("Дервент" I). Кроме названия, "Дервент" 5 вообще имел мало общего со своим предшественником. Фактически это была уменьшенная копия перспективного двигателя В.41 "Нин". Группа конструкторов "Роллс-Ройс" во главе с Дж. Хэрриотом спроектировала и довела его до испытаний всего за шесть месяцев. Двигатели размещались в новых удлиненных мотогондолах, заметно улучшивших аэродинамику самолета. Пилот теперь сидел в гермокабине вентиляционного типа (ранее вопреки заданию кабина выполнялась негерметичной).

Чтобы двукратный прирост тяги не развалил истребитель, всю конструкцию пришлось значительно усилить.

Но испытания опытного F.4, начатые в июле 1945 г., показали, что скорость скакнула сразу на 180 км/ч и в крыле возникли чрезмерные напряжения. Поэтому начиная с девятой серийной машины законцовки крыла срезали. Это уменьшило уровень напряжений и улучшило маневренность на горизонталях, но отрицательно повлияло на скороподъемность и потолок. Тем не менее, F.4 по своим характеристикам намного превосходил своих предшественников и строился крупными сериями не только "Глостер", но с 1946 г. также фирмой "Армстронг Уитворт". Самолеты с длинным крылом обозначались G.41F, а с укороченным - G.41G. Всего выпустили 583 F.4, закончив их производство в апреле 1950 г.

К 1948 г. F.4 полностью вытеснил из строевых частей королевских ВВС старые F.3. Он же стал первым вариантом "Метеора", поступившим на вооружение других государств. В мае 1947 г. "Метеоры" купила Аргентина. За ней последовали Дания, Египет, Бельгия и Нидерланды.

Сразу же после окончания Второй мировой войны приобрести "Метеоры" попытался и Советский Союз, изрядно отставший от бывших союзников в области реактивной техники. В постановлении Совета Министров от 26 июня 1946 г. говорилось: "Поручить Министру Внешней торговли т. Микояну, с целью изучения конструкции и новых достижений в области моторостроения за границей, закупить в Америке и Англии техническую помощь на образцы лучших мощных реактивных двигателей, а также реактивных самолетов, послав хпя этой цели в Америку и Англию закупочную комиссию из работников Министерства Авиационной промышленности". В декабре того же года Великобританию посетила делегация в составе авиаконструктора А.И. Микояна, конструктора двигателей В.Я. Климова и металловеда С.Т. Кишкина. Они объехали большое количество заводов, конструкторских бюро, институтов и испытательных центров, посмотрели на английские реактивные самолеты и на земле, и в воздухе. Вместе с тем они договорились о поставке в нашу страну партии ТРД "Нин" и "Дервент", которые собирались скопировать и выпускать в массовом количестве. 14 января 1947 г. Совет Министров СССР также принял постановление о покупке трех истребителей типа "Метеор" и трех - "Вампир". Советское торгпредство в Лондоне начало переговоры с фирмами "Де Хевилленд" и "Глостер". На вопрос, почему заказ включает всего три самолета, отвечали, что машины будут использоваться как летающие стенды для изучения методов эксплуатации английских ТРД, пока советские опытные самолеты под них еще проектируются.

14 февраля фирма отправила торгпредству письмо. В нем говорилось о согласии продать три истребителя "Метеор" 4 с двигателями "Дервент" 5, а также запчасти к ним. К письму была приложена подробная спецификация комплектовки истребителей приборами, оборудованием и вооружением, а также сводка летных данных, гарантируемых заводом. Первый самолет предполагалось сдать советским приемщикам в Глостере в январе 1948 г., еще один - в феврале и последний - в марте. Устанавливалась цена в 33950 фунтов за каждый самолет (без упаковки и транспортных услуг). Но заключение контракта увязывалось с согласием британского министерства авиации. Данные предложения поступили в советское министерство авиационной промышленности 4 марта и были через несколько недель одобрены.

Но разрешения на экспорт боевых самолетов в СССР, видимо, так и не дали. Ни одного "Метеора" нам не поставили. Что, наверно, не стало большой потерей. Отечественные истребители довольно быстро превзошли его уровень.

Английские конструкторы осознавали постепенное отставание "Метеора" от современных требований и продолжали его совершенствование. Существовал параллельный проект модернизации F.3 с новым крылом, более мощными двигателями AJ 65 "Эвон" и измененным горизонтальным оперением. Кое-что из него (в частности, удлиненный фюзеляж) затем использовали в модификации F.8. Разрабатывался и высотный вариант "тройки" с вытянутыми удлиненными консолями и горизонтальным оперением большей площади. На нем собирались ставить двигатели "Дервент" 5. Оба проекта не были воплощены в металл.

На базе "четверки" создали также опытный скоростной разведчик FR.5. Батарею пушек на нем заменили фотокамерой, которая могла устанавливаться в трех положениях, обеспечивая плановую или перспективную съемку. Еще два аппарата разместили в бывшем отсеке боезапаса. Первые подобные эксперименты проводились на F.3 еще в мае 1945 г.

FR.5 разбился в первом же испытательном полете. Серийно он не строился, но несколько F.4 переделали подобным образом.

"Метеор" F.6 остался лишь проектом. По одним сведениям, он сочетал удлиненный по сравнению с F.4 фюзеляж, двигатели "Дервент" 7 и оперение от нереализованного проекта реактивного истребителя, выполнявшегося по заданию ЕЛ/44. По другим, это был вариант с двигателями "Дервент" 7, оперением по типу F.8 и новым крылом с большей стреловидностью по передней кромке.

В конце 49-х годов, британские ВВС сформировали специальное звено, для которого подготовили два облегченных F.4 с форсированными до 1910 кгс "Дервентами". 7 сентября 1946 г. один из них показал 992 км/ч, а два месяца спустя - 996 км/ч. И, наконец, в феврале 1948 г. на серийном F.4 поставили новый рекорд на замкнутом маршруте протяженностью 100 км - 874 км/ч. Но и он продержался всего неделю - его побил новый "Аттакер" фирмы "Супермарин".

"Метеорам" довелось и после корейской войны несколько раз поучаствовать в различных вооруженных конфликтах. Например, их применяли обе стороны в недолгой гражданской войне в Аргентине, вспыхнувшей после восстания против режима диктатора Перона. Машин у аргентинцев было много (в 1947-48 годах они купили 100 F.4 - 50 новых и 50 "б/у"). Использовались они, в основном, как штурмовики. Интересна судьба трех "Метеоров", захваченных повстанцами на авиабазе в Кордобе. Ни авиационного, ни даже просто керосина в наличии не оказалось, и баки решили заправить смесью бензина и моторного масла. Такой вариант предусматривался конструкторами "Роллс-Ройс" в качестве аварийного, но жестко оговаривались марки горючего и масла, технология заправки и режим полета. В горячке боев было не до таких тонкостей. В первом же вылете один самолет из-за перегрева двигателя взорвался, пилот погиб.

Наибольшим успехом "Метеоров" правительственных сил явилась серия налетов на военно-морскую базу Рио-Сантьяго, занятую восставшими. Ее окруженный гарнизон эвакуировался морем. Для этого имелись два эсминца и несколько небольших вспомогательных судов. "Метеорам" удалось повредить оба эсминца и поджечь или потопить все транспортные суда. Один "Метеор" сбили зенитчики эсминца, добившись прямого попадания в двигатель.

"Метеоры" в Аргентине служили долго. Около половины из них дожило до середины 60-х годов, когда английские истребители стали заменять американскими "Сейбрами".





 ЛТХ:
Модификация   Meteor F.Mk.4
Размах крыла, м   11.33
Длина, м   12.50
Высота, м   3.96
Площадь крыла, м2   32.515
Масса, кг  
  пустого   5090
  нормальная взлетная   6560
  максимальная взлетная   7840
Топливо, л  
   во внутренних баках   1477.5
  ПТБ   2 х 454.6
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Derwent RD.5
Тяга, кгс   2 х 1590
Максимальная скорость км/ч   941
Практическая дальность , км  
  с ПТБ   1610
  без ПТБ   980
Максимальная скороподъемность, м/мин   2286
Практический потолок, м   12200
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 20-мм пушки Hispano Мк.V c 195 снарядами на пушку.


 Доп. информация :


  Чертеж "Gloster Meteor"
  Фотографии:

 Рекордный (прототип) Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4 c 227-кг бомбой под крылом
 Meteor F.Mk.4
 20-мм пушки Hispano Mk.V на Meteor F.Mk.4

  Схемы:

 Meteor F.Mk.4
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Рекордный (прототип) Meteor F.Mk.4
 Meteor F.Mk.4   RAF   (c) Richard J. Caruana
 Meteor F.Mk.4 ВВС Аргентины   (c) Richard J. Caruana

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2002-02. Владимир Котельников. Глостер "Метеор"
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Putnam. Derek N. James. Gloster Aircraft since 1917
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Warplanes. Modern Fighting aircraft
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's All the World's Aircraft
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The Gloster Meteor
Aerofax. P. Butler, T. Buttler. Gloster Meteor
Motorbuch. Bryan Philpott. Meteor Englands Aufbruch ins Dusenzeitalter
SAM. R.J. Caruana, R.A. Franks. The Gloster & AW Meteor
Squadron/Signal 1152. Glenn Ashley. Meteor in action
Warpaint 22. Tony Buttler. Gloster Meteor
Aeroplane Monthly 2014-02. Aeroplane Database. Gloster Meteor F Mk I  to F Mk 8
Air Enthusiast  1998-09-01. James Goulding. Meteor Hopefuls
Aircraft Profile 78
. J.J. Partridge. The Gloster Meteor F.IV


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: