Уголок неба ¦ Armstrong Whitworth AW.15 Atalanta

Реклама...

зеркало 1хбет
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   AW.15 Atalanta
       
Разработчик: Armstrong Whitworth
Страна: Великобритания
Первый полет: 1932
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появившийся на пассажирских авиалиниях сразу после завершения Первой Мировой войны самолёт AW "Argosy" удовлетворил далеко не все требования, предъявляемые к машинам его класса. В первую очередь нарекания вызывала его низкая пассажировместимость и грузоподъёмность. При обычных условиях "Argosy" мог перевозить всего 6 человек или до 500 кг малогабаритных грузов. В связи с этим, авиакомпания Imperial Airways в 1931 г. заказала новый самолёт, который должен был выйти на трассу Карачи - Сингапур. В соответствии с техническим заданием A.W.15 рассчитывался на перевозку 3000 фунтов (1361 кг) полезной нагрузки с крейсерской скоростью 185 км/ч. Также указывалось, что самолёт должен держать расчетную высоту полета в 9000 футов (2745 метров) при одном выключенном двигателе, а его дальность варьировалась в пределах 400-600 миль (644-966 км) в зависимости от обстоятельств. Максимальное количество пассажиров, которых самолёт мог принять на борт, не превышало 9 человек, так как основной упор делался именно на доставку почты и небольших грузов. Позднее, правда, A.W.15 модернизировали, доведя общее количество пассажирских мест до 17.

Первый A.W.15 нес на борту регистрационный код G-ABPI и поднялся в воздух 6 июня 1932 года. Полеты на сертификацию проходили на аэродромах в Мартлшем Хит и Хендон, и уже 11 июля A.W.15 получил вертификат летной годности. Imperial Airways в том же году заказало 8 самолётов и получило их к апрелю 1933 года.

Хотя самолёт предназначался для эксплуатации в условиях Азии, его первый коммерческий рейс состоялся 26 сентября 1932 года по маршруту Кройдон - Брюссель - Кёльн. Следующие несколько полетов также проходили по территории Европы. Однако счастливое начало карьеры быстро закончилось - 20 октября G-ABPI был сильно поврежден при посадке в Ковентри. Фирма в течении кратчайшего времени провела серию доработок в конструкции и предоставила отчеты о проделанной работе соответствующим организациям. Начиная с четвертого выпущенного самолёта A.W.15 получил официальное название "Atalanta". Восстановленный первый образец, во избежание появления негативных отзывов в прессе, переименовали в "Arethusa". Затем этот самолёт совершил дальний перелет из Кройдона в Гермистон (ЮАС), куда позднее прибыли ещё три A.W.15, в дальнейшем эксплуатировавшиеся на линии Кейптаун - Кисуму. Руководство Imperial Airways планировало целиком заменить находящиеся там D.H.66 "Heracles", но A.W.15 не обладали достаточной грузоподъёмностью и только дополнили более старые машины.

Оставшееся как бы в стороне восточное направление было открыто 1 июля 1933 года. Все тот же G-ABPI открыл в тот день маршрут Лондон - Карачи, доставив в Индию почтовый груз. Вскоре туда прибыли ещё три самолёта, которые летали между городами Карачи, Калькутта, Рангун и Сингапур. В целом отзывы об A.W.15 были положительными. Самолёты оказались просты в эксплуатации и выносливы, что было особенно ценно в условиях неблагоприятного климата. За 7 лет службы было потеряно всего три A.W.15, а в марте 1941 года оставшиеся пять самолётов были реквизированы британскими ВВС и переданы в распоряжении авиакомпании ВОАС. Эти самолёты собрали в Индии, на авиабазе в Мадрасе, и включили в состав 101 GR Squadron. Эта эскадрилья, считавшаяся вспомогательной, участвовала в транспортных перевозках и патрулировании индийского побережья. К этой задаче и были привлечены A.W.15, на которые предусмотрительно установили один 7,7-мм пулемет для защиты от атак японских истребителей. Обслуживал пулемет штурман. За время боевой эксплуатации встреч с противником зафиксировано не было. Лишь один самолёт был потерян в результате лётного происшествия . Последний патрульный вылет A.W.15 совершили 30 августа 1942 года, после чего их вывели из эксплуатации и постепенно разобрали на запасные части.





 ЛТХ:
Модификация   AW.15
Размах крыла, м   27.43
Длина, м   21.79
Высота, м   4.27
Площадь крыла, м2   119.38
Масса, кг  
  пустого самолета   6728
  максимальная взлетная   9525
Тип двигателя   4 ПД Armstrong Siddeley Serval III
Мощность, л.с.   4 х 340
Максимальная скорость , км/ч   251
Крейсерская скорость , км/ч   190
Практическая дальность, км   1030
Скороподъемность, м/мин   216
Практический потолок, м   4328
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   17 пассажиров или до 1361 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 Военный AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 AW.15
 Пассажирский салон AW.15
 Кабина пилотов AW.15

  Схемы:

 AW.15
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 AW.15

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Транспортный самолёт Armstrong Whitwort A.W.15 "Atalanta"
Яуза. Александр Потемкин. Гражданская авиация Великобритании : от бипланов до "Кометы" и "Конкорда"
Putnam. Oliver Tapper. Armstrong Whitworth Aircraft Since 1913
Putnam. A.J. Jackson. British Civil Aircraft since 1919
Ian Allan. Gunter Endres. British Aircraft Manufacturers Since 1908
Aeroplane Monthly 1980-10-11. Ray Williams. Atalanta
Aeroplane Monthly 1986-06. John Stroud. Wings of Peace
Aeroplane Monthly 1974-03. Peter Moss. Wings for the Empire
Aeroplane Classic Airliner. Imperial Airways (1924-1940)
Air Enthusiast 2000-11-12. Guy Warner. Founding Fathers
Aviation Historian No.24. R.Pegram. Imperial Airways. The 1930s: a cause for concern?
Avions 95. Vincent Greciet. A.W. Whitley le bombardier du rearmement anglais
L'Aeronautique 1933-05. Mise en service des avions "Atalanta"
Arthur W.J.G. Ord-Hume. Imperial Airways : From Early Days to BOAC
Robert Bluffield. Imperial Airways : The Birth of the British Airline Industry 1914-1940
R.E.G. Davies. British Airways : An Airline and its Aircraft . Vol.1 : 1919-1939
Kenneth Munson. Civil Aircraft of Yesteryear
British Aircraft Directory. Armstrong Whitworth
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Сentury-of-flight.freeola.com. Aviation history. Armstrong Whitworth Atalanta
Jean-Noel Passieux. Air et Espace. Armstrong Whitwort A.W.15 Atalanta
EdCoatesCollection.com. G-ABPI Armstrong Whitworth A.W.15 Atalanta


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: