Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   SC.7 Skyvan
       
Разработчик: Shorts
Страна: Великобритания
Первый полет: 1963
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Short SC.7 Skyvan - это легкий британский транспортный самолет общего назначения, разработка которого началась еще в конце 1950-х годов. В пассажирском варианте мог перевозить до 19 человек. Самолет использовался как гражданскими перевозчиками, так и военными многих стран мира. Всего с 1963 по 1986 год было построено 153 самолета всех модификаций, они эксплуатировались в 47 странах мира. Очень часто внимание людей привлекает внешний вид данного самолета. Машина не случайно получила прозвище "летающая коробка". Оно обусловлено тем, что самолет обладает фюзеляжем практически квадратного сечения.

Проектирование самолета Short SC.7 Skyvan началось еще в 1959 году. Первый опытный экземпляр, имеющий обозначение Skyvan Series 1, поднялся в небо 17 января 1963 года. Характерными чертами проекта были большое относительное удлинение крыла и фюзеляж самолета квадратного сечения и максимальной вместимости, выполненный из легких панелей с двухслойной обшивкой. Нижняя поверхность хвостовой части фюзеляжа самолета представляла собой грузовую дверь на шарнирах. Впервые в небо машина поднялась с двумя поршневыми двигателями Continental GTSIO-520 мощностью 390 л.с. каждый, установленными на крыле. Однако изначально планировалось, что в будущем самолет получит более мощные турбовинтовые двигатели Turbomeca.

Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом. Главной отличительной чертой самолета был массивный и сравнительно короткий фюзеляж почти квадратного сечения. Конструкторы легкого транспортного самолета остановили свой выбор на такой форме в первую очередь из-за простоты конструкции и удобства загрузки внутрь машины различных грузов. Непредвиденным последствием коробкообразной формы фюзеляжа, из-за которого за самолетом закрепились прозвища "Сарай" и "Летающая коробка для обуви", стало то, что за счет наличия широкого плоского днища, работавшего как несущий корпус, создавалось до трети общей подъемной силы конструкции. Это существенно повысило взлетно-посадочные характеристики неказистой визуально машины. Самолет мог легко взлетать и садиться даже с очень небольших взлетных площадок. Высокорасположенное крыло и высокая высота фюзеляжа обеспечивали летательному аппарату дополнительную поперечную устойчивость. В воздухе аэродинамические качества самолета повышались за счет использования раздвоенной хвостовой части. В целом машина была устойчивой в полете, ее можно было использовать даже в достаточно сложных метеорологических условиях.

Первоначально самолет разрабатывался как транспортный, но впоследствии уже перед самым запуском в серийное производство конструкторы приняли решение сделать также и гражданскую пассажирскую версию. В будущем это их решение только прибавило данному летательному аппарату популярности. В пассажирском варианте на борту турбовинтового самолета с относительным комфортом можно было разместить до 19 пассажиров, что позволяло достаточно эффективно использовать летательный аппарат для региональных авиаперевозок. Особенно активно для этих целей "летающая коробка" использовалась в Африке, Южной Америке и Азии. В случае необходимости самолет мог взять на борт до 2339 килограммов полезного груза. Груз мог быть достаточно объемным, однако по длине транспортируемых объектов существовали серьезные ограничения. Погрузку и выгрузку груза облегчал простой люк, расположенный в задней части фюзеляжа. Транспортный люк открывался внутрь фюзеляжа вверх.

В мае 1963 года в воздух поднялась модель Skyvan Series 1A, оснащенная двумя двигателями Astazou II эффективной мощностью 520 л.с. каждый. А 29 октября 1965 года в небо поднялся первый серийный самолет под обозначением Skyvan Series 2. Он был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Astazou XII с эффективной мощностью 730 л.с. каждый. Данный вариант в 1968 году заменила модель Skyvan Series 3, оснащенная двумя турбовинтовыми двигателями Garrett TPE331. В пассажирской конфигурации самолет оснащался салоном, способным вместить до 19 пассажиров, также машина выпускалась в исполнении "люкс", она появилась в 1970 году и называлась Skyliner. Еще одной серийной модификацией был военно-транспортный самолет Skyvan Series 3M и вариант Skyvan Series 3M-200, предназначенный для перевозок более тяжелых грузов. Военно-транспортный самолет Skyvan Series 3M мог использоваться не только для перевозки различных грузов с одного аэродрома на другой, но и для десантирования людей и грузов, эвакуации раненных и пострадавших, а также проведения поисково-спасательных операций.

Всего до завершения производства в 1986 году было собрано 153 самолета различных вариантов, включая прототип. Несмотря на сравнительно небольшую серию, самолет активно продвигался на экспорт, машина эксплуатировалась в 47 странах мира. Большая часть выпущенных самолетов относилась к моделям серии Skyvan Series 3.

Согласно статистике на 13 января 2011 года в различных авиационных инцидентах, авариях и катастрофах было потеряно 42 самолета данного типа. В катастрофах с его участием погибло 104 человека. При этом самолет продолжает эксплуатироваться и в XXI веке как гражданскими перевозчиками, так и военными. По данным на 2009 год в мире продолжали эксплуатировать около 40 самолетов Short SC.7 Skyvan различных модификаций.




 ЛТХ:
Модификация   Skyvan Series 3
Размах крыла, м   19.79
Длина самолета,м   12.21
Высота самолета,м   4.60
Площадь крыла,м2   34.65
Масса, кг  
  пустого самолета   3356
  нормальная взлетная   6214
  максимальная взлетная   6577
Внутреннее топливо, кг   1052
Тип двигателя   2 ТВД Garrett TPE331-2-201А
Мощность, кВт   2 х 533
Максимальная скорость, км/ч   402
Крейсерская скорость, км/ч   324
Практическая дальность, км   1075
Дальность действия, км   386
Практический потолок, м   6705
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   22 солдата или 16 парашютистов или 12 носилок с 2 сопровождающими или 2358 кг груза (стандартно) или 2722 кг (максимально)


 Доп. информация :


 Фотографии:

 SC.7 3-100 (c) Lee Adcock
 SC.7 3 (c) Michael Priesch
 SC.7 3M-100 (c) FrogFootTV
 Транспортный отсек SC.7 3-200 (c) Thomas Brackx
 Кабина пилотов SC.7 3-100 (c) T.Laurent

 Схемы:

 SC.7
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 SC.7 3M ВВС Австрии (c) Арон Шепс
 SC.7 авиации Морской Префектуры Аргентины
 (с) Анатолий Ф.Игнатий
 SC.7 3A-100 авиакомпании "Olympic Airways"

 



 

Список источников:

Военное обозрение. Сергей Юферев. Short SC.7 Skyvan: "летающая коробка"
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Warplanes. Modern Fighting aircraft


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: