Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Bombay
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания
Первый полет: 1935
Тип: Бомбардировщик-транспортник
  ЛТХ     Доп. информация
   


В период между двумя войнами, английская военная авиация активно участвовала в подавлении народно-освободительного движения в колониях, входивших в тогдашнюю Британскую империю. В тех районах, где это движение было особенно активным, начиная со второй половины 20-х годов, RAF применяли особую категорию самолетов - Bomber Transport. Это были крупные двухмоторные бипланы Виккерс ''Валенсия'' с просторным фюзеляжем, способным вместить два взвода пехотинцев. ''Валенсию'' использовали, прежде всего, для высадки штурмовых десантных групп, а, кроме того, для бомбардировки повстанческих баз, или, как в случае с восстанием в Кабуле в 1928 году - для эвакуации семей военных и чиновников.

Бипланы ''Валенсия'' быстро устаревали, и в 1928 году британское Министерство Авиации объявило конкурс С.16/28 на создание трехмоторного самолета аналогичного назначения. Фирма Бристоль приняла участие в конкурсе, предложив свой проект ''тип 115''. Опытный самолет так и не был построен, но его основные конструктивные решения были использованы в новом проекте, заявленном на конкурс С.26/31 от 1931 года. Новый проект ''тип 130'' получил высокую оценку.

Бристоль-130 представлял собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Путем длительных доводок, конструкция крыла была доведена до совершенства: крыло было семилонжеронным со стальными стрингерами, часто установленными нервюрами и работающей обшивкой. В итоге, крыло великолепно воспринимало нагрузки на кручение. Просторный фюзеляж-полумонокок вмещал 24 пехотинца, или груз того же веса: запасные двигатели, цистерны и т.д. Экипаж состоял из трех человек. Для защиты от истребителей, предполагалось установить два пулемета Льюис 7,7 мм.: один пулемет - в носовой части фюзеляжа, в закрытой турели; второй - в открытой стрелковой точке за хвостовым оперением. В процессе доводки, эту турель также сделали закрытой. Под фюзеляжем имелись подвески для 900-кг. бомб. Внутреннего бомбоотсека на этом самолете не было. Машина имела неубирающееся шасси с высокой колеей. Силовая установка - два звездообразных двигателя Бристоль ''Пегасус'' III (2 x 750 л.с.) с деревянными двухлопастными винтами.

Именно так выглядел первый прототип Бристоль-130 с бортовым номером К3583, взлетевший впервые 23 июня 1935 года. При размахе крыла более 29 м, это был в то время самый большой самолет фирмы Бристоль. Испытания проходили не очень гладко, мощности двигателей явно не хватало; пробные полеты продолжались в течение всего 1936 года - сперва на заводском аэродроме в Филтоне, затем на опытном аэродроме в Мартлшем Хейс. По результатам испытаний, в конструкцию внесли существенные изменения: в частности, подверглось коррекции разнесенное оперение и шасси, с которого убрали красивые, но в данном случае совсем бесполезные обтекатели-колодки. В марте 1933 фирма получила серийный заказ 47/36, предусматривающий постройку 50 серийных самолетов. Так как завод в Филтоне был загружен серийным выпуском ''Бленхеймов'', постройку Бристоль-130 доверили заводам Шорт в Белфасте. На первых порах, самолет именовался ''Бедфорд'', но в феврале 1937 года имя заменили, на ''Бомбей''.

Серийные самолеты Бристоль-130 несколько отличались от прототипа: все турели заменили на новые, Бристоль B.II с пулеметом Виккерс К 7,7 мм. Под передней турелью появилась дополнительная остекленная панель для бомбардира. В строевых частях стрелковая мощь ''Бомбея'' часто дополнялась пулеметами, установленными в боковых окнах. Двигатели - Бристоль ''Пегасус'' XXII по 1010 л.с., вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага. Изменилось также и хвостовое оперение. Первый серийный ''Бомбей'' Mk. I был облетан в мае 1939 года, а в сентябре самолеты уже поступили в распоряжение 216 авиационного крыла, дислоцированного в Египте. Постепенно, этими самолетами вооружились 117, 267 и 271 эскадрильи. Уже в ночь на 15 июня 1940 года, самолет 216 эскадрильи сбросил первую бомбу на осажденный итальянскими войсками Тобрук. Применение ''Бомбеев'' в этой роли продолжалось до января следующего года. Нерегулярные ночные полеты, скорее, подрывали моральный дух неприятеля, чем наносили реальный ущерб. Экипажи самолетов проявляли не только исключительную отвагу, но и трудолюбие - бензин, предназначенный для повышения дальности полета ''Бомбея'' был разлит по стандартным четырехгаллонным канистрам, и пополнение баков производилось ''на лету''. (Ущерб, который нес противник от пустых канистр, сброшенных над целью, никто не подсчитывал). В целом, ситуация складывалась для самолетов довольно трагично: из 50 машин, 8 сбил неприятель, четыре пропали без вести, два ''Бомбея'' разбили песчаные бури, один лежит на дне в районе Гибралтара, два самолета экипажи бросили в пустыне. 19 самолетов разбились, в основном при взлете и посадке. В сентябре 1942 года, шесть ''Бомбеев'' перегнали в оазис Кафра, затерянный в пустыне. Оттуда, транспортные самолеты снабжали провизией многочисленные отряды коммандос, действовавшие в неприятельском тылу. 25 сентября эскадрилья потеряла три самолета во время налета немецкой авиации; в июне, 216 авиакрыло рассталось и с уцелевшими 14 ''Бомбеями'', пересев на американские самолеты С-47.

В мае 1941 года самолеты участвовали в эвакуации английских войск из Греции, а также переправляли пехотные части в Ирак, для оказания поддержки антифашистским повстанцам. ''Бомбеи'' также приняли участие в первом союзном парашютном десанте в Италии, проводившемся в апреле 1941 года - тогда 38 десантников уничтожили систему акведуков в провинции Монте Вултуре (Абруцца). Войну в этом регионе ''Бомбеи'' закончили, переправляя раненых с Сицилии в Африку (летом 1943 г. было перевезено более 200 раненых), а также участвуя в военных операциях второго плана на Апеннинском полуострове. В ходе итальянской кампании, один из самолетов ''Бомбей'' переправил 6000 раненых, на что потребовалось более 200 полетов. Машины, оставшиеся в Англии, вначале осуществляли снабжение экспедиционного корпуса во Франции, а затем, вплоть до окончания войны, были задействованы в военно-транспортных перевозках.

Всего был построен один прототип и 50 серийных самолетов.




 ЛТХ:
Модификация   Bombay I
Размах крыла, м   29.19
Длина, м   21.12
Высота, м   5.95
Площадь крыла, м2   124.65
Масса, кг  
  пустого самолета   6265
  нормальная взлетная   9080
Тип двигателя   2 ПД Bristol Pegasus XXII
Мощность, л.с.   2 х 1010
Максимальная скорость , км/ч   309
Крейсерская скорость , км/ч   272
Практическая дальность, км  
  без дополнительных баков   1418
  с дополнительными баками   3588
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7625
Экипаж, чел   3-4
Полезная нагрузка:   24 пассажир
Вооружение:   два 7,7-мм пулемета Vickers К
  бомбовая нагрузка: нормально - 907 кг, максимально - 2000 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Прототип Bombey (K9583)
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Bombay I
 Транспортный отсек Bombay I
 Кабина  Bombay I

  Схемы:

 Bombey I
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Bombey I  RAF
 Bombey I  RAF

 



 

Список источников:

Вацлав Немечек. Bristol Bombey. (Перевод и обработка Сомати, 1996.)
Моделист-Конструктор. Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Putnam. C.H.Barnes. Bristol Aircraft Since 1910
Geoff Green. Bristol Aerospace since 1910
Putnam. Francis K. Manson. The British Bomber Since 1914
Putnam. Peter Lewis. The British Bomber since 1914
Airlife. Archibald Russell. A Span of Wings
Ian Allan. James D. Oughton. Bristol : An Aircraft Album
Aeroplane Monthly 1974-10. Press Debut : Bristol Bombay
Jane's All the World Aircraft 1938
Baesystems.com. Bristol 130 Bombay
IWM.org.uk. Bristol Bombay
1000aircraftphotos.com. No. 2681 additions. Bristol 130 Bombay Mk.I (K3583 c/n 7809) Air Ministry
L+K 1979-22. Vaclav Nemecek. Bristol 130 Bombay


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: