Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   CA-1(16) Wirraway
       
Разработчик: Commonwealth
Страна: Австралия
Первый полет: 1939
Тип: Штурмовик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Компания Commonwealth Aircraft Corporation Pty Ltd была образована в 1936г. как результат планов австралийского правительства организовать авиационную промышленность и сделать страну независимой от иностранных поставщиков. Большое число богатых промышленных фирм сделали вклад в финансирование этой компании, и вслед за визитом Авиационной технической комиссии в США в 1936г. было заключено соглашение о производстве по лицензии двухместного многоцелевого самолета типа моноплан North American NA-16 и его двигателя Pratt & Whitney Wasp. Компания Tugan Aircraft Ltd была поглощена компанией Commonwealth, и ее главный конструктор подполковник авиации Лоуренс Уокетт стал генеральным управляющим новой компании.

Первоначальный заказ был получен от Королевских австралийских ВВС на 40 самолетов NA-33 - так обозначались самолеты, строящиеся по лицензии. Обозначение производителя - Commonwealth Aircraft CA-1. Это был первый самолет компании Commonwealth, для которого выбрали имя Wirraway.

Commonwealth CA-1 / CA-3 Wirraway - многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Создан на базе американского учебного самолета Норт Америкэн NA-33 (NA-16-2K). Отличался от прототипа усиленными крылом и оперением. Переделкой самолета в Австралии занимался коллектив конструкторов из "Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолета не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 г. Постройка серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.

Первый самолет, построенный в Австралии, поднялся в воздух в Мельбурне 27 марта 1939 г. К июню 1942г. компания Commonwealth выпустила 620 машин, и это производство продолжалось в ограниченной серии, пока последний 755-й самолет не был поставлен в 1946г. Применялось много обозначений компании Commonwealth для самолетов Wirraway; эти обозначения вместе с количеством построенных самолетов следующие: СА-1 (40), СА-3 (60), CA-5 (32), CA-7 (100), CA-8 (200), CA-9 (188) и CA-16 (135).

Из трех основных модификаций боевой являлась только одна, "Уиррэвей" I, выпускавшаяся тремя сериями:

  • CA-1, первый серийный вариант, начиная с 20-го самолета монтировалось вооружение;

  • CA-3 с измененным воздухозаборником карбюратора;

  • CA-5 с измененным оборудованием и без бомбодержателей.

Модификации "Уиррэвей" II/III являлись чисто учебными и не имели вооружения.

Самолет СА-10 должен был быть вариантом бомбардировщика, а СА-10А - пикирующим бомбардировщиком, но оба проекта были прерваны. Обозначение СА-20 было принято для переоборудованных самолетов Wirraway, использовавшихся в качестве учебно-тренировочных машин. Почти 400 самолетов Wirraway были законсервированы на длительное хранение; в конце концов большое их количество было использовано как основа для сельскохозяйственных самолетов СА-28 Ceres.

"Уиррэвей" поступил на вооружение австралийских ВВС в июле 1939 г. К началу войны на Тихом океане этими самолетами уже были вооружены семь эскадрилий. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. "уиррэвей" привлекались к непосредственной поддержке войск, оборонявшихся в Малайе. В декабре же были выдвинуты на о. Новая Британия и с января обеспечивали ПВО Рабаула как двухместные истребители. 6 января ими сбита четырехмоторная летающая лодка H6K4. 20 января "уиррэвей" участвовали в отражении массированного налета японской авиации на город.

С октября 1942 г. использовались на Новой Гвинее и Соломоновых о-вах только как самолеты взаимодействия с армией - ближние разведчики, корректировщики, легкие штурмовики. В феврале 1943 г. эти самолеты помогли остановить японское наступление в долине Bay (Новая Гвинея). С середины 1943 г. начался перевод "уиррэвеев" в учебные части, но отдельные машины действовали на фронте до конца войны. Применялись также в системе ПЛО прибрежных районов Австралии.

Производство "уиррэвеев" прекратили в июне 1946 г. С 1947 г. самолеты начали выводиться в резерв, а окончательно их сняли с вооружения в феврале 1959 г.






 Модификации :
СА-1 Wirraway Мk.I  Первоначальный вариант контракта. Построено 40.
СА-3 Wirraway Мk.II  Улучшенный CA-1, заказанный AWC по новому контракту.  
 Построено 60.
СА-5  32 построено.
СА-7  100 построено.
СА-8  200 построено.
СА-9  188 построено.
СА-10  Проект пикирующего бомбардировщика.
СА-10А  Контракт на модификацию и установку тормозов пикирования на существующие самолеты Wirraway. 17 модифицировано.
СА-16 Wirraway Мk.III  Улучшенные характеристики, бомбовая нагрузка и добавление воздушных тормозов. Построено 135 самолетов.
СА-20  Вариант пикирующего бомбардировщика. Аннулирован.



 ЛТХ:
Модификация   CA-3
Размах крыла, м   13.11
Длина, м   8.48
Высота, м   2.66
Площадь крыла, м2   23.76
Масса, кг  
  пустого самолета   1811
  нормальная взлетная   2991
Тип двигателя   1 ПД Pratt Whitney Wasp R-1340 S1H1-G
Мощность, л.с.   1 х 600
Максимальная скорость , км/ч   354
Крейсерская скорость , км/ч   293
Практическая дальность, км   1159
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   два зафиксированных вперед 7,7-мм пулемета Vickers Mk V и такое же вооружение в задней кабине;
 до 454 кг бомб.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 NA-32 (A20-1)
 NA-33 (A20-2)
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-3
 CA-3
 CA-3
 CA-3
 CA-3
 CA-5
 CA-5
 CA-5
 CA-7
 CA-7
 CA-7
 CA-7
 CA-8
 CA-8
 CA-8
 CA-9
 CA-9
 CA-9
 CA-16
 CA-16
 Стрелок на Wirraway
 Кабина пилота CA-1

  Схемы:

 CA-1

  Варианты окраски:

 CA-1
 CA-5
 CA-7

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Commonwealth CA-1 / CA-3 Wirraway
Моделист-Конструктор. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aircraft Profile 154. The Commonwealth Wirraway
Wydawnictwo Militaria 43. A.R. Zbiegniewski, J. Nowicki. CAC Boomerang CAC Wirraway
Kookaburra Series 3 No.2. Geoffrey Pentland. Wirraway & Boomerang Markings
La Fana de l'Aviation 1985-09. Colin A. Owers. Le Commonwealth "Wirraway"
AeroJournal No.13. Jim Grant. Wirraway. Le defi australien
HPM 1999-05-06. Daniel Kovar. Commonwealth Wirraway
Flying Scale Models 2020-09. Commonwealth Aircraft Corp. Wirraway
Adf-serials.com.au. RAAF A20 CAC Wirraway
Commonwealth Aircraft. CA-1 Wirraway
L+K 1971-19. Vaclav Nemecek. Commonwealth Wirraway
L+K 2013-01. Miroslav Balous. CAC Wirraway


Уголок неба. 2025 



 

  Реклама: