Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Boeing 747SP
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1975
Тип: Дальнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработанный как сверхдальний магистральный авиалайнер, Boeing 747SP не стал самым красивым самолетом и не был рекордсменом по объемам продаж, но зато он летает выше, дальше и быстрее своих конкурентов.

После начала эксплуатации Boeing 747-100 многие авиакомпании пожелали иметь аналогичный самолет, но с гораздо большей дальностью полета и меньшей пассажировместимостью. Фирмы "Douglas" и "Lockheed" пытались завоевать рынок дальнемагистральных авиалайнеров, предложив самолеты DC-10 и TriStar. Фирма "Boeing" отказалась от разработки совершенно нового самолета в пользу модернизации существующего лайнера. Конструкторы предложили укоротить фюзеляж базовой модели 747-100 на 14,6 м. Силовая установка не менялась, то есть более легкий самолет обладал той же мощностью двигателей, что и 747-100, но при этом снижался расход топлива, и возрастала дальность полета. Поначалу новую модификацию обозначили 747SB (Short Body - короткофюзеляжный), но потом изменили на 747SP (Special Performance - специальные характеристики). Официально проектирование самолета 747SP началось 23 августа 1973 года.

Новый вариант обладал отличными скороподъемностью, высотой крейсерского полета и крейсерской скоростью. Дальность полета у 747SP возросла до 11112 км. Фюзеляж 747SP сделали на 14,87 м короче, чем у 747-100, его длина составила 53,91 м. Среднюю часть фюзеляжа перепроектировали так, чтобы сохранить верхнюю палубу. Радикальной переделке подверглась хвостовая часть фюзеляжа. Из-за более короткого фюзеляжа, конструкторам для сохранения путевой устойчивости пришлось увеличить площадь вертикального оперения (высота киля увеличена на 1,5 м, хорда - на 1,52 м). Стабилизатор тоже удлинили на 3 м. Штатными двигателями являлись Pratt & Whitney JT9D-7A тягой по 209 кН, альтернативными - Rolls-Royce RB. 211-524 тягой по 229,6 кН. 39 из 45 построенных самолетов Boeing 747SP оснащены двигателями JT9D.

Первый заказ поступил в сентябре 1973 года от авиакомпании "Pan American" - десять самолетов и опцион еще на 15 лайнеров. Фирма "Boeing" планировала строить самолеты в течение 20 лет в шести вариантах, включая SP Combi. Выкатка первого 747SP (265-й построенный Boeing 747, No.530РА) состоялась 19 мая 1975 года, первый полет - 4 июля. Первый полет продолжался 3 часа 4 минуты. Этот полет стал одним из самых амбициозных первых подъемов опытного самолета в истории фирмы "Boeing". В полете скорость самолета менялась от минимальной эволютивной до максимальной в М=0,92. Три самолета 747SP налетали по программе летных испытаний 1440 часов. 4 февраля 1976 года самолет 747SP получил сертификат FAA.

3 ноября 1975 года четвертый построенный 747SP (No.40135) начал месячный рекламный тур, за который посетил 19 городов и 18 государств, покрыв расстояние в 116114 км, то есть трижды облетел вокруг земного шара. В ходе турне самолет установил несколько неофициальных мировых рекордов скорости и дальности. Авиакомпания "Pan American" получила первый заказанный ею самолет 5 марта 1976 года. Полеты по маршруту Лос-Анжелес - Токио начались уже 25 апреля. Самолет южноафриканской авиакомпании SAA в перегоночном полете (23-24 марта 1976 года) из Эверетта (США) в Кейптаун (ЮАР) установил рекорд дальности беспосадочного полета - 16560 км. После посадки в Кейптауне в баках 747SP оставалось топлива еще на 2 часа 47 минут полета. 1-3 мая самолет 747SP авиакомпании "Pan American" ("Сlliррег Liberty Bell", No.533РА) установил новый рекорд кругосветного перелета - 46 часов 26 минут (37234 км). 2 августа 1977 года переименованный в "Сlliрреr New Horizons" самолет No.533РА авиакомпании "Pan American" облетел вокруг земного шара через оба полюса - Северный и Южный. Перелет протяженностью 42212 км занял 54 часа 7 минут; в этом же полете было установлено еще шесть рекордов, зафиксированных FAI. Наконец, 29-30 января 1988 года самолет "Friendship Опе" (No. 147U) авиакомпании "United Airlines" облетел вокруг земного шара (длина маршрута 37215 км) за 35 часов 54 минуты.

Но ожидаемого рыночного успеха самолет 747SP не получил. Тому имелось много причин, главные - слишком сложный и дорогой. Ниша дальнемагистраль-ных самолетов на мировом рынке оказалась весьма ограниченной, хотя фирма "Boeing" рассчитывала на заказы от 40 потенциальных покупателей - ни один контракт с ними заключен не был.

Всего было построено 45 самолетов 747SP, покупателями которых стали авиакомпании "Braniff", СААС, "China Airlines", "Iran Аir", "Коrеап Air Lines", "Раn Am", QANTAS, SAA, "Syrian Arab Airlines", TWA. Последний построенный самолет заказчик получил в 1989 году. По специальным заказам в 1982 году построили три самолета в VIP-конфигурации. Самолеты 747SP эксплуатировались авиакомпаниями "Аllanсе", "Аmerican Airlines", "Australia Asia", "Аir Mauritius", "Cameroon Airlines", "Corsair", "Flitestar" ("Trek"), "Luxair", "Mandarin Airlines" и "Namib Air". Крупнейшими эксплуатантами стали авиакомпании "Раn Am" и "United Airlines", которая купила десять самолетов у авиакомпании "Раm Аm" и использовала их в конце 1980-х годов на тихоокеанских маршрутах. "United Airlines" начала снимать с эксплуатации свои 747SP в 1995 году. Один самолет, ранее принадлежавший этой авиакомпании (No. 145UA), по заказу НАСА прошел модернизацию в вариант SOFIA (Stratospheric Observatory For Infrared Astronomy, стратосферная инфракрасная обсерватория). В 2008 году в мире все еще эксплуатировалось немало самолетов 747SP, в частности, в авиакомпании "Iran Air" имелось два самолета. Репутация самолета только упрочилась за годы эксплуатации - ни один 747SP не был потерян в летных происшествиях или катастрофах. Неудивительно, что машина востребована как VVIP (Very VIP) самолет.

Гражданская авиационная администрация Китая (СААС, Civil Aviation Administration China) в 1980-е годы заказала самолет 747SP для эксплуатации на маршрутах большой протяженности. После расформирования СААС в 7 988 году, самолет отошел авиакомпании "Аir China".

Фирма "Воеing" предлагала 747SP правительству США в качестве замены президентского борта и шаху Ирана, но первым покупателем 747SP в варианте VIP стал король Саудовской Аравии Халед. Этот самолет (HZ-HM1, позднее перерегистрирован на HZ-HM1 В) имел на борту полноценный госпиталь и комфортабельные апартаменты. В 2008 году порядка семи 747SP использовались для перевозок королей и президентов: по два в Саудовской Аравии и ОАЭ, по одному - в Катаре, Омане и Бахрейне. Самолет Омана (A40-SP) и самолет ОАЭ (A6-ZSN, на фотографии внизу) оснащены антеннами спутниковой связи, установленными под обтекателями на верхних поверхностях фюзеляжей. Другой самолет ОАЭ (A6-5MR) был оснащен новым приборным оборудованием кабины на основе многофункциональных индикаторов EFIS. Самолет 747SP в VIP-конфигурации (YI-ALM) был поставлен правительству Ирака. Он имел окраску и регистрацию авиакомпании "lraqi Airways"; с 1991 года самолет находится на хранении в Тунисе.



 ЛТХ:
Модификация   Boeing 747SP
Размах крыла, м   59.64
Длина самолета, м   56.31
Высота самолета, м   19.94
Площадь крыла,м2   510.90
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   150100
  максимальная взлетная   317500
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney JT9D--7FW (GE CF6-50Е2)
Тяга, кгс   4 х 22700 (21100)
Максимальная скорость, км/ч   997
Крейсерская скорость, км/ч   935
Практическая дальность, км   12330
Практический потолок, м   13720
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка   331 пассажиров в 2-х классной конфигурации или 36100 кг коммерческого груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 B747SP    (c) Дмитрий Ширенин
 B747SP   (c) Paul Jongeneelen
 B747SP    (c) Bjoern Thomsen
 B747SP   SOFIA
 Кабина пилотов B747SP    (c) Iman

  Схемы:

 B747SP

  Варианты окраски:

 B747SP авиакомпании Qantas
 B747SP авиакомпании Pan American

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing 747SP Mini "Jumbo"
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Авиационный справочник на Avia.ru. 747SP Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности
Boeing Corporation. Boeing 747SP
Airliners.net. Boeing 747SP
Great Airliners Series. Brian Baum. Boeing 747SP


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: