Реклама...

главная
Статьи


Сравнительный анализ применения ВС типа Ил-76ТД и Airbus-330-200P2F


 

Настоящий анализ составлен на предмет определения эффективности применения со стороны оператора типов ВС различных производителей, имеющих в своей основе различие философий в области проектирования, производства, системы ТО ВС, системы поддержания летной годности, а также географии и специфики операций по воздушной перевозке грузов.

Изначально каждый из типов ВС в ходе проектирования имел четко определенные технические задания и требования к перспективам эксплуатации, так:

  •  Ил-76ТД предназначался для применения в десантных операциях личного состава и техники, как посадочным способом, так и способом воздушного десантирования, и в отношении данного факта, философия проектирования представляла собой способность сохранения прочности и работоспособности конструкции ВС и систем при условии боевых повреждений и возможности временной стандартной разгерметизации кабины, а также использования грунтовых ВПП, что в свое время отразилось на Регламенте ТО (далее по тексту РТО), который в свою очередь взят за основу в разработке АМР Ил-76ТД ряда операторов.

  •  Airbus-330-200 изначально проектировался как ВС, выполняющее коммерческие воздушные перевозки пассажиров и пакетированных грузов, с практически не ограниченной разрешенной географией полетов, исключающее возможность временной стандартной разгерметизации кабины, в отличии от Ил-76ТД.

  • Различные школы подготовки дизайнеров конструкций ВС и их систем, также оставили свой уникальный след в схемах исполнения планера, с учетом аэродинамических характеристик каждого типа ВС, а именно:

  •  Ил-76ТД имеет схему высокоплана с Т-образным хвостовым оперением и хвостовой рампой, что в свою очередь предполагает обязательное наличие инспекций (проверок), включая NDT-инспекции в критических зонах крепления киля, имеющих высокорасположенные локации, в конечном итоге отражающиеся в дополнительных трудозатратах. Также стоит учесть количество маршевых двигателей (4), увеличивающих зависимость частоты выполнения ТО двигателей, при условии несинхронной (раздельной) эксплуатации двигателей.

  •  Airbus-330-200P2F имеет стандартную схему низкоплана с низкорасположенным горизонтальным стабилизатором и оптимально расположенными проёмами грузовых отсеков, минимизирующих проявление дополнительных нагрузок конструкции ВС в открытых локациях фюзеляжа в зонах грузовых люков. При условии «распаривания» двигателей, также представляется возможность максимального сокращения разрыва в ТО двигателей путем постепенного или разового притягивания к ближайшему.

Непосредственно производство данных типов ВС отражается в различных политиках и системах менеджмента качества производителя, включая политику постоянного обновления оборудования, инфраструктуры и системе подготовки персонала, в различные периоды времени, а именно:

 базовый Ил-76 разрабатывался и производился в период «холодной войны» и гонки вооружений, выражающейся в политике быстрого массового производства, предполагающей собой удовлетворительный уровень качества готового продукта, который в свою очередь обеспечивается за счет удешевления производства и занижения требований к профессиональным компетенциям производственного персонала. Модернизация Ил-76ТД его систем и двигателей пришлась на время «перестройки» и распада СССР, в свою очередь отразившееся на актуализации данных по ТО ВС, в конечном итоге влияющей на трудозатраты при ТО ВС. Данная актуализация, точнее её отсутствие привело к кардинальному отставанию от прогресса в области систем ТО, применительно к данному типу ВС.

 Airbus-330 начал свое воплощение в качестве идеи в середине 1980-х годов и в частности Airbus-330-200 окончательно сформировался в программу создания к середине 1990-х годов, т.е. очевидна разница в технологиях проектирования и производства, а также развития систем ТО с повсеместным внедрением цифровых технологий. Также, свою очередь, не рубеже 2000-го года, требования к компетенциям персонала ТО ВС, уже включали в себя набор обязательных дисциплин (модулей), позволяющих полноценно использовать централизованную систему ТО ВС (CMS ATA 45), которая позволяет сократить время, затрачиваемое на внеплановое ТО, а следовательно, сокращает убытки при вынужденном простое ВС. Что касается актуализации данных ТО, компания Airbus ведет данное направление на постоянно обновляемой основе посредством сайта airbusworld.com

Рассматривая аспекты в отношении сравнительных технических характеристик имеем, что:

Тяговооруженность составляет:

  •  на Ил-76ТД четыре двигателя Д-30КП2 имеют общую тягу 48000 кгс (~105820 lb) при МТОМ 195 т. и MLW 50 т.

  •  на Airbus-330-200P2F два двигателя RR TRENT 772 имеют общую тягу ~142200 lb при МТОМ 233 т. и MLW 70 т.

таким образом имеем коэффициент соотношения Airbus-330-200P2F / Ил-76ТД по общей тяговооруженности – 1,34; по МТОМ – 1,195; по MLW – 1,4

Максимальная дальность полета при MLW составляет:

  •  для Ил-76ТД – 4000км

  •  для Airbus-330-200P2F – 5950 км

также, имеем коэффициент соотношения Airbus-330-200P2F / Ил-76ТД по максимальной дальности полета ~ 1,5

Применительно к АМР типов ВС, либо его аналогов, в качестве примера рассмотрим периодичность выполнения первых фаз A-Check, либо ближайшей первой периодической формы ТО Ф1:

  •  для Ил-76ТД – 333 ± 30 летных часов

  •  для Airbus-330-200P2F – 1000 летных часов

стандартный среднестатистический объем пакета работ Work Package:

  •  для Ил-76ТД – 100 Task Card’s

  •  для Airbus-330-200P2F – 25-30 Task Card’s

стандартная среднестатистическая запланированная трудоемкость Manhour:

  •  для Ил-76ТД – 855 Manhours

  •  для Airbus-330-200P2F – 80-100 Manhours

NDT – инспекции имеют приблизительно схожее количество 2-3

и снова, имеем коэффициент соотношения Airbus-330-200P2F / Ил-76ТД приведенный к равному объему летных часов: по частоте выполнения A-Check, либо ее аналогов - 3; по количеству Task Card’s ~ 10-12; по трудозатратам ~ 25.

Для общего восприятия соотношений, ниже представлена следующая сводная Таблица.

Заключение:

При всем вышеуказанном, стоит отметить, что наряду с явными преимуществами в отношении технических характеристик и системы поддержания летной годности Airbus-330-200P2F перед Ил-76ТД, применительно к специфике перевозимых грузов и условий покрытия аэродрома, а именно крупногабаритной непакетированной цельной техники / оборудования и т.п. в условиях низкокачественных ВПП, имеет смысл применения ВС типа Ил-76ТД в качестве «тяговой лошади». Другими словами, у эффективного оператора грузовых перевозок должны быть учтены все возможные варианты доставки груза несмотря на упомянутые условия, что положительно влияет на репутацию и соответственно рейтинг компании-перевозчика.

Автор: Мырат Котуров – опытный специалист в авиационной индустрии, бывший начальник авиационно-технической базы в Turkmenistan Airlines, а также занимавший ключевые должности в Администрации гражданской авиации Туркменистана.

 

 


 

Уголок неба. 2024


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100