13-я база | Пирс | Ангар | Библиотека | Радиорубка
Моделист-Конструктор, 7-1981
Когда речь заходит о сельскохозяйственных самолетах, то в первую очередь
вспоминается работяга
Самолет М-15 необычен по схеме и даже у специалистов вызывает вполне законные вопросы. Нужен ли такой машине реактивный двигатель? Почему предпочтение отдано бипланной схеме? Что за странные пилоны располагаются между верхними и нижними крыльями? Чем объясняется наличие на самолете двух хвостовых балок? Этот перечень можно было бы продолжить...
Проектирование М-15 началось со всестороннего анализа достоинств и недостатков аппаратуры, устанавливаемой на самолеты такого типа. Как оказалось, в большинстве случаев в ее работе используется гравитационный принцип: порошок или жидкость под действием собственного веса высыпается или выливается из емкости и распыляется набегающим потоком воздуха. Конструктивная простота этого метода всегда привлекала создателей механизмов подобного назначения, но когда требовалось существенно увеличить производительность и качество работы, приходилось идти на усложнение аппаратуры. Так, на некоторых самолетах авиахимическое оборудование приводится в действие от основного двигателя. Для этого применяются механизмы отбора мощности, чаще всего электрические. Как правило, такой привод не дает эффективного результата: слишком велики потери в трансмиссиях и редукторах, много энергии теряется при ее преобразовании из механической в электрическую и наоборот. К тому же вес дополнительных устройств оказывается весьма значительным. Если к этому присовокупить низкий ресурс такой аппаратуры и сложности в ее эксплуатации, то станет понятно, что до совершенства тут очень и очень далеко.
Таким образом, мы вплотную подошли к ответу на вопрос: для чего нужен
реактивный двигатель сельхозсамолету? Дело в том, что использование его
(кстати, применительно к машине такого класса впервые в практике
самолетостроения) позволило создать и очень высокопроизводительную распыляющую
аппаратуру. Конструктивно все решено просто и изящно
без всяких редукторов, трансмиссий,
генераторов и электродвигателей. Все их функции на самолете переданы воздуху. На
выходе из сопла отбирается часть потока, далее по воздухопроводам он подается на
исполнительные агрегаты: аэрирует химикаты в емкостях и перемешивает их,
транспортирует жидкости и сыпучие вещества из баков в каналы нижнего крыла,
сообщает им энергию разгона для выброса на поле, что значительно увеличивает
ширину захвата по сравнению с соответствующими характеристиками оборудования
иных систем.
На М-15 установлен двухконтурный турбореактивный двигатель
6-9 тыс.ч.
Конструкторы расположили двигатель над фюзеляжем на высоте 2,7 м от уровня
земли, что служит надежной гарантией от попадания в воздухозаборник пыли и
грязи. Существенным является и то, что значительно ослабляется воздействие
раскаленной струи из сопла на грунт и травяное покрытие аэродромов.
Ответив, таким образом, на первый вопрос, перейдем ко второму: почему
предпочтение отдано бипланной схеме? Пояснить это проще
самолеты с таким расположением крыльев могут
работать в диапазоне сравнительно небольших скоростей. Плоскости биплана
обладают хорошей несущей способностью, а сам он сочетает в себе прекрасную
устойчивость и отличную управляемость. Немаловажно и то, что машина с парой
крыльев гораздо компактнее моноплана.
Интересно, что конструкторы разделили функции верхних и нижних крыльев при
общем их назначении создавать подъемную
силу. Так, верхнее крыло оснастили мощной механизацией: оно имеет закрылки,
предкрылки и зависающие элероны. В нижнем же расположили каналы пневмотранспорта
для сыпучих и трубы подвода жидких химикатов. Это позволило значительно снизить
аэродинамическое сопротивление
Отвечая на второй вопрос, мы подошли к ответу и на третий
что за странные пилоны располагаются между
верхним и нижним крыльями. Это баки для химикатов. Во-первых, такая их
компоновка позволила функционально совместить два конструктивных элемента
бак и пилон. Во-вторых, исключено вредное
влияние ядовитых веществ, располагающихся в баках, на экипаж и агрегаты самолета
в фюзеляже. В-третьих, при таком расположении баков существенно облегчается
доступ к ним сокращается время загрузки
самолета, поскольку эта операция может выполняться сразу двумя рабочими. И
последнее разнос емкостей увеличивает ширину
захвата при химической обработке без дополнительных затрат энергии.
Хороший обзор необходим пилоту любого самолета, а летчику
сельскохозяйственной машины особенно ему
приходится работать на предельно малых высотах, вблизи земли. Вот почему кабину
пилота вынесли вперед. С той же целью площадь остекления ее максимально
увеличили. Удаление кабины от двигателя позволило к тому же значительно снизить
в ней шум, повысить комфортность.
Самолет М-15 одноместный, но за
кабиной пилота находится изолированный отсек с широкой дверью и бортовыми окнами
справа и слева. Здесь располагается механик, здесь же размещается комплект
наземного оборудования, необходимого для работы на удаленных временных
аэродромах.
Теперь ответ на последний из поставленных вопросов: для чего столь необычное хвостовое оперение на двух балках?. Дело в том, что такая его конфигурация позволяет до предела снизить отрицательное влияние мощной струи газов, истекающих из сопла реактивного двигателя: исключается вибрация хвостового оперения и улучшается управляемость самолета.
Немного о конструкторских новинках, примененных при проектировании
устройство, с помощью которого можно
определить количество химикатов в баках. Нелишним для сельскохозяйственного
самолета, базирующегося на неприспособленных площадках, является и наличие
вспомогательного двигателя
для автономного запуска основного.
На самолете имеется система централизованной заправки топливом под давлением
это сокращает время заполнения горючим до
5 мин, что в совокупности с оперативной зарядкой баков химикатами
существенно сокращает простои самолета.
Государственными испытаниями установлено, что новый самолет во многом
превосходит ветерана сельскохозяйственной авиации 2200 кг против 1300. В полтора-два раза
выше и производительность авиахимработ; при этом топливо, затрачиваемое
Самолеты М-15 имеют схему окраски, стандартную для самолетов
Аэрофлота. Это значит, что нижняя часть фюзеляжа, часть баков для химикатов и
нижнее крыло (сверху и снизу) окрашены в светло-серый цвет; верхняя часть
фюзеляжа, верхнее крыло, балки хвостового оперения и само оперение
белые. Продольная полоса на фюзеляже,
надписи Аэрофлот и М-15 и эмблема Аэрофлота
синего цвета. Красным окрашены законцовки
крыльев, стабилизатора и флажки на внешней стороне каждого киля. Надписи СССР
- 15898 наносятся на верхнем крыле сверху, на нижнем крыле снизу, а также на
внешней стороне хвостовых балок черной красной. Шасси и подкосы крыла
светло-серые.
Моделистам, взявшимся за строительство летающей модели-копии, придется решить
много сложных технических проблем. Трудности заключаются главным образом в том,
что специфическое расположение силовой установим на самолете-прототипе исключает
применение воздушного винта на модели. В принципе можно установить на модель
импеллер подобный, например, тому, о котором
рассказывалось в
Начинающим авиамоделистам можно дать несколько советов по технологии
изготовления нелетающих моделей-макетов. Конечно, эти советы относятся не только
к самолету
Лучшим материалом для макета является ольха. Этот сорт древесины имеет небольшие поры, легко обрабатывается, дает чистую поверхность, обладает достаточной твердостью и прочностью. Старайтесь не делать детали модели из целого куска древесины. Такие модели, особенно крылья, со временем коробятся, теряют форму и растрескиваются. Поэтому в качестве заготовок лучше использовать переклейки из реек сечением приблизительно 10*10 мм.
Для склейки деталей при сборке лучше использовать эпоксидную смолу, а добавив в нее деревянные опилки, получите прекрасную эпоксидную замазку, с помощью которой можно заделывать щели, исправлять дефекты поверхности модели.
Эта же замазка является хорошим материалом для изготовления зализов, обтекателей и других мелких деталей. После отверждения замазка легко обрабатывается напильником и шкуркой.
Законченная модель тщательно вышкуривается и покрывается двумя-тремя слоями
клея и так
несколько раз, до получения идеальной поверхности. Обычно требуется
двух-трехкратное повторение этой операции, после чего модель окончательно
окрашивается и полируется.
И еще несколько хитростей. Фонарь кабины можно отштамповать из листового или выпилить из целого куска оргстекла и все грани отполировать. Место стыка фонаря с фюзеляжем можно заделать густой нитрошпаклевкой и обработать наждачной бумагой. После завершения окончательной отделки модели на фонаре надо разметить перемычки и непрозрачные части. Затем по разметке прорезать краску острым кончиком ножа. С прозрачных частей краска легко удаляется скребком, изготовленным из куска органического стекла.
В довершение всего при необходимости стекла можно заполировать мелкой шлифовальной пастой.
Автор - Л. Комаров
Лист 1 | Лист 2 |
Возврат в Библиотеку