Уголок неба ¦ ЯкБ-12.7

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     ЯкБ-12.7
       
Страна: СССР
Тип: Четырехствольный 12.7-мм пулемет

 

Успешное применение американцами в 60-х годах прошлого века во Вьетнаме вооруженных вертолетов послужило толчком для создания в СССР собственной конструкции боевого ударного вертолета. К работе над ним приступило ОКБ М.Л. Миля, который предложил проектировать новую машину не на основе существовавших транспортных вертолетов, а создать специализированный боевой вертолет. По замыслу главного конструктора, винтокрылая машина, получившая первоначально индекс В-24, должна была играть роль «летающей боевой машины пехоты» и нести мощное вооружение: ПТУРСы, неуправляемые ракеты и скорострельную 23-мм пушку. Кроме того, вертолет должен был брать на борт еще и 7-8 десантников. Идея «летающей БМП» была одобрена военными, однако на стадии эскизного проектирования они потребовали заменить легкую двуствольную пушку ГШ-23 на скорострельный пулемет. Заказчиков вертолета не устраивал малый боекомплект пушки, и они полагали, что введение пулемета позволит решить эту проблему: вертолет мог взять на борт гораздо больший боезапас 12,7-мм патронов, чем 23-мм снарядов. К тому же, как считали военные, наличие противотанковых ракет на борту делало присутствие пушки якобы излишним. Позже, правда, это решение было признано ошибочным. В то время единственной моделью пулемета, стоявшего на вооружении вертолетов, был легкий пулемет А-12,7 конструкции Н.М. Афанасьева. Несмотря на многие его положительные свойства (малый вес, высокую надежность), его огневая мощь была недостаточна для ударной винтокрылой машины. В этой связи было принято решение о создании нового скорострельного крупнокалиберного пулемета.

28 декабря 1968 Совет Министров СССР принял соответствующее Постановление № 1044-381. Разработку пулемета поручили коллективу ЦКИБ СОО - Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия. В то время в ЦКИБ работало много опытных конструкторов, имевших опыт проектирования скорострельного авиационного вооружения и зенитных автоматов: Н.М. Афанасьев, В.И. Волков, Г.И. Никитин, В.И. Силин, С.А. Ярцев. Например, под руководством Ярцева, создателя 23-мм пушки ВЯ-23 легендарного штурмовика Ил-2, был сконструирован экспериментальный пулемет «шквального огня» ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстрелов в минуту. Главным конструктором проекта нового авиационного пулемета с фирменным обозначением ТКБ-063 был Петр Герасимович Якушев, известный конструктор автоматического оружия, автор 23-мм зенитных автоматов для самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» и буксируемой установки ЗУ-23. П.Г. Якушев привлек к работе над пулеметом другого талантливого тульского конструктора, Бориса Афа-насьевича Борзова. Последний позже стал известен как один из создателей револьверного гранатомета РГ-6 и оригинального гладкоствольного револьверного ружья МЦ-255. В 1993 году создание четырехствольного пулемета стало основой для диссертационной работы Б.А. Борзова, и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Петр Герасимович защитил кандидатскую диссертацию раньше, в 1969 году. По имени двух главных создателей пулемет официально назвали ЯкБ-12,7 (Якушев - Борзов, калибра 12,7 мм). По традиции оружие получило от военных еще и индекс ГРАУ – 9-А-624, предназначенный для использования в несекретной переписке, а также внутренний заводской индекс ТКБ-063. Первой проблемой, вставшей перед создателями пулемета, был выбор принципиальной схемы автоматики для многоствольного оружия. С одной стороны, уже существовал успешный пример американской фирмы «Дженерал электрик», создавшей пушку М61 «Вулкан» и на ее основе целую гамму многоствольного оружия калибром от 5,56 до 30 мм с внешним приводом вращающегося блока стволов. Оружие с независимым от оружия источником питания получалось относительно простым по устройству, надежным (не страшны осечки) и долговечным. К тому же легко решалась задача разгона блока стволов в начале стрельбы. Однако за все эти преимущества нужно было платить очень высокой ценой – внешний привод (электромотор, батареи) увеличивал вес системы почти в два раза. Не следует, наверное, повторять, какое значение в авиации имеет экономия веса, поэтому тульские оружейники, руководствуясь принципом своего земляка Левши «аглицких мастеров превзойти», избрали принципиально другое техническое решение - многоствольное оружие, приводимое в действие отводимыми из канала ствола в газовую камеру пороховыми газами. Хотя автоматическое газоотводное оружие являлось далеко не новинкой, при создании оружия c высоким темпом стрельбы его разработчиков поджидала масса технических сложностей и проблем.

Конструктивно пулемет ЯкБ-12,7 представлял собой автоматическое оружие с вращающимся блоком из четырех стволов (схема Гатлинга), приводимым во вращательное движение боковым газоотводным двигателем кулачкового типа. Газовый двигатель состоит из единого поршня, охватывающего единую для всех стволов газовую муфту с двумя полостями; в эти полости выведены газоотводные отверстия из каждого ствола так, что пороховой газ при каждом выстреле поступает последовательно в разные полости, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения; это движение поршня неподвижный копир преобразовывает во вращение блока стволов, а он приводит в действие остальную автоматику пулемета.

Особенностью автоматики ЯкБ-12,7 является наличие особого пиропружинного стартерного устройства, с помощью которого обеспечивалось производство первого выстрела в очереди. Дело в том, что в оружии, построенном по схеме Гатлинга, перед началом стрельбы необходима предварительная раскрутка блока стволов. Газовый же двигатель начинает работать только после первого выстрела. Поэтому в пулемете ЯкБ-12,7 предусмотрен торсионный стартер, вал которого расположен между стволами. Перед стартом вертолета необходимо было сжать пружину, надетую на торсионный вал, для того чтобы запасти необходимую для разгона блока стволов энергию. При производстве первого выстрела пружина разжималась и приводила в движение подвижные части. После этого автоматика переходила в свой нормальный режим, и движение блока стволов обеспечивал газовый двигатель. При прекращении стрельбы, при достреле двух последних патронов, производилось взведение пружины торсионного устройства, и оно снова накапливало энергию для последующей стрельбы. В случае отказа оружия, например осечки патрона, раскрутка остановившегося блока стволов производилась при помощи пиропатрона. Пиропатронов предусмотрено только три штуки, так что в полете имелась лишь трехкратная возможность активировать отказавшее оружие. Удар затворов в крайнем заднем положении смягчает буферное устройство. У пулемета имелся также механизм изменения темпа стрельбы. Питание оружия осуществлялось из непрерывной металлической ленты, уложенной в подающее устройство барабанного типа. Поскольку боекомплект пулемета первоначально предусматривался очень внушительным (1470 патронов в боевом и 750 в транспортном варианте), то для транспортировки столь тяжелой ленты по тракту питания была предусмотрена система электрического подтяга ленты. Для управления стрельбой пулемет оснащался электроспуском. На вертолете Ми-24 пулемет ЯкБ-12,7 применялся в качестве встроенного в составе универсальной стрелковой пулеметной установки УСПУ-24. Приводы установки дистанционные электрические. Она устанавливалась в носовой части фюзеляжа и обеспечивала углы обстрела по горизонтали вправо и влево до 60 градусов, по вертикали 20 градусов вверх и 40 градусов вниз. Стрельбу из установки мог вести как пилот вертолета, так и штурман-оператор. Первый из них мог стрелять только из пулемета, находящегося в походном положении, закрепленного параллельно оси вертолета, прицеливаясь всем корпусом машины. Для этой цели использовался автоматический стрелковый прицел АСП-17В, с помощью которого велась также стрельба из других видов неуправляемого вооружения - блоков НУР и подвесных стрелково-пушечных контейнеров. АСП-17 являлся штатным стрелковым прицелом истребительно-бомбардировочной авиации и кроме Ми-24 устанавливался также на вертолетах Ка-29, штурмовиках Су-25 и истребителях МиГ-21, МиГ-23 и Су-17. Он позволял стрелять как по неподвижным, так и по движущимся целям. Для стрельбы из пулемета пилот должен был сначала включить питание подвижной пулеметной установки и прицел, затем установить угол прицеливания и ввести, если необходимо, поправки на ветер и скорость движения цели. Остальные поправки вводились автоматически при помощи аналогового вычислителя, получающего данные от бортовых датчиков вертолета. Штурман-оператор должен был установить требуемый режим стрельбы из пулемета. После этого летчику оставалось только совместить подвижную прицельную марку с целью и нажать на кнопку открытия огня. Штурман-оператор в отличие от пилота мог осуществлять стрельбу из пулеметной установки в независимом от курса вертолета направлении. Для этой цели он использовал коллиматорный прицел КС-53, входящий в состав прицельной станции КПС-53АВ. Стрельба в этом случае ведется следующим образом: летчик за 5-6 минут до начала стрельбы включает питание пулеметной установки, штурман-оператор устанавливает требуемые режимы стрельбы и поправки, после чего он поворотом головки прицельной станции совмещает визир с целью и нажимает на одну из двух гашеток. Дальность стрельбы при этом вводить не требуется - она определяется дальномером. Стрельба из пулемета могла вестись короткими, длинными очередями и непрерывно, при этом длина непрерывной очереди или общее число выстрелов нескольких очередей в одном заходе не должны превышать 400 выстрелов. После этого пулемет требовал длительного охлаждения: при температуре свыше +10 градусов – 25 минут, от -10 до +10 – 15 минут, при более низких температурах - 5 минут.

Одной из «изюминок» ЯкБ было применение, впервые в отечественной практике, двухпульного боеприпаса. Специально для пулемета ЯкБ специалистами ЦНИИТочМаш г. Климовска под руководством B.M. Сабельникова были созданы патроны, в которых внутри гильзы за основной пулей размешалась вторая пуля. Патроны имели латунную гильзу и пули с биметаллической оболочкой, в которую были впрессованы стальной и свинцовый сердечники. Масса патрона составляла 145 г, длина - 147 мм. Первая пуля весила 31 г, вторая была несколько легче - 27 г. Внешне патрон практически не отличался от обычного патрона 12,7x108 мм к крупнокалиберным пулеметам, однако его «двухпульность» выдавало кернение в центральной части гильзы, служащее для крепления второй пули в патроне. Патрон 1СЛ (индекс 9-А-4012) с обыкновенной пулей обеспечивает поражение живой силы и легкобронированной техники на дальности 1000-1500 м. Вершинка его пули не имеет окраски.

Трассирующий патрон 1СЛТ (индекс 9-А-4427) служит для целеуказания и корректировки огня при стрельбе по живой силе и технике на дальности до 1000 м. Время трассирования пули - не менее 2,9 с, ее вершинка окрашена в зеленый цвет. Производство этих патронов было освоено на Новосибирском патронном заводе. Хотя наличие двух пуль в патроне заметно увеличило рассеивание пуль (радиус лучшей половины пробоин на дальности 300 м составлял 50 см, что примерно в 2,5 раза хуже, чем у обычного патрона), эффективность стрельбы нового боеприпаса была все же значительно выше - в 1,5 раза.

В то же время для стрельбы из ЯкБ можно было использовать патроны и классической конструкции. В боекомплект пулемета входил 12,7-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС (7-БЗ-1), предназначенный для борьбы с наземной бронетехникой, низколетящими воздушными целями и живой силой в средствах индивидуальной бронезащиты на больших дальностях стрельбы. По сравнению со штатными патронами крупнокалиберных пулеметов его пуля имела большую массу (56,6 г) и улучшенную баллистику. На дальности около 500 м она могла пробить 20-мм бронеплиту, установленную под углом 20 градусов. Применение других типов 12,7-мм патронов для ЯкБ не предусматривалось.

Хотя опытный образец был готов уже в 1969 году, официально он поступил на вооружение лишь восемь лет спустя. В ходе проектирования в его конструкцию было внесено столько изменений, что в конечном итоге пулемет радикально отличался от своего прототипа и представлял практически другое оружие. Неизменной осталась лишь принципиальная схема – многоствольное оружие с вращением блока стволов от газового двигателя.

Впрочем, создание другого компонента вооружения Ми-24 - сверхзвуковой противотанковой ракеты «Штурм» также затянулось, и первый серийный вариант милевской «летающей БМП» Ми-24А получил уже существующий комплекс вооружения К-4В с вертолета Ми-4В, состоящий из ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и встроенной одиночной носовой подвижной пулеметной установки НУВ-1 с 12,7-мм пулеметом А-12,7. Пулемет ЯкБ на подвижной пулеметной установке УСПУ-24 впервые появился в составе вооружения следующей версии Ми-24Б (1971 г.), оснащенном более совершенными ПТУР «Фаланга-П» с полуавтоматической системой наведения. Однако в серию Ми-24Б не пошел вследствие неудовлетворительной конструкции кабины типа «веранда». Было принято решение создать другой тип кабины, с тандемным расположением летчика и оператора. Такой вертолет с комплексом вооружения от Ми-24Б получил наименование Ми-24Д. К этому времени был уже готов противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Штурм-В», и вариант с ним получил обозначение Ми-24В. Официально обе машины были приняты на вооружение в 1976 году, хотя выпуск «промежуточного варианта» Ми-24Д начался на три года раньше.

Серийный выпуск пулеметов ЯкБ освоил Ковровский механический завод, специализировавшийся на производстве единого пулемета Калашникова, гранатомета РПГ-7, противотанковых и переносных зенитных ракетных комплексов. В 1970-е годы ударные вертолеты стали все больше рассматриваться как противотанковое средство, и крупнокалиберный пулемет явно не годился для борьбы с бронетехникой. Поэтому на последующих версиях Ми-24 пулеметную установку заменили пушечным вооружением. Впрочем, в конце 1970-х годов стрелковое вооружение Ми-24 было решено еще усилить, приняв на вооружение подвесные пулеметные гондолы ГУВ-8700 (гондола универсальная вертолетная, индекс 9-А-669). Эти гондолы были разработаны в МКБ «Вымпел» под руководством Г.А. Соколовского и предназначались для подвески на пилонах вертолетов Ми-24 и Ми-8ТВ. В ГУВ-8700 монтировались один пулемет ЯкБ-12,7 с 750 патронами и два пулемета ГШГ-7,62 с боекомплектами по 1800 патронов. Вертолет Ми-24 мог брать на борт одновременно два таких ГУВа, в этом случае суммарный темп стрельбы из встроенного и подвесного вооружения мог достигать астрономической величины 37000 выстрелов в минуту (более 600 пуль в секунду).

Начавшаяся в 1979 году война в Афганистане стала серьезным испытанием для русских «гатлингов». Вертолеты Ми-24 играли в ней особую роль, показав себя более эффективным средством воздушной поддержки войск, чем истребительно-бомбардировочная авиация. Они могли более длительное время оставаться над целью, чем сверхзвуковые машины, и последствия их ударов были более результативны. Крупнокалиберный пулемет ЯкБ позволял создать исключительно высокую плотность огня и заслужил прозвище – «металлорезка». То, что это неофициальное название он получил по праву, подтверждает неоднократно упоминавшийся в литературе один из примеров боевого применения Ми-24: в августе 1982 года под Кандагаром вертолет подполковника Александрова «разрезал» на части очередью из пулемета ЯкБ шедший во главе каравана автобус моджахедов.

Впрочем, опыт боевого применения пулемета показал, что он может результативно использоваться не только по наземным, но и по воздушным целям. С пулеметом ЯкБ связан уникальный случай в истории авиации, когда вертолет сумел сбить сверхзвуковой реактивный истребитель. Это произошло в ходе ирано-иракской войны, 27 октября 1982 года в ходе воздушного боя между иракским вертолетом Ми-24 и истребителем ВВС Ирана F-4 «Фантом-2» над населенным пунктом Эйн-Хош. Чтобы ошеломить пилота летящего встречным курсом вражеского истребителя, иракский летчик с дистанции 2500 м дал залп неуправляемых ракет. Пилот «Фантома» растерялся, чем и воспользовались иракские вертолетчики, расстреляв истребитель огнем своего крупнокалиберного пулемета.

Афганская война выявила, однако, и ряд проблем в конструкции пулемета и пулеметной установки. Высокие температуры и запыленность воздуха приводили к отказам оружия, которое само по себе было сконструировано для работы на предельных для автоматического оружия режимах. При расстреле примерно трети боекомплекта появлялись недопустимые температурные деформации ствола, нарушавшие работоспособность системы, падала кучность стрельбы. Была признана недостаточной живучесть стволов. Серьезные проблемы имела и носовая пулеметная установка УСПУ-24. Система электроподтяга ленты оказалась недостаточно надежной - пулеметная лента подавалась по тракту питания через множество перегибов, и поэтому в сложных условиях эксплуатации наблюдались отказы при подаче патронов. При большой величине настрела из пулемета происходило разрушение шторок пулеметной установки и крепления пулемета. В силу этих причин боекомплект пулемета сокращался и на задание Ми-24 вылетал с половинным боезапасом (750 патронов). При длине очереди около 250 выстрелов пулемёт начинал «плеваться» и клинить. В среднем один отказ происходил на каждые 500 выстрелов, и это при скорострельности 4000-4500 выстр/мин.

Если после 250 выстрелов автоматика все еще работала, то из-за температурного расширения и деформации стволов падала начальная скорость пули и ухудшалась ее баллистика, что сказывалось на дальности, точности и кучности стрельбы; при стрельбе длинными очередями лента в механизме подачи перекашивается и заклинивает, после чего возобновить стрельбу невозможно (дефект не пулемета, а установки УСПУ-24 и устранялся в ходе ее доработок).

Однако не стоит все огрехи огульно списывать на счет разработчиков оружия. Ряд проблем создавали сами экипажи вертолетов, которые частенько, особенно, в горячке боя, превышали предписанные технической документацией режимы стрельбы и не соблюдали достаточно жесткие требования по охлаждению оружия в полете. Определенную лепту в формирование легенды о якобы «исключительно низкой надежности» ЯкБ внесли и производители оружия. В воинские части поступали пулеметы, которые большей частью вообще не проходили проверку стрельбой на заводе. Благое стремление сэкономить производственные расходы и ресурс пулемета приводило к печальным последствиям - отказы и производственные дефекты в начальный период эксплуатации вооружения приходилось выявлять и устранять уже в войсках.

Тем не менее специалисты КБ не остались безучастными наблюдателями выявленных при эксплуатации ЯкБ проблем и приступили к модернизации пулемета с учетом выявленных недостатков. Был проведен ряд мероприятий по увеличению живучести, в частности, удалось увеличить ресурс оружия на 4000 выстрелов. Длина непрерывной очереди возросла почти вдвое и достигла величины 750 выстрелов. Ее сделали равной величине сокращенного боекомплекта, таким образом, была исключена возможность нарушения регламентированного режима стрельбы - некоторые вертолеты не имели ограничителя максимальной длины очереди. Превышение же ее могло иметь весьма плачевные последствия: падение кучности стрельбы, преждевременный износ канала ствола и самовоспламенение капсюля в разогретом патроннике, чреватое самопроизвольной стрельбой. Возрос также темп стрельбы пулемета с 4000-4500 до 4500-5000 выстрелов в минуту. Живучесть блока стволов (по другим данным – полная пулемета) увеличена в 1,5 раза и достигла 12000 выстр. (настрел до переборки пулемета 8 полных боекомплектов).

Оружие, правда, потяжелело на 15 кг, однако это было неизбежной платой за обеспечение необходимого уровня надежности и живучести. Модернизированный пулемет получил обозначение ЯкБЮ-12,7 (конструкции Якушева, Борзова, Юрищева, индекс ГРАУ 9-А-624К) и был принят на вооружение в 1988 году. После этого особых нареканий по поводу его технического несовершенства не поступало - при грамотной эксплуатации и соблюдении нормативных требований оружие показывало себя безотказным. К тому моменту, правда, военные во многом разочаровались пулемётным вооружением, установленным на вертолёте огневой поддержки. Дальность эффективного огня 12,7-мм пулемётов оставляла желать лучшего, кроме того, командование армейской авиации хотело иметь встроенное вооружение, с помощью которого можно было поражать бронетехнику и укрепления полевого типа. В связи с этим в 1981 году началось производство «артиллерийской» модификации Ми-24П.

 







 ТТХ:
Модификация ЯкБ-12.7
Калибр, мм 12.7
Тип автоматики тип Гатлинга с газоотводным приводом
Масса тела орудия, кг 45 (60 в версии ЯкБЮ)
Длина, мм 1345 (ЯкБ)
1310 (ЯкБЮ)
Длина ствола, мм 1005 (ЯкБ)
970 (ЯкБЮ)
Темп стрельбы, выстр/мин 4000 (медленный)
4500 (быстрый)
(4000 и 5000 соотв. в версии ЯкБЮ)
Начальная скорость пули, м/с 800-860
Емкость магазина Лента, от 500 патронов и выше
Масса пули, г. 31+27 (у двухпульных патронов 1СЛТ и 1СЛ)
56.6 (у патрона 7-БЗ-1)
Тип боеприпаса 12.7х108



 Доп. информация :

 Фотографии:
 ЯкБ-12.7     (c) Виталий Кузьмин
 ЯкБ (на переднем плане) и ЯкБЮ (позади)
 ЯкБ (на переднем плане) и ЯкБЮ (позади)     (c) Виталий Кузьмин
 ЯкБ-12,7 - узел установки блока стволов
 ЯкБ-12,7 - блок газового мотора и автоматики, шнур с разъемом подключения электроспуска
 Установка УСПУ c ЯкБ-12,7
 ЯкБ-12,7 на вертолете Ми-24В
 ЯкБ-12,7 на вертолете Ми-24
 ЯкБ-12,7 на вертолете Ми-24В
 ЯкБ-12,7
 ЯкБ-12,7
 Гондола ГУВ-8700 с двумя ГШГ-7.62 и одним ЯкБ-12.7
 Двухпульный патрон 12,7 Х 108 мм (1 СЛ справа)
 Двухпульные 12.7-мм патроны 1 СЛ и 1СЛТ
 Двухпульный 12.7-мм патрон 1 СЛ

 






Список источников:

Наука и Техника. Сергей Мороз. Авиационный крупнокалиберный пулемет ЯкБ-12,7 системы Якушева и Борзова
Modernarmy.ru. Портал "Современная армия" : Авиационный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР


Уголок неба. 2022 


 

  Реклама: