Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     MG-15/ MG-17
       
Страна: Германия
Тип: 7,92-мм авиационный пулемет

К концу 1-й Мировой войны Германская Империя обладала передовой авиапромышленностью, выпускавшей военные самолеты всех существовавших тогда классов. Основу вооружения их составляли пулеметы, в той или иной степени, являвшимися переработками знаменитого Максима - наступательный синхронный LMG 08 и оборонительный турельный LMG 14 "Парабеллум". Ограниченно также использовался турельный пулемет MG 15 n.A Бергманна. Германия была также одной из первых стран, применивших на самолетах автоматические пушки. 20-мм пушка Беккера в конце войны выпускалась серийно и устанавливалась на ряд немецких самолетов. Кроме того, под занавес боевых действий были разработаны несколько интересных образцов авиационного вооружения, таких как автоматические пушки Эрхардта и Сакача, двуствольный пулемет системы Гаста М.1918, разработанный как под штатный винтовочный патрон калибра 7.92 мм, так и крупнокалиберный вариант, рассчитанный под 13 или 15-мм патроны. Впрочем все эти передовые системы к моменту подписания перемирия в ноябре 1918 года существовали лишь в экспериментальных образцах. Версальский мир, подписанный между странами Антанты и Германией положил конец военным разработкам поверженного противника. Более того, в соответствии с ограничениями, наложенными странами-победительницами Германии запрещалась разработка не только военных самолетов, но и автоматического оружия.

Имевшееся на вооружении Рейхсвера некоторое количество учебно-боевых самолетов, разрешенных Версальским соглашением, требовали все же какого ни есть, а вооружения. Проблема обеспечения авиационным вооружением неоднократно поднималась командованием армии. Так, в качестве временного варианта рассматривались старые пулеметы MG.08/15, MG.08/18 и LMG 14, оставшиеся со времен войны, но их низкая скорострельность уже не отвечала современным требованиям.

В 20-е годы была предпринята попытка собственных разработок, в частности, скорострельного авиационного синхронного пулемета Siemens-Motor M.G. с внешним приводом от двигателя самолета. Но столь экстравагантная конструкция не увенчались успехом из-за многочисленных негативных факторов, привносимых в работу автоматики этого вида механизированного оружия внешним источником движения.

В 1929 году один из ведущих поставщиков оружия в Германии, концерн Рейнметалл приобрел право собственности на швейцарскую часовую фабрику Waffenfabrik Solothurn A. G. в одноименном городе Солотурн. Со сменой владельца, компания Солотурн лишь номинально осталась часовой фабрикой. Немцы, естественно, имели ввиду развитие компании совершенно в другом направлении, хотя до поры до времени скрывали оружейную направленность и "немецкий след" в руководстве завода.

Во главе швейцарской компании встали два талантливых инженера оружейника - Фриц Герлах (Fritz Herlach), ставший директором компании, и Теодор Ракула (Theodor Rakula), ставший главным инженером, мозговым центром компании стал талантливый конструктор-оружейник Луи Штанге, ставший автором многих систем автоматического оружия.

Уже в 1930 году фирма Солотурн предложила на рынок первые образцы оружия - пистолет-пулемет S1-100, получивший также серийное швейцарское наименование MP 20. Пистолет-пулемет, поступивший на вооружение в австрийской армии, получил обозначение MP 34, а после аншлюза, ограниченно использовавшийся и немецкой армией как MP 34 (O). Вторым коммерческим проектом Солотурн стал пулемет S2-200, также имевший обозначения "Söda-MG■ и Rh.29. В начале 1930 года около 3000 штук этих пулеметов под обозначением MG.30 заказала Австрия, по крайней мере 1250 штук - Венгрия как MG.31. Еще порядка 47 пулеметов плюс аксессуары было закуплено правительством Сальвадора, 50 были проданы в Китай в январе 1932 года. Армия США закупила один S2 -200 для сравнительных испытаний в 1936 году, также Великобритании купила несколько пулеметов под штатный английский патрон 0.303-дюймового калибра.

В 1932 году вследствие ослабления ограничений Версальского договора, Германии было разрешено ограниченное производство оружия для своих нужд и в составе фирмы Рейнметалл появилось, а вернее было воссоздано, подразделение боеприпасов и вооружений, которое возглавил Фриц Фауди, а общее руководство компанией осуществлял Август Коттманн, с 1933 году ставший главным инженером и техническим директором концерна. Одной из задач отдела стала разработка авиационного пулемета. За базу для разработки был принят швейцарский ручной Солотурн S.2-200, имевший изначально два варианта - под магазинное и ленточное питание, В результате достигнутого соглашения на заводах фирмы в Дюссельдорфе в 1936 г. было налажено производство модернизированных 7,92-мм авиационных пулеметов: в турельном варианте с магазинным питанием - Т.6-200, получивший серийное наименование MG.15 и в синхронном варианте с ленточным питанием для неподвижной установки - S.6-200, известного как MG.17.

Автоматика пулеметов MG.15/MG.17 работала по принципу короткого отката ствола. Запирание канала ствола производилось поворотом запирающей муфты. Ударный механизм - ударникового типа. Спусковой механизм позволял вести только непрерывный огонь. Охлаждение ствола - воздушное. От своего прототипа авиационные пулеметы отличались отсутствием приклада, изменением прицельных приспособлений. MG.15 для использования а качестве турельного пулемета имел рукоятку управления огнем, что, естественно, не требовалось синхронным MG.17. Для MG.15 был спроектирован очень удачный двойной магазин DT-15 седлообразной формы на 75 патронов, принятый затем для пехотных пулеметов MG.13 и MG.34.

В MG.17 подающий механизм барабанного типа использовал для питания патронами неразъемную металлическую ленту с полузамкнутым звеном. Стандартная лента Gurt 17 в 50 патронов собиралась в ленты кратной длины путем соединения штифтом-осью. Позднее, когда был принят на вооружение пулемет MG.81, была введена несколько измененная лента Gurt 17/81 , в которой для большей гибкости ленты соединения звеньев производилось штампованными зацепами звена вместо штифтов.

Пулемет MG.17 был снабжен пневматическим зарядным механизмом. Особенность использования этого пулемета в самолете потребовала применения в его конструкции электроспуска, а также возможности двусторонней подачи ленты. Повышение скорострельности до 1100 выстр/мин в обеих моделях пулеметов достигалось ускорительным механизмом затвора, за счет рациональной конструкции выступов запирающей муфты с криволинейным профилем. В пулемете MG.15 прицельное приспособление состояло из кольцевого прицела и флюгер-мушки. Эта версия, как правило, комплектовалась мешком гильзоуловителем.

Пулеметы MG.15 / MG.17 на момент создания были достаточно ординарными образцами авиационного вооружения, ничем особо не выделяясь среди одноклассников, но их достаточно простая конструкция способствовала удобству в эксплуатации. Оригинальной особенностью MG.15 была конструкция ударного механизма (постановка на боевой взвод), а также устройство магазина, в котором патроны расходовались по одному из каждого барабана (слева и справа) поочередно. К достоинствам MG.17 относились двустороннее ленточное питание, возможность перезаряжания на расстоянии и простота заряжания и разряжания. Из его недостатков можно упомянуть только сложность спускового механизма.

В предвоенные годы пулеметы MG.15 и MG.17 стали основой вооружения возрожденного Люфтваффе, устанавливаясь практически на всех боевых самолетах раннего периода.

Однако к 1940 году это оружие перестало уже удовлетворять Люфтваффе. Темп стрельбы и, соответственно, итоговая эффективность этого оружия уже оказались недостаточны, а резервы развития системы были исчерпаны. В качестве наступательного вооружения стал использоваться крупнокалиберный MG.131 а на вооружение оборонительных турелей стал поступать MG.81.

Большая часть снятых с самолетов пулеметов MG.15 и MG.17 исчезла в арсеналах. Некоторое количество авиационных пулеметов этого типа использовалось в импровизированных зенитных установках.

А в последние месяцы войны хранившиеся на складах пулеметы изымались для вооружения фолькштурма и даже кадровых частей вермахта.

Резерв пулеметов MG 15 и MG 17 на 1 июля 1944 года составлял соответственно 17648 и 24271 штук. Неизвестно количество уже переделанных на то время для ведения наземного боя ручных пулеметов. Переоборудование в ручной пулемет MG.15 началось не раньше 1942 года, их комплектовали дополнительными приспособлениями - ZG 15: по существу, временным прицелом, плечевым упором, складной сошкой. Для закрепления сошки, а иногда и треножного станка, требовался подшипник с корпусом в форме плошки, муфтой и хомутиком. Это устройство, монтируемое в любом месте кожуха ствола, оснащалось отверстиями для охлаждения и петлей для крепления ремня. Другая петля находится на плечевом упоре, который присоединялся к основанию оружия с помощью зажимного патрона и эксцентричного рычага. Имеющие форму плеча накладки упора были полированными и складными.

К дополнительным приспособлениям относились также отражатель гильз, стрелковая сумка, контейнер для ствола и устройство для транспортировки барабанов. Отражатель гильз не только отбрасывал выбрасываемые вниз гильзы, но и предохранял автоматику оружия от загрязнения. Сумка с запасными частями и инструментом носилась на поясном ремне вместе с контейнером для ствола и запасным стволом. В коробке для транспортировки барабанов находились 3 полных магазина с боеприпасами. Иногда "списанные на землю" пулеметы MG.15 комплектовались кожухами водяного охлаждения для повышения ресурса ствола.

Для стрельбы из авиационных пулеметов калибра 7,92-мм немцы применяли, как правило, специальные патроны, предназначенные только для этого оружия. По сравнению со штатными винтовочными патронами Маузера 7,92х57 в них использовался усиленный боевой заряд, значительно повышавший начальную скорость пули. К авиационным боеприпасам относились 7,92-мм пулеметные патроны с несколькими типами бронебойно-трассирующих, бронебойно-зажигательно-трассирующих и пристрелочных (разрывных) пуль: 7,9 mm Patrone SmK-v; 7,9 mm Patrone SmK L'spur 100/600-v; 7,9 mm Patrone SmK G'Spur-v; 7,9 mm Patrone PmK -v; 7,9 mm B-Patrone-v.

 

 

 

 

 ТТХ:
Модификация

MG.15

MG.17

калибр
Тип автоматики
Масса пулемета, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выст/мин
Нач. скорость снаряда, м/сек
Ёмкость магазина
Тип патрона
Масса снаряда, г

7.92
Короткий откат ствола
7.1 (пуст) 12.4 (снаряженного)
1078
600
1000
765 - 905
75
Маузер 7,92х57
10.1 -11.5

7.92
Короткий откат ствола
12.6 (пуст) 23 (с лентой на 500 патронов)
1175
600
1200
765 - 905
лента
Маузер 7,92х57
10.1 -11.5



 Доп. информация :

 Фотографии:
 MG.15
 MG.15
 MG.15
 MG.15
 Деталировка MG.15
 MG.15
 MG.15 на Fw.189
 MG.15 на Ju.88
 MG.17
 MG.17
 MG.17
 Пара MG.17 на Bf.110
 MG.17 на Fw.190
 Два синхронных MG.17 на Fw.190
 MG.17 на He.111
 Патроны

  Схемы:

 MG.15
 MG.15
 MG.17

 




Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное вооружение Германии
Luftwaffe Resource Group


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: