Уголок неба ¦ Lahti L-34 20-мм пушка

Реклама...

    


 
главная вооружение авиапушки
   L-34
       
Разработчик: Lahti
Страна: Финляндия
Тип: 20-мм пушка
  ТТХ     Доп. информация
   


На рубеже 20-30-х годов в армейские чины финских вооруженных сил начали задумываться над универсальным оружием для противотанковой/зенитной стрельбы среднего калибра. Причем споры над выбором калибра будущей системы развернулись нешуточные. Рассматривались 12.7-мм, 13.2-мм, 15-мм и 20-мм варианты. Ограниченный военный бюджет небогатой Финляндии не позволял распылять средства на несколько систем разного назначения и желание военных иметь одинаково эффективное оружие для всех случаев жизни было вполне разумным.

Инженер-самоучка Аймо Йоханнес Лахти, автор практически всех финских стрелковых систем, ведущий конструктор Государственного оружейного завода (Valtion Kivääritehdas / VKT), с самого начала предпочитая 20-мм калибр, как наиболее эффективный для борьбы со всеми целями в обозримом будущем, был, однако, в меньшинстве. Высшие военные чины предпочитали оружие меньшего калибра, резонно предполагая, что в начале 30-х годов 20-мм пушки были слишком тяжелы, а существующие на тот момент немногочисленные мировые образцы 20-мм систем обладали невысокими баллистическими характеристиками. В то же время 12.7 и 13.2-мм аналоги обладали вполне достаточными характеристиками для борьбы со всей существующей номенклатурой наземных и воздушных целей, будучи при этом существенно дешевле.

В 1932 году в Англии был закуплен образец новейшего 12.7-мм пулемета Виккерс класс D под очень мощный патрон 12.7х120SR , который проходил интенсивные испытания в Финляндии в 1932-33 гг. Собственно, испытания этого Виккерса стали отправной точкой для финских разработок 13.2-мм систем, на которых настаивала большая часть армейских начальников. Тем не менее, даже внутри "20-мм лобби" в финской армии мнения разошлись. Сам Аймо Лахти вел разработку 20-мм системы собственной конструкции. Руководитель департамента вооружений полковник Раатикайнен настаивал на копировании немецкой 2-см Flak 30 (в будущем, принятой на вооружение в Финляндии как 20 ItK/30). Подполковник Саарио, член комитета по разработке оружия, настаивал на покупке швейцарского 20-мм Эрликона. Причем лоббировал эту тему настолько активно, что был заподозрен в личных финансовых интересах (учитывая послезнание в части коммерческой политики фирмы Эрликон, такого рода подозрения обретают статус "почти уверенности").

А между тем, Лахти, как почти любой талантливый амбициозный инженер, считая ниже своего достоинства обращать внимание на ценные указания свыше, приступил к разработке своей конструкции в инициативном порядке параллельно с плановыми исследованиями. Причем, чтобы замаскировать работу за государственный счет, ведущуюся без согласования с вышестоящим руководством, Лахти позиционировал свою работу с упором на авиационное назначение.

Итогом работа стало появление в 1933 году опытного образца 20-мм автомата, который был предложен для финских ВВС. Пушка представляла собой оружие, работавшее на основе комбинации короткого отката ствола и газоотвода, причем, последний использовался лишь для разблокировки затвора. Оружие было достаточно компактным и легким. Масса пушки составляла 38.1 кг, а автоматика позволяла вести стрельбу очередями с темпом стрельбы до 550 выстр/мин. Лахти был разработан свой довольно мощный оригинальный боеприпас 20х113B, снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью 838 м/с. Питание осуществлялось из барабанного магазина емкостью 60 патронов. Также были разработаны варианты с ленточной подачей, из дискового магазина емкостью 30 патронов или коробчатого магазина емкостью 15 патронов.

Часть ствола орудия ближе к казенной части имела продольное рифление, дававшее не только жесткость, но и увеличивая коэффициент теплоотдачи, не позволяя стволу перегреваться. На срезе имелся дульный тормоз, призванный снизить отдачу оружия. Электромагнит-соленоид, расположенный на левой задней части приемника, приводил в действие ударно-спусковой механизм в случае размещения оружия в неподвижном исполнении на крыле или в двигателе самолета. Зарядка осуществлялась сжатым воздухом от бортового компрессора. При этом пневмоцилиндр заряжающего устройства являлся неотъемлемой частью оружия и крепился на правой стороне ствольной коробки. В задней части располагался мощный пружинный буфер.

Принцип действия пушки Лахти своей комбинированной схемой автоматики, конечно, уникальным не был, но схема с подвижным стволом и газоотводом, разблокировавшим затвор, встречалась в истории вооружения не часто. Спуск осуществлялся электромагнитом-соленоидом, отпускающим шептало, после чего затвор под действием возвратной пружины двигался вперед, захватывая очередной патрон из магазина и досылая его в камору патронника. За 19 мм от конца хода затвор входил в зацепление с подвижным стволом и продолжал движение вперед. За 1.5 мм до конца хода приводился в действие ударно-спусковой механизм, боек которого накалывал капсуль патрона, производя выстрел.

Ствол вместе с затвором под действием силы отдачи отбрасывались назад на расстояние 12.7 мм, пока часть пороховых газов отводимая через газоотводную трубку, не разблокировали затвор, позволяя ему двигаться назад отдельно от ствола, удаляя параллельно пустую гильзу из каморы. После чего цикл повторяется, пока соленоид не отпускает шептало, прекращая стрельбу.

Пушка Лахти имела очень чистый профиль, а различные схемы питания позволяли с успехом использовать ее как в неподвижном исполнении на истребителях, так и в турельных оборонительных установках.

В 1935 году пушка была предпринята попытка выйти с новой пушкой на международный рынок. Пушка Лахти, получившая обозначение L-34 была продемонстрирована в Великобритании, однако, англичане не оценили финское оружие. Были отмечены большое количество отказов, главным образом, из-за экспериментального исполнения системы. Наиболее распространенными отказами было заклинивание гильзы при экстракции, а также слишком ранняя разблокировка затвора из-за невозможности отрегулировать диаметр газоотводного отверстия, в результате чего создавалось избыточное давление в газовой камере.

Доводка системы заняла несколько лет, в результате были выпущены 12 прототипов пушки, правда авиационное исполнение пушки Лахти было отставлено. Чтобы добиться надежной работы оружия пришлось пожертвовать скорострельностью, которая была снижена до 325 - 360 выстр/мин, что было уже недостаточно для авиационного вооружения.

Чтобы не пропадать добру практичные финны приспособили опытные образцы в качестве универсального вооружения своих патрульных катеров серии VMV. Для пушки были разработаны три типа боеприпасов 20х113B - фугасный, фугасный с замедлением массой 136 г. и бронебойный трассирующий массой 150 г. Последний пробивал с 300 метров 30 мм брони по нормали или 20 мм при угле встречи в 60 градусов.

Установка позволяла вести круговой огонь с углами возвышения до 90 градусов на предельную дальность до 8 км. Досягаемость по высоте оценивалась в 6900 м. Таким образом, по параметрам дальности стрельбы можно оценить баллистические характеристики финской пушки, как весьма высокие.

Катера с пушками L-34, которые на флоте получили обозначение 20 ItK/39T, (номера VMV-8 - VMV-17) применялись в ходе зимней войны с СССР и, видимо, в начале Великой Отечественной. Но ввиду того, что в финскую армию начали массово поступать более мощные датские пушки Мадсен (20 ItK/39 M) и немецкие 2-см Flak 30 ( 20 ItK/30 ), разработка Лахти была снята с вооружения - финская промышленность тривиально не могла обеспечить их нестандартными патронами. Боеприпасы 20х113В нигде более не применялись и держать производственную линию под снабжение 12 стволов было просто экономически нецелесообразно.

Не смотря на то, что развитие 20-мм автомата Аймо Лахти L-34 как авиационного вооружения зашло в тупик, работа не пропала даром. На базе этой системы было создано несколько образцов крупнокалиберного оружия:

Экспериментальные "противотанковые пулеметы" L-35/36 под патрон 13,2x118B, L-37 и L-38 под патрон 13.2x120B, обладавшие прекрасными характеристиками. Несколько экспериментальных образцов этих систем были выпущены и использованы в боях с СССР.

Апофеозом развития пушки Лахти стало мощнейшее противотанковое ружье L-39 - 20 pst kiv/39 "Norsupyssy" ("Ружье для слонов") под патрон 20х138В Rheinmetall-Borsig, унифицированный с немецкими зенитками. Правда, это оружие уже мало походило на разработку Лахти середины десятилетия. Конструктор отбросил идею комбинированной автоматики, сделав оставив полностью газоотводный принцип действия. Финские ПТР были с успехом применены в завершающих боев советско-финской войны 1939-40 гг и в начале Великой Отечественной войны.

Но появление на фронте более современных танков Т-34 и КВ, обладавших иммунитетом против 20-мм калибра, снизило боевую ценность этих ружей, которые тем не менее выпускались и после окончания 2-й Мировой войны, простояв на вооружении до начала 80-х. На их базе в 1940 году был разработан зенитный автомат 20 ItK/40 VKT, строившийся серийно и применявшийся в финской армии долгие годы по завершении войны


 ТТХ:
Калибр, мм
Тип автоматики
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Масса пушки, кг
Масса с магазином на 60 патронов, кг
Начальная скорость снаряда, м/сек
Темп стрельбы, выст/мин
Ёмкость магазина

Тип патрона
Масса снаряда, г
20
Короткий откат ствола с газоотводом


38.1
60
800-840
550 (прототип), 325 — 360 (в зенитном исполнении)
Барабанный магазин на 60 патронов, коробчатый на 15 патронов, дисковый на 30 или 32 патрона, лента.
20х113B
136 (фугасный) и 150 (бронебойный)



 Доп. информация :


 Фотографии:

 Лахти L-34
 Лахти L-34
 Лахти L-34 с барабанным магазином
 Универсальный автомат на базе Лахти L-34
 Универсальный автомат на базе Лахти L-34
 Универсальный автомат на базе Лахти L-34
 Универсальный автомат на базе Лахти L-34
 Флотская ItK/39T с дисковым магазином на 30(или 32) патрона
 ItK/39T с коробчатыми магазинами на 15 патронов
 ItK/39T с ленточной подачей

 

 

Список источников:

Евгений Аранов. В тени великих держав. 20-мм авиапушка Лахти L-34
Markku Palokangas. Finnish Military Small Arms 1918 - 1988
Keksintöjen kirja, 1938


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: