Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Hispano-Suiza HS.7(9)
       
Страна: Франция
Тип:  20-мм авиационная пушка

 

Французская фирма Hispano-Suiza SA, расположенная в пригороде Парижа Буа Коломб (Bois Colombes), Франция, вышла из Первой мировой войны как один из самых известных производителей авиационных двигателей в мире. Эта фирма была организована в Барселоне, Испания, в 1904 году для производства автомобилей, швейцарским инженером Марком Биркигтом (Marс Birkigt) при финансовой поддержке со стороны испанского короля Альфонса XIII (отсюда и название Hispano-Suiza, то есть, Испано-Швейцария). Завод в Париже был основан в том же году, и стал головным предприятием фирмы. Перебравшийся во Францию Биркигт, изменил произношение своей фамилии на французский манер Биркье. Во время Первой мировой войны Hispano-Suiza сыграла немалую роль в достижении победы странами Антанты, с августа 1914 года начав поставку первоклассных авиационных двигателей. Разработка и выпуск авиадвигателей проходила под руководством и контролем Марка Биркье (Marс Birkigt), технического директора фирмы, Фердинанда Фора (Ferdinand Foure), главного конструктора компании, и Луи Массижи (Louis Massuger), главного инженера.

Однако, деятельность фирмы не ограничивалась выпуском только авиадвигателей. Еще в 1917 году Биркье удалось решить одну из самых сложных проблем, с которыми столкнулись инженеры-оружейники времен 1-й мировой войны, а именно, как вести огонь из бортового оружия по курсу самолета через вращающийся винт, не применяя при этом сложный механизм синхронизации, значительно снижающий темп стрельбы оружия. Биркье был разработан способ монтажа автоматической пушки между блоками цилиндров двигателя и стрельбы через полый вал винта. Он не только воплотил свою идею в жизнь, но и внедрил в серию, закрепив идею патентом, с тем, чтобы вооруженные мотор-пушкой самолеты приняли участие в боях в последние дни войны.

Конструкция предусматривала установку в двигателе 37-мм гладкоствольной пушки, заряжаемой картечными снарядами, начиненными 24-мя стальными шариками диаметром в полдюйма. Выстрел в упор, произведенный из такого орудия по вражескому самолету времен 1-й мировой войны √ из полотна и фанеры, как правило, решал исход боя.

Французские асы, такие, как генерал René Fonck и капитан Georges Guynemer, записали на свои счета по несколько вражеских самолетов, уничтоженных из этого оружия. Однако, это оружие вскоре по окончании войны было забыто, уступив место высокоскорострельным пулеметам, как синхронизированным, так и установленным в крыльях, вне зоны, ометаемой винтом.

После войны компания Hispano-Suiza SA продолжала процветать, идя в ногу со многими мировыми достижениями в области авиационных двигателей и автомобилей.

Корпорация в это время находился под контролем Марк Биркье, его сына, Луи, и князя Станислава Понятовского, внука последнего короля польского.

В начале тридцатых годов вновь возродился интерес к мотор-пушкам со стороны высшего военного руководства Франции, что было обусловлено очевидным снижением эффективности пулеметов винтовочного калибра, как основного авиационного вооружения. Hispano-Suiza, как компания, владеющая патентным правом на установку пушки в двигателе самолета, начала поиск подходящего оружия, пригодного для монтажа в своих двигателях. На тот момент выбор был не богат. Наибольший интерес представляла серия новейших швейцарских автоматических пушек Oerlikon FF калибра 20 мм, которая была высоко оценена Armée de l'Air - французскими ВВС.


Двигатель Hispano V12 c пушкой HS.7

В самом начале 30-х годов фирма Oerlikon Contraves AG, расположенная под Цюрихом, переживала не лучшие времена. Выпускаемые 20-мм пушки Тип F, Тип L и Тип S, по сути, являвшиеся переработками немецкой конструкции Беккера времен 1 Мировой войны, были тяжелыми, малоскорострельными и не находили особого спроса. В 1931-32 гг. компания предприняла комплексную модернизацию всех трех вариантов и к 1933 году заявила три новых системы FFF, FFL и FFS, отличавшихся длиной ствола и мощностью применяемых патронов. Была существенно снижена масса орудий, а скорострельность, наоборот, возросла. Но не смотря на прекрасные характеристики нового оружия, продажи их сдерживала невозможность синхронизации пушки из-за конструкции автоматики, работавший на основе свободного затвора, а установку пушки в развале блоков цилиндров двигателей, патентом на которую владел Марк Биркье, обойти не представлялось возможным. Единственным решением, которое напрашивалось, было сотрудничество между фирмами. И в данном вопросе интересы фирм Oerlikon и Hispano-Suiza удачно совпадали. В 1932 году между Oerlikon и Hispano-Suiza было заключено лицензионное соглашение. Эрликон получал лицензию на использование патента по установке пушки в блоке цилиндров, а Марк Биркье получал лицензионное право на производство самой мощной из линейки швейцарских пушек - новейшей системы, еще только находившейся в разработке пушки Тип FFS. К началу 1933 года производство пушки Эрликон было освоено на заводе Hispano-Suiza в Колом Буа (Bois Colombes). Новая система получила обозначение "Автоматическая авиационная 20-мм пушка Hispano-Suiza", тип 7, или иначе, HS.7.

В то время, пока на заводе Hispano приступили к выпуску швейцарской пушки по лицензии, Марк и Луи Биркье получили пять патентов, касающихся установки пушки Oerlikon FFS в авиадвигателях. Применение этих патентов нашло отражение в конструкции пушки НS.9. Строго говоря, это была та же HS.7. Единственное различие между HS.7 и НS.9 было в способах монтажа в развале цилиндров двигателя, вся механика и автоматика обеих пушек были идентичны как между собой, так и базовой модели пушки Oerlikon FFS. Параллельно на Hispano-Suiza была разработана более мощная 23-мм версия пушки Oerlikon FFS, обозначенная как HS.8. Автоматика была оставлена без изменений, лишь калибр был увеличен до 23 мм. Под нее был разработан свой патрон 23х120RB по конструкции и внешне повторяющий стандартный 20х110RB Oerlikon FFS. Однако последующие события заставили отказаться от запуска в производство этого орудия.


Hispano HS.7 в двигателе Hispano Suiza 12X на самолете MS.227

Компания Oerlikon вскоре после начала лицензионного производства пушек во Франции, отказалась соблюдать патентные права Hispano-Suiza на ряд технических решений Биркье, и вскоре деловое сотрудничество между двумя фирмами подошло к концу. Производство пушек HS.7 и НS.9 во Франции было продолжено, но только до окончания срока действия лицензии. Впрочем, это всего лишь французская версия событий. Сейчас уже сложно определить инициаторов разрыва. То ли Биркье решил подстраховаться и продал швейцарцам лишь часть своих изобретений, то ли Эрликон решил "откусить руку", вместо предложенного пальца и обошел патенты Биркье. Но факт тот, что уже в 1933 году соглашение было разорвано. Hispano-Suiza выпустила несколько сотен пушек HS.7 и HS.9, а конструктор вынужден был приступить к разработке собственной конструкции пушки, которая впоследствии стала знаменитой HS.404 - одной из самых мощных авиапушек времен 2-й мировой войны. Не смотря на довольно распространенное мнение, что пушка НS.404 является лишь модификацией Эрликона, это в корне не верно. Пушки кардинально различались не только внешне, но и самим принципом действия, но это уже другая история.

Применение пушек HS.7 и HS.9 в Armée de l'Air было коротким и довольно бесцветным. Наиболее массово пушки HS.7 и HS.9 использовали для вооружения истребителей Dewoitine D.501 и D.510, где пушки размещались в развале цилиндров V-образного двигателя Hispano-Suiza 12, конструкции того же Биркье. К началу 2-й Мировой войны эти машины с неубирающимися шасси уже считались безнадежно устаревшими. Хотя им и довелось немного повоевать, но значимых успехов за ними не замечено. Другим истребителем, вооруженным "французскими Эрликонами" стала машина уже нового поколения Morane-Saulnier MS.405. Но этот истребитель был переходной моделью, выпущенный в небольшом количестве. Основной версией стал MS-406, вооруженный уже новой пушкой HS.404.

Использовались французские Эрликоны и в качестве оборонительного вооружения бомбардировщиков. Вернее, использовалась только более поздняя модель HS.9, хотя чем она в турельном варианте отличалась от HS.7, вероятно, не смогли бы ответить и сами разработчики того времени. Но факт тот, что установленная на бомбардировочных турелях пушка обозначалась именно как HS.9.


Схемы размещения пушек HS.7 и 9

Нельзя конечно, сказать, что французы стали пионерами в идее установки пушечного оборонительного вооружения. Такие установки монтировались еще в 1-й Мировой войне и англичанами, и итальянцами, и немцами, и русскими, но, как водится, после войны идея основательно поросла мхом и в середине 30-х Франция стала первой, кто вернулся к пушечному оборонительному вооружению. Под пушку HS.9 были разработаны несколько турельных установок. В конце 1935 года на бомбардировщик Bloch MB.200 вместо верхней пулеметной турели установили экспериментальную пушечную установку ТО.25 (AB-3) с пушкой HS.9. Установка, разработанная фирмой SAMM была оснащена гидравлическим приводом, но не для поворота турели, а для привода уборки ее. Установка АВ-3 была открыта всем ветрам и использовалась лишь для отработки конструкции для более поздних версий. Пушка HS.9 в ней располагалась с левой стороны и имела пневматический привод заряжения. Вероятная цель сохранения механизма заряжения в оборонительной турели, управляемой стрелком вручную была теснота рядом с пушкой. Барабанный магазин во французской версии Эрликона был расположен лишь с левой стороны, до изменения направления подачи патронов французы не успели додуматься, и таким образом зарядная ручка в турели находилось под левой рукой стрелка. Конечно, это не очень удобно, но все же не смертельно, но тем не менее, французы процесс зарядки механизировали.

Единственный пушечный МВ.200 успешно прошел испытания и судьба его неизвестна. А уже в 1936 году появились уже пушечные турели, которые предполагались к штатной установке на бомбардировщики нового поколения. В той же фирме SAMM были разработаны две полуубираемые установки √ верхняя АВ-5 и нижняя АВ-6. Их планировалось использовать в качестве главного оборонительного вооружения бомбардировщиков нового поколения Latecoere Late 570, и поплавковом гидробомбардировщике Bloch MB.480, которые, впрочем, так и остались в прототипах. Окончательной версией убираемой пушечной установки стала турель АВ-10, которая заняла место на тяжелых бомбардировщиках Farman NC.223.3 BN.5. Количество построенных четырехмоторных Фарманов, правда, составило лишь восемь штук, и то, в процессе их эксплуатации пушка HS.9 на их верхней и нижней турели была заменена на более совершенную HS.404.


Пушка HS.9 на ниженей бомбардировочной турели АВ.6

Внешне французские пушки HS.7 и HS.9 несколько отличались от послужившего им прототипом Oerlikon FFS. Так возвратная пружина, обернутая вокруг ствола и видимая на швейцарском Эрликоне, на французских пушках была полностью закрыта корпусом затвора, кроме того, пушки Hispano имели чуть более габаритный "набалдашник" в тыльной части, куда была "упрятана" пружина буфера, призванная гасить излишки энергии выстрела. Также несколько отличался замок крепления 60-зарядного барабанного магазина и, как уже отмечалось выше, на французских пушках подача патронов была только левосторонней. Французские пушки были несколько короче Эрликонов и на 9 кг тяжелее, кроме того, обладали меньшей скорострельностью. Отличия в конструкциях были, вероятно, вызваны тем, что в момент покупки лицензии Марком Биркье, швейцарская пушка еще, по сути, не была серийной. Швейцарцам потребовалось еще два года, чтоб довести свои орудия до "товарного" вида. Поэтому, процесс доработок, проводимый и Hispano Suiza, и Oerlikon, естественно, хоть и шел параллельными путями, но все же в исполнении отличался.


Пушечные турели АВ.5 - верхняя и АВ.6 нижняя с пушками HS.9 в выдвинутом и убранном положении

Патроны для пушек HS.7 и HS.9 конструктивно являлись копиями швейцарских 20х110RB. Oerlikon, но отличались несколько меньшим ассортиментом - только фугасные, фугасно-зажигательные и учебно-тренировочные. Масса снаряда их составляла примерно 122 грамма, что также было меньше, чем у швейцарцев, которые в зависимости от типа колебались в пределах от 124 до 130 грамм.


Пушка HS.9






Тип
Калибр, мм
Масса, кг
Длина, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выстр/мин
Начальная скорость снаряда, м/с
Емкость магазина
Масса патрона (фугасный), г.
Тип патрона
HS.7(9)
20
48
2070
1400
360 - 420
830
60
122
20х110RB


Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Франции 2МВ
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: