Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Hispano Mk.II/V
       
Страна: Великобритания, Франция
Тип:  20-мм авиационная пушка

 

В преддверии Второй мировой войны в Великобритании была запущена программа разработки пушечных истребителей и была приобретена лицензия на производство пушек HS.404. Выбор в пользу разработки французских оружейников был сделан не сразу: первоначально рассматривалась возможность приобретения лицензии на швейцарские пушки "Эрликон". В 1936 году в Париже была устроена демонстрация действующего прототипа HS.404, который показал явное преимущество перед "Эрликоном": при схожих габаритах и массе французская пушка была несколько мощнее и гораздо скорострельнее. В результате французская пушка была принята на вооружение Королевских ВВС под обозначением Hispano Mk.I. Тем не менее, немало времени пришлось потратить, чтобы получить разрешение на покупку лицензии, утрясти все необходимые формальности, организовать филиал компании "Испано" в Грантэме (BMARCO), перевести все чертежи из миллиметров в дюймы, наладить производство, испытать и отладить прототипы пушек, а затем устранить все трудности, связанные с установкой пушек в качестве крыльевых.

По этой причине пушки Hispano не успели сыграть значительной роли в Битве за Британию. Лишь в 1940 году их начали устанавливать на самолеты - сначала на тяжелые истребители Westland Whirlwind, а чуть позже - на тяжелые истребители Бристоль тип 156 "Бофайтер" (также их иногда называли просто "Бо"). Таким образом, в распоряжении Королевских ВВС оказались самолеты с мощным пушечным вооружением.

Тем временем, в ходе Битвы за Британию стало очевидно, что батарея из 8 пулеметов винтовочного калибра - традиционное вооружение истребителей того времени - была совершенно недостаточной, и основным оружием истребителей должны стать автоматические пушки.

Воздушные бои на самолетах "Бофайтер", которые, в частности, применялись и в качестве ночных истребителей, лишний раз подчеркнули необходимость разработки механизма ленточного питания пушек. На этих самолетах перезарядкой пушек занимался оператор РЛС, и занятие это было не из приятных: в полной темноте, в маневрирующем самолете, нужно было практически наощупь заменять тяжелые 60-патронные барабанные магазины.


Пушки Hispano в фюзеляже "Бофайтера", вид со стороны казенной части

Последовали пробные попытки установки пушек в крыло на истребителях "Харрикейн" и "Спитфайр", в ходе которых открылись новые проблемы: при совершении энергичных маневров пушки иногда заклинивали, да и вообще работали весьма ненадежно. Так, в июне 1940 года в воздушных боях приняла участие единственная эскадрилья пушечных истребителей "Спитфайр Mk.IB" (19-я эскадрилья), в которой каждый самолет был вооружен парой Hispano Mk.I. Результаты оказались поистине катастрофическими: пушки давали столь частые отказы, причем иногда после первого же выстрела, что пилоты потребовали заменить пушечные истребители на обычные, с пулеметами винтовочного калибра.

Дело в том, что пушки предназначались главным образом для установки на двигатель, то есть должны были прикрепляться к массивному, прочному и жесткому картеру блока цилиндров. При крыльевой установке о достижении аналогичной жесткости крепления нельзя было и мечтать. Кроме того, на "Спитфайрах" пушки пришлось устанавливать "на боку", чтобы разместить барабанные магазины внутри крыла - это стало дополнительной причиной сбоев. Потребовалось в течение длительного времени отлаживать механизмы пушек, чтобы добиться безотказной работы.


Турель с двумя пушками Hispano Mk.II на бомбардировщике Lancaster

Из-за этого у командования ВВС возникли сомнения в пригодности пушек как таковых для вооружения истребителей, а военное министерство даже выпустило спецификацию, предполагавшую оснащение новых истребителей батареями из 12 (!) пулеметов винтовочного калибра.

Впрочем, вскоре пушка была доработана и получила механизм ленточной подачи патронов, разработанный компанией "Мартин-Бейкер". Доработанная пушка стала поступать на вооружение Королевских ВВС и самолетов морской авиации с 1941 года под обозначением Hispano Mk.II. По 4 таких пушки вместо 8 пулеметов "Браунинг" устанавливали на истребители "Харрикейн" и на некоторые модификации истребителей "Спитфайр", предназначавшиеся главным образом для тропического и жаркого климата. На большинстве "Спитфайров" устанавливали лишь по 2 пушки, поскольку в крыле было недостаточно места для обогревателей внешних пушек (из-за чего на большой высоте механизмы пушек замерзали). В дополнение обычно устанавливали по 4 пулемета винтовочного калибра или по 2 крупнокалиберных пулемета.


Схема установки пушек Hispano Mk.II в крыле истребителя "Спитфайр" Mk.VC

Также потребовалось усовершенствовать боеприпасы. Взрыватель стандартных осколочно-фугасных снарядов оказался слишком чувствительным и часто срабатывал при попадании в обшивку самолета, а не в силовые элементы конструкции, что было бы лучше. Испытания показали, что в ряде случаев цельностальные практические снаряды, не имевшие заряда взрывчатого вещества, наносили самолетам противника более серьезные повреждения. В 1941 году были созданы новые осколочно-фугасные снаряды с взрывателем замедленного действия, а также осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Одновременно с ОФЗ-снарядами по-прежнему использовались и практические снаряды - это продолжалось до разработки новых полубронебойно-зажигательных снарядов. Полубронебойно-зажигательный снаряд представлял собой корпус осколочно-фугасного снаряда, начиненный зажигательным веществом SR379 (состав: алюминиево-магниевый сплав - 47 %, нитрат бария - 50 %, парафин - 3 %), а вместо взрывателя устанавливался твердый стальной наконечник. Начиная с 1942 года стандартная боеукладка для пушек Hispano состояла поровну из снарядов ОФЗ и ПБЗ.


Hispano Mk.V

В ходе дальнейшей доработки был несколько укорочен ствол: это позволило уменьшить массу пушек и повысить темп стрельбы за счет некоторого снижения начальной скорости снаряда. Такая модификация получила обозначение Hispano Mk.V. Одним из основных самолетов, вооруженных этими пушками, стал британский истребитель "Темпест" Mk.V серии II - он имел по две пушки Hispano Mk.V в каждом полукрыле.


Схема установки пушек Hispano Mk.V в крыле истребителя "Спитфайр" Mk.XXI

Следует отметить, что даже после всех доработок надежность пушек Hispano была далека от идеальной: в 1944 году задержки при стрельбе из пушек возникали в среднем втрое чаще, чем при ведении огня из 12,7-мм пулеметов "Браунинг".

Производственных мощностей в Великобритании сначала не хватало для выпуска пушек Hispano в нужном количестве, поэтому производство было лицензировано в США. Тем не менее, американским оружейникам не удалось наладить выпуск этих пушек с надлежащим качеством, в результате чего британцам осталось лишь полагаться на собственные силы. Впрочем, со временем производство пушек в Великобритании достигло нужного уровня, и дефицит был изжит.

Британская версия пушки производилась по лицензии в США под обозначением М1. В США и ВВС, и флот планировали использовать 20-мм автоматические пушки в качестве основного авиационного вооружения сразу же, как только удастся наладить их выпуск в достаточном количестве. В 1941 году была развернута широкомасштабная программа по производству пушек М1 и боеприпасов к ним. Однако после начала поставок в войска оказалось, что пушки М1 были крайне ненадежны. В частности, было зафиксировано большое число осечек, вызванных тем, что ударник недостаточно сильно бил по капсюлю. Были неполадки и в механике подаче патронов.

Британские ВВС были весьма заинтересованы в получении американских пушек, поскольку собственных производственных мощностей в то время не хватало, но американские пушки М1 ситуации отнюдь не исправили. Проблема заключалась в следующем: в то время все крыльевое вооружение британских самолетов взводилось оружейниками на земле перед полетом. Пневматические системы перезарядки на истребителях считались ненужными и снимались, поэтому пилот в воздухе не мог перезарядить пушку или пулемет в случае осечки. Кроме того, при отказе одной из крыльевых пушек нарушалась точность стрельбы всего остального оружия, поскольку неодинаковая сила отдачи приводила к рысканию самолета: его разворачивало вперед полукрылом, на котором была отказавшая пушка.

В апреле 1942 года в США для сравнения отправили экземпляр британской пушки Hispano Mk.II. Сравнение описывает присутствовавший при этом Дж. Уоллес, автор книги "Вооружение Королевских ВВС: 1939√1945". В сравнительных испытаниях участвовала одна пушка британского производства и три - американского. Была поставлена задача отстрелять по 5000 патронов из каждой пушки без замены деталей. Выполнить всю программу испытаний удалось лишь британской пушке, а все три американских образца работали столь ненадежно, что были сняты с испытаний, так и не сделав нужного количества выстрелов. Результаты были таковы: Hispano британского производства - 19 задержек на 5012 выстрелов, американские пушки - 67 задержек на 4092 выстрела у первой, 97 задержек на 3705 выстрелов у второй и 94 задержки на 2610 выстрелов у третьей пушки. Комментарии, как говорится, излишни.

При подробном изучении выяснилось, что у британской версии чуть короче патронник. Американские оружейники отказались изменять патронник на своих пушках, но внесли ряд других изменений - их плодом стала модификация М2, также не слишком надежная. К концу 1942 года сложилась парадоксальная ситуация: на складах американских ВВС скопилось до 40 миллионов 20-мм патронов, но пушки по-прежнему были непригодны для широкомасштабного использования. Флот США в течение всей войны также делал попытки отказаться от пулеметов и использовать автоматические пушки на всех самолетах морской авиации, но этого не было сделано.

Американцы внимательно следили за доработкой пушки в Великобритании, и при появлении там модификации Hispano Mk.V выпустили ее аналог - модификацию М3, но и на этот раз не удалось избавиться от проблем с недостаточной надежностью. После окончание войны на вооружение ВВС США была принята автоматическая пушка М24 - доработанная модификация М3, отличавшаяся главным образом использованием электрического воспламенения капсюля патронов. Низкая надежность американских версий 20-мм пушки "Испано-Сюиза" привела к тому, что на протяжении всей Второй мировой войны основным вооружением американских самолетов были 12,7-мм пулеметы.

После окончания войны различные модификации пушек "Испано-Сюиза" были быстро сняты с вооружения в связи с появлением нового поколения автоматических пушек с револьверным принципом работы автоматики, созданных на основе немецкой автоматической пушки Маузер MG.213C (MK.213). Разработка конструкторов компании "Маузер" послужила основой для создания 20-мм пушки М39 (США) и 30-мм пушек ADEN (Великобритания) и DEFA (Франция). Современные модификации этих пушек состоят на вооружении и в настоящее время.

В ВВС США от пушек М24 отказались в пользу М39, но на самолетах морской авиации не спешили со столь радикальными усовершенствованиями: там вместо M3 применялись пушки Кольт Mk.12. Они представляли собой модификацию М24, в которой для достижения более высокой скорострельности и начальной скорости снаряда использовались новые выстрелы с облегченными снарядами и более мощным метательным зарядом. Удалось добиться темпа стрельбы в 1000 выстр./мин и начальной скорости снарядов в 1010 м/с при массе снаряда 110 г. Надежность пушек Mk.12 по-прежнему оставляла желать лучшего: были часты осечки и заклинивание пушек, особенно при энергичном маневрировании. Тем не менее, пушки эти оставались на вооружении самолетов ВМФ и корпуса морской пехоты США вплоть до начала 60-х годов, когда на вооружение стала поступать знаменитая шестиствольная 20-мм автоматическая пушка М61 "Вулкан".






Тип
Калибр, мм
Страна
Длина пушки, м
Масса пушки, кг
Типы выстрелов

Масса выстрела, г
Масса снаряда, г
Начальная скорость снаряда, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин
Самолеты
Hispano Mk.II
20
Великобритания
2,36
50
20х110 практические, ОФ, ОФЗ (с 1941), ПБЗ (с 1942)
257 (ОФ)
130 (ОФ)
860

600

Blackburn Firebrand, Firecrest
Bristol Beaufighter
CAC Boomerang
Consolidated Liberator I (по 4 пушки на 20 самолетах)
de Havilland Mosquito
Douglas Boston III
Fairey Firefly
Gloster Meteor
Hawker Hurricane Mk.IIC, Mk.IV, Tempest Mk.V серии I, Typhoon Mk.IB
North American Mustang IA
Supermarine Spitfire с Mk.V по Mk.XX
Hispano Mk.V
20
Великобритания
2,06
42
20х110 практические, ОФ, ОФЗ (с 1941), ПБЗ (с 1942)
257 (ОФ)
130 (ОФ)
830

750

Avro Lincoln (на самолетах с турелями в середине верхней части фюзялажа), Shackleton Bristol Brigand
de Havilland Hornet и Sea Hornet, Vampire, Venom и Sea Venom
English Electric Canberra B.Mk.6 и B(I).Mk.8
Hawker Fury, Sea Fury, Sea Hawk, Tempest Mk.V серии II и последующие
Martin-Baker MB 5 ≈прототип
Saunders-Roe SR.A/1
Supermarine Attacker, Seafang, Spiteful, Spitfire Mk. XXI и последующие
Westland Welkin, Wyvern


Список источников:

Сергей Симонов. 20-мм авиационная пушка Испано-Сюиза HS.404
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: