Реклама...

    


 
главная вооружение авиапушки
   Mle.1909 (1914)
       
Разработчик: Hotchkiss
Страна: Франция
Первый полет: 1909
Тип: 8-мм пулемет
  ТТХ     Доп. информация
   


В начале 20-го века Франция по праву занимала лидирующие позиции в области воздухоплавания и, в том числе, в исследованиях, касаемых применения летательных аппаратов в военных целях. Неудивительно, что, пожалуй, первым образцом стрелкового оружия, поднявшегося в воздух, стал французский пулемет Гочкисс.

За два года до начала 1-й Мировой войны на моноплане "Deperdussin" Тип B был впервые установлен пулемет, который находился в передней части в кабине наблюдателя. Пулемет устанавливался на противокапотажной раме над плоскосью винта. Наблюдатель, который был частично защищен листами 4-мм брони, для стрельбы из пулемета должен был встать в кабине. Замысловатая стрелковая установка (турелью ее язык не поворачивается назвать) появилась плодом усилий французского летчика и инженера Луазо (M. Loiseau). Первая публичная демонстрация этой установки состоялась 11 февраля 1914 года, представ перед взорами высокопоставленных чиновников армии в Вийакубле недалеко от Парижа. Пилотировал моноплан Депердюссен лейтенант армии Прево, а разработчик установки М. Луазо, стоя в передней кабине, собственноручно оперировал пулеметом Hotchkiss Mle 1909, известным также как "Hotchkiss Portative" или Benet-Mercie M1909.

И, пожалуй, именно пулемет Гочкисс следует назвать первым авиационным пулеметом в истории авиации, а дату 11 феврая 1914 года - датой рождения авиационного вооружения классической схемы.

С началом войны подобная схема размещения оружия была существенно доработана с появлением самолетов с так называемым "ложным носом", в которых перед вином самолета монтировалась гондола, где располагался стрелок с пулеметом, как, например, в истребителе SPAD SA.1. Стрелок с пулеметом Гочкисс располагался в гондоле, а его голову защищала металлическая сетка от непроизвольного попадания в винт вследствие неосторожного движения.

Но революцию в авиавооружении совершил французский летчик Ролан Гаррос (Eugène Adrien Roland Georges Garros ). Именно этот отважный человек первым предложил концепцию современного одноместного истребителя, вооруженного неподвижным пулеметом Hotchkiss Mle 1909, расположенным на капоте самолета Morane-Saulnier Type N, стреляющего прямо через плоскость винта. При этом во избежании разрушения лопастей от неизбежного попадания пуль, на каждую из двух лопастей надевались специальные V-образные металлические дефлекторы, отражающие попадавшие в лопасти пули. Практическое применения дефлекторов подобного типа было успешно испытано в бою в начале 1915 года, на целых полгода обеспечив господство в воздухе стран Антанты вплоть до появления синхронизатора Энтони Фоккера.

Что же представлял собой первый авиационный пулемет?

История пулеметов "Гочкисс" началась в Австро-Венгрии, когда отставной ротмистр барон Одколек фон Аугезд разработал схему с газоотводным двигателем автоматики, своеобразным ленточным питанием, плечевым упором и сошками. В 1900 г. Одколек пытался довести пулемет в России, но неудачно. Да и в Австро-Венгрии он не вышел из опытной стадии. Одколек продал права на свою систему французской компании "Гочкис энд Компани". Компания была основана американцем Бенджамином Беркли Гочкиссом (Benjamin Berkeley Hotchkiss, 1826-1885) и неудивительно, что теперь ее главным инженером был американец Лоуренс Бене (Веnеt), который вместе с инженером Хенри Мерсье (МеrсЁе) занялся доработкой системы. "Автоматическая митральеза Гочкиса" появилась в 1895 г., так что две схемы газоотводного двигателя - "Гочкис" и "Кольт" - были представлены почти одновременно.

Уже в 1897 г. пулемет приняли на вооружение под обозначением Мle.1897, под 8-мм патрон "Лебель" ( 8х50R ). Главной новинкой стал бронзовый радиатор ствола с поперечным оребрением. "Веревочную" ленту Одколека заменили жесткой латунной лентой-обоймой ("полосой"). Уже в 1900 г. появилась следующая модель со стальным радиатором и треногой Мlе.00 с механизмами горизонтального и вертикального наведения. Позже вернулись к бронзовому радиатору, переделали схему автоматики, а также ввели механизм регулировки темпа стрельбы - так появились Мle.1905 "Пюто" и Mle.1907 "Сент-Этьен", названные по именам фирм-производителей.

Пулемет "Пюто" (Рutaux), выпускавшийся "Мануфактюр д'Арме де Пюто", не относился к удачным. Механизм регулировки, задававший темп стрельбы от 8 до 650 выстр./мин, был неважной копией регулятора первого пулемета Максима 1884 г. Очень скоро "Пюто" были переданы из войск в крепости.

В пулемете Сент-Этьен (Sеnt-ЕtЁеnnе) "Мануфактюр д'Арме де Сент-Этьен" шток газового поршня двигался вперед и зубчатой рейкой поворачивал эксцентрик, отпиравший и отводивший назад затвор. В дополнение к газовому регулятору ввели гидравлический регулятор темпа стрельбы. Вместо ожидавшегося снижения импульсных нагрузок получили переусложнение системы. Возвратная пружина под стволом, нагреваясь, быстро теряла свои свойства. Специальное рычажное приспособление изменяло положение мушки при нагревании ствола, но ухудшения баллистики не компенсировало. Откидная правая стенка коробки облегчала осмотр пулемета и устранение задержек, вот только число этих задержек было слишком велико. Массивность пулемета (50,3 кг) не добавляла ему популярности.

С началом мировой войны войска признали "Сент-Этьен" слишком сложным и капризным, частые отказы и задержки из-за запыления были в боевых условиях нетерпимы, и в 1915 г. французская армия вернулась к пулемету "Гочкис". К началу войны он выпускался на коммерческий рынок, в незначительном количестве имелся у колониальных частей, и те попали в Европу с лучшим пулеметным вооружением, чем армия метрополии. Войска требовали пулемет Mle.1914 "Гочкис", несмотря на его большие размеры - длина 1270 мм (самый "длинный" станковый пулемет) против 1180 мм у "Сент-Этьен". Зато длина ствола "Гочкиса" составляла 775 мм против 710 мм, и он был на 2,15 кг легче, давая при этом лучшую кучность стрельбы. Первый большой заказ на "Гочкисы" выдали в конце лета 1915 г., хотя продолжался выпуск и прежних моделей. Производство станкового "Гочкиса" достигло максимума - 100 пулеметов в день - в конце 1917 г., после чего резко упало в связи с увеличением выпуска ручных пулеметов.

Mle.1907 "Сент-Этьен" передали в Иностранный Легион, а также армиям Италии и Сербии. Правда, в 1916 г. появилась модификация Mle.1907/16 с новыми газовым регулятором и прицельными приспособлениями, но после испытаний ее решили передать африканским колониям - "Гочкис" и "Сент-Этьен" поменялись местами.

Mle.1914 "Гочкис" представлял собой развитие Mle.1900 с исключением предохранителя и изменением ряда деталей. Масса ствола с радиатором составляла 10,4 кг, около половины массы "тела" пулемета; соединение со ствольной коробкой - сухарно-резьбовое, на дульную часть крепился пламегаситель. Газовая камера - закрытого типа с цилиндром и регулятором по принципу изменения объема камеры. Ведущим звеном автоматики была затворная рама. Ход поршня - длинный. Винтовая возвратно-боевая пружина удалена от ствола в нижнюю часть ствольной коробки. Запирание канала ствола - качающейся личинкой (рычагом) в задней части затвора.

Ударник крепился на затворной раме, выстрел производился с заднего шептала. Боевой взвод выполнен на затворной раме, а шептало - непосредственно на головке спускового крючка. Не лучшее решение - при стрельбе, а тем более при ее прекращении на спусковой крючок передавались большие импульсные нагрузки. После спуска с боевого взвода затворная рама шла вперед вместе с затвором, который, дослав патрон в патронник, останавливался. Рама, продолжая движение, поворачивала своим гребнем вперед личинку затвора, та своими боевыми упорами вставала на опорные плоскости ствольной коробки, производя запирание канала ствола. Ударник проходил через канал затвора и разбивал капсюль. После выстрела пороховые газы отбрасывали раму назад, она своим отпирающим скосом выводила личинку из зацепления со ствольной коробкой и отводила затвор, сжимая возвратно-боевую пружину. Извлечение стреляной гильзы производил подпружиненный выбрасыватель затвора. Затвор, двигаясь назад, поворачивал качающийся отражатель в ствольной коробке, и тот выталкивал гильзу вправо. Длина хода подвижной системы - 165 мм.

Подающий механизм включал барабан с зубчаткой и храповым колесом. Выступы подачи затворной рамы поворачивали храповое колесо на один шаг в два такта - при движении назад и вперед. Зубчатка при этом протягивала ленту, ставя патрон напротив извлекателя, который поднимал его вверх. При следующем ходе вперед затвор досылал патрон в патронник по направляющим скосам ствольной коробки. Жесткие стальные ленты на 30 патронов создавали немало проблем - их перекашивало, сминало, легко заносилась грязь. "Полужесткая" лента на 250 патронов из шарнирно соединенных звеньев по три патрона не дала выигрыша ни в удобстве заряжания, ни в боевой скорострельности.

Прицел - секторный, его лимб нес метки от 2 до 24 (200-2400 м). Часть пулеметов снабжали упрощенным прицелом. Мушка могла нести светящийся состав для стрельбы в темноте. Органами управления служили пистолетная рукоятка и рукоятка затыльника. Пулемет получился прочным, сравнительно простым - всего 86 деталей, длинный тяжелый ствол обеспечивал неплохую баллистику.

В 1909 году фирмой "Гочкисс" было представлено на рынок два ручных пулемета массой 7 и 10 килограмм. На тот момент понятия "ручной пулемет" еще не существовало, и подобное оружие именовалось "ружье-пулемет". Они были выполнены на основе станкового пулемета ее же разработки. К началу 1-й Мировой войны во Франции пулемет был принят на вооружение под обозначением Мlе.1909, в Великобритании под обозначением Hotchkiss .303 Portable Mk.I, а в Соединенных Штатах - Benet-Mercie .30 M1909 (в Армии США на 1916 год имелось лишь 670 пулеметов "Гочкисс"). В 1915 году англичане поставили производство пулеметов в Энфилде и Ковентри (по заказам от Франции выпускалось около 700 единиц в месяц). Данные пулеметы снабжали складными сошками, кольцом на стволе с цапфами под легкую треногу, могла устанавливаться задняя опора. Ручной пулемет "Гочкисс" также поставлялся в Японию, Грецию, Испанию, Норвегию, Бразилию и Российскую империю.

Оружейный отдел Арткома ГАУ сразу же решил испытать "тяжелый образец" имеющий радиатор и быстросменный ствол в России. И хотя испытания, проводимые на Ружейном полигоне, были прекращены из-за поломки ствольной коробки, Оружейный отдел, "учитывая... распространение в армиях иностранных государств наряду с пулеметом и ружей-пулеметов" (Япония, США) решил продолжить испытания, и выдал заказ еще на 3 пулемета "Гочкисс". В 1912 году фирмой был представлен "образец для воздушного флота", имеющий вместо приклада пистолетную рукоятку, специальный прицел и вертлюжную установку. 23 июля 1914 года фирма выслала 4 комплекта непосредственно в Офицерскую стрелковую школу.

Пулемет Hotchkiss Мlе.1909 сохранил газоотводный двигатель автоматики (отвод пороховых газов осуществлялся через поперечное отверстие находящееся снизу ствола) и длинным ходом газового поршня имеющего патрубок. Регулятор газовой камеры представлял собой вывинчиваемый поршень, расположенный впереди камеры и функционировавший по принципу изменения объема. Отработанные газы сбрасывали через отверстия, находящиеся в газовом цилиндре. Возвратную пружину располагали в канале штока поршня. Был изменен узел запирания - на боевой личинке затвора и на казенной части ствола выполнялась прерывчатая нарезка. Сцепление казенной части ствола и боевой личинки затвора производилось поворотной муфтой с внутренними секторами, ее осью вращения служил ствол, а шток поршня производил поворот. Этой несколько громоздкой системой обеспечивалось прочное запирание и защита стрелка при прорыве через патронник пороховых газов. На дульной части ствола крепилась муфта с приливом для сошек и мушкой. Рукоятка перезаряжания также являлась переводчиком-предохранителем. Поворотом рукоятки в поперечной плоскости определялся режим - предохранитель (отметка "S", находилась на задней стенке ствольной коробки), одиночный огонь ("R"), непрерывный огонь ( "А"). Подвижная система автоматики имела длину хода равную 106 миллиметрам.

Питание осуществлялось от жесткой ленты на 30 английских или 24 французских патрона. Ленту продвигал палец рычага, который связан с подвижной системой. Масса ленты была гораздо меньше, чем у магазина, но она работала менее надежно, а заряжание пулемета особенно затруднялось ночью. На деревянном прикладе имелись пистолетный выступ и узкая шейка для охвата левой рукой, плечевой упор. В прикладе имелось отделение для размещения масленки.

Россия приобрела 540 ружей-пулеметов "Гочкисс" 1909 года, в целом поставку закончили в январе 1917 года. В Россию к "Гочкиссу" высылали матерчатые ленты, однако работа пулеметов была настолько ненадежной, что они были переделаны под жесткую ленту. Оружие не показало каких-то особых достоинств кроме сравнительной простоты устройства. В основном, они использовалось в авиации. В июне 1917 года в Великобритании приняли модификацию Mk.l имеющий полужесткую или жесткую ленту - эту самую удачную модификацию ручного "Гочкиса", в основном, использовали как танковый пулемет. Позже в этом качестве он попала в Россию вместе с английскими танками.

В авиации Антанты пулеметы Гочкисс, не смотря, на ранний старт, широкого распространения не получили. Сказалась недостаточная надежность. В качестве наступательного вооружения истребителей, в основном, использовались английские Виккерсы, а в оборонительных турельных установках надолго занял свое место Льюис. Тем не менее, французская авиация всю войну использовали как Hotchkiss Mle 1909, так и тяжелый Hotchkiss Mle 1914. Причем, последний получил даже большее распростанение. Он монтировался в передних кабинах семейства "истребителей-толкачей" Фарман. Для пулеметов Hotchkiss, используемых в авиации, как правило, использовались ленточные подачи, для чего были разработаны катушки-бобины, монтируемые с правой стороны пулемета, но применялись и жесткие обоймы. Для Гочкисса Mle 1909 был также разработан вариант вариант коробчатого магазина, вставлявшегося сверху, аналогично пулемету Мадсен, но большого распространения такой вариант не получил.

В 1916 году для борьбы с немецкими Цепеллинами и аэростатами был разработан крупнокалиберный вариант пулемета Гочкисс под 11-мм патрон Грасс с ленточной подачей, который был установлен на одном из самолетов Фарман MF-11. Самолет получил обозначение "Механическая Сова" и применялся на фронте. Правда дальнейшего распростарнения 11-мм Гочкиссы не получили, а 11-мм патроны 11х59R были применены в пулеметах Виккерс.

Пулеметы "Гочкисс" ранних моделей не пользовался особой популярностью ни в одной стране мира. Он считался капризным и малонадежным, что правда, не помешало ему состоять на вооружении в 20 странах, выпускаться громадными тиражами под самые разные боеприпасы. Только официально Гочкисс в индийской армии стоял на вооружении до 1930 года, в британской армии √ до 1939 г., во французских колониях и того дольше. С началом 2-й Мировой войны пулеметы Гочкисс Mle.1914 в больших количествах попавшие к немцам, использовались под обозначением sMG 257(f).

Японцы, применявшие пулеметы Гочкисс еще в годы Русско-японской войне, на его базе разработали свой пулемет Намбу Тип 03.

В начале 20-х годов в рамках конкурса на замену штатного пулемета был разработан вариант Гочкисс Mle.1922, проигравший конкурс образцу казанного арсенала в Шательро МАС. Тем не менее, фирма развернула выпуск новых ручных пулеметов для экспорта, под самые разные винтовочные калибры того времени, включая 6.5 мм Mannlicher-Schoenauer (для Греции), 7x57 Mauser (для Испании), 7.7x56R (.303, для Великобритании), 7.92x57 Mauser (для Китая, Турции, Чехословакии) и другие. В середине тридцатых годов французская армия также закупила небольшое количество этих пулеметов в калибре 7.5x54 под обозначением Mle.1934. Нужно отметить, что в ходе выпуска и под разные контракты пулемет претерпевал незначительные изменения в конструкции, конфигурации стволов и фурнитуры (приклада, сошек и т.п.). Кроме того, пулемет выпускался в двух вариантах, различавшихся системой питания.






 ТТХ:
Модификация: Mle.1909 Mle.1914
Калибр, мм 8
Тип автоматики газоотвод
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса пулемета, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
600-700
760
12,8 или 15 (Benet-Mercie )
1190 или 1244 (Benet-Mercie )
565 или 610 (Benet-Mercie )
500 - 600
740
23,5
1310
785
Тип патрона 8x50R Lebel ; .303 British (7.7x57R) ; .30-06 (7.62x63)
Ёмкость магазина жесткие ленты-кассеты на 9, 14 или 30 патронов, или полужесткие ленты на 50 патронов, ленты на 100 патронов. жесткие ленты-кассеты на 24 патрона или полужесткие ленты на 251 патрон
Масса снаряда, г 12.8 (8x50R)



 Доп. информация :


 Фотографии:

 Пулемет Hotchkiss Mle 1909 в авиационном исполнении
 Пулемет Hotchkiss Mle.1909 на самолете Voisin Type L
 Пулеметы Hotchkiss Mle.1909 на Фарман MF 11
 Пулеметы Hotchkiss Mle.1909 на Фарман MF 11
 Hotchkiss Mle 1909 у пилота (стрелок с Colt M1895/14)
 Ролан Гарро в кабине своего Morane-Saulnier Type N с пулеметом Hotchkiss Mle 1909
 Пулемет Hotchkiss Mle.1914
 Пулемет Hotchkiss Mle.1914 на моноплане Deperdussin
 Пулемет Hotchkiss Mle.1914
 Пулемет Hotchkiss Mle.1922
 11-мм пулемет Hotchkiss

 

 

Список источников:

Евгений Аранов. Авиационное вооружение Франции


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: