Уголок неба ¦ Ho-204 37-мм авиационная пушка

Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Ho-204
       
Страна: Япония
Тип: 37-мм авиационная пушка

 

Одной из самых мощных авиационных систем фирмы "Chu:ou Ko:gyou KK" стала 37-мм пушка Но-204 (иногда встречается обозначение Тип 4). В основе этой системы лежала конструкция американского полудюймового Браунинга, и пушка Но-204 являясь самой большой системой на основе этого американского пулемета. Разработка Но-204 началась практически одновременно с аналогичной системой 30-мм калибра Но-155 тем же конструкторским коллективом фирмы. Серийный выпуск осуществлялся на армейских арсеналах Кокура и Нагоя. Ввиду того, что, в отличие от Но-155, это орудие никогда не планировалось для вооружения одномоторных истребителей, конструктора не были так связаны с массо-габаритными параметрами пушки. Поэтому первые серийные образцы Но-204 появились даже несколько раньше, чем Но-155. Это мощное орудие было, пожалуй, самой крупной серийной системой, работавшей на основе короткого отката ствола. Общая длина пушки составляла 2470 мм, а длина ствола 1300 мм. При таких габаритах пушка оказалась довольно легкой – 144 кг не считая боеприпасов. Питание патронами осуществлялось из ленты с правой или левой стороны. Под пушку был разработан новый боеприпас – унитарный патрон умеренной мощности 37х145R. На первый взгляд ни длина гильзы, определяющая массу разгонного заряда, ни масса самого фугасного снаряда (475 грамм), ни начальная скорость снаряда (710 м/с) особо не впечатляли, по сравнению с импортными системами такого же калибра. Снаряд пушки Но-204 обеспечивал кинетическую энергию всего лишь 120 кДж, что было соизмеримо с американскими пушками М4 и М10 и значительно меньше советской НС-37, немецкой ВК-3.7 или американской М9. Но практический темп стрельбы, доходивший до 400 выстр/мин, унаследованный от американского Браунинга примерно в 2 – 2.5 раза превосходил любой из вышеперечисленных образцов. Кроме того, длинный ствол орудия обеспечивал отличную баллистику. И именно благодаря этим параметрам по комплексу характеристик японское орудие можно смело назвать лучшей авиационной пушкой этого класса. Правда, проблемы, характерные для Японии конца войны, не позволили ни организовать крупносерийное производство орудия, ни обеспечить качественный уровень.

Пушка Но-204 официально поступила на вооружение армейской авиации в сентябре 1944 года, правда ввиду внушительных габаритов, не позволявшим установить ее на большинстве серийных армейских истребителей, ее применение было довольно ограниченным. Единственным самолетом, применившим ее в бою, была истребительная версия дальнего двухмоторного разведчика Mitsubishi Ki-46 “Dinah”. Этот вариант получил традиционно длинное японское обозначение "Hyakushiki San-Gata Shireibu Teisatsuki Kaizoh Bohkuh Sentohki", что можно перевести как "Базовый разведчик Тип 100 модель 3, модифицированный в перехватчик ПВО" или короткое обозначение Ki-46-III Otsu-Hei. Пушка Но-204 в этом варианте располагалась за кабиной летчика под углом 70 градусов вперед-вверх и дополнялась парой носовых 20-мм Но-5. Боекомплект пушки Но-204 точно не известен. Ввиду того, что пушка комплектовалась лентой с распадающимися звеньями, теоритически боекомплект ограничивался лишь внутренним объемом патронного ящика, размещенного на самолете. Конкретно для перехватчика Ki-46-III Otsu-Hei встречались данные и 15, и 45, и 60 патронов носимого боекомплекта пушки Но-204. Вероятно, экипажи перехватчиков сами сокращали боекомплект, стараясь облегчить самолет, чтобы поднять характеристики скорости и скороподъемности машины. На 1-м Армейском арсенале в Тачикава было модернизировано 55 разведчиков “Dinah”, еще 20 штук прямо на конвейере было переделано на заводе Mitsubishi. Это количество истребителей, очевидно, не смогло как-то повлиять на воздушное наступление американцев, тем более, что особыми успехами пилоты эрзац-перехватчиков “Dinah” похвастаться не могли, во всяком случае, официально подтвержденных побед за ними не значится.


Ho-204 на Ki-46-III

Другим носителем пушки Но-204 стал двухмоторный штурмовик Kawasaki Ki-102 Otsu “Randy”. Изначально вооруженный 57-мм пушкой Но-401, Ki-102 предназначался прежде всего в качестве охотника за десантными судами союзников. Часть серийных штурмовиков была модифицирована в истребители с заменой пушки Но-401 на 37-мм Но-203 (модель Ki-102 Koh). Но ввиду того, что пушки Но-203 и Но-401 обладали не слишком хорошими баллистическими характеристиками для воздушного боя, часть серийных Ki-102 прямо в частях перевооружили длинноствольными пушками Но-204. По некоторым сведениям количество таких машин достигало 50 штук, которые использовались в ПВО метрополии. Успехи их, впрочем, неизвестны.


Ho-204 на Ki-102


Еще одним проектом, впрочем, так и не успевшим подняться в воздух, предполагавшим к вооружению пушку Но-204, был перспективный истребитель-штурмовик Ki-98, спроектированный специалистами манчжурской фирмы Mansyū.

В конце 1944 года на "Chu:ou Ko:gyou KK" была предпринята попытка облегчения конструкции Но-204. В этой связи была разработана версия 37-мм пушки Но-205, в которой конструктора пошли по тому же пути, по которому шли параллельно на 30-мм версии Но-155-II, то есть "обрезали" ствол и перепроектировали ствольную коробку. Но работы по проекту Но-205 так и не были завершены до конца войны.







Носители
Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса пушки, кг
Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса снаряда, г
- Ki-46-III Otsu-Hei; Ki-102 Koh
- 37
- Короткий откат ствола
- 400
- 710
- 144
- 2470
- 1300
- 37х145R
- лента 15, 45, или 60 патронов
- 475 (фугасный)


Список источников:

Евгений Аранов. Японские тяжелые авиапушки 2-й Мировой Войны
Jane's Defense Equipment
Anthony G. Williams, Emmanuel Gustin: Flying Guns World War II, Development of Aircraft Guns, Ammunition and Installations 1933-45


Уголок неба. 2013 


 

  Реклама: