Уголок неба ¦ Gebauer 1939.M

Реклама...

    


 
главная вооружение авиапушки
   Gebauer 1939.M
       
Разработчик: Gebauer
Страна: Венгрия
Тип: 8-мм пулемет
  ТТХ     Доп. информация
   


Ко второй половине 30-х годов было уже очевидно, что темпа стрельбы 900 и даже 1000 выстр/мин для авиапулемета винтовочного калибра уже не достаточно. Конечно, венгерская авиация имела на вооружении сверхскорострельные пулеметы 26/31.M с приводом от авиадвигателя, но проблема заключалась в том, что даже они не обеспечивали необходимого секундного залпа наступательного вооружения. Помимо сложной кинематики внешнего привода эти пулеметы обладали существенным недостатком. Их можно было разместить только попарно над двигателем. Впихнуть туда же вторую пару, чтобы поднять темп стрельбы было не реально, по крайней мере, без существенного усложнения привода. Да и в крыло их не поставить.

Ференц Гебауэр, проанализировав возможности модернизации своего пулемета 1934.M, разработанного для оборонительных установок, пришел к выводу, что на газоотводной механике, заложенной в конструкцию пулеметов, путем простой модернизации существенно темп стрельбы не поднять. В этой связи практически сразу по окончании работ над турельным пулеметом 1934.M он приступил к разработке принципиально новой конструкции, основанной на комбинированной схеме автоматики газоотвода и короткого отката ствола.

Такая схема в мировой практике и на настоящий момент встречается нечасто. А на момент 30-х годов, пожалуй, единственными существующими образцами оружия, работающими на подобном принципе, были советские сверхскоростельные пулеметы УльтраШКАС и СН. Но в их случае штоком газового поршня служил сам подвижный ствол, осуществлявший при выстреле всю полезную работу по перезарядке оружия. Гебауэр применил другой принцип. При выстреле энергия отводимых из ствола газов через газовый поршень разблокировала затвор и отбрасывала его в заднее положение. Ствол вместе с газоотводной трубкой, жестко закрепленной на стволе, откатывался назад в тот момент, когда затвор, достигнув своего крайнего положения, уже начинал движение вперед. Двигающийся ему навстречу ствол, осуществлял продвижение металлической ленты, и извлекал из нее очередной патрон, подавая его к затвору, который, в свою очередь, досылал его в патронник. Ударный механизм пулемета срабатывал как только ствол вместе с затвором возвращался в исходной положение. Такая схема работы позволяла сократить время цикла пулемета, и при этом, двигающиеся в противофазе затвор и ствол снижали влияние отдачи.

Прототип нового пулемета был впервые испытан в феврале 1936 года. При этом показанный им темп стрельбы просто потрясал. На испытаниях было зафиксировано 2038 выстр/мин. Впрочем, заставить его работать безотказно в таком бешеном темпе оказалось не просто. Прошло долгих три года доводок и доработок, в результате которых темп стрельбы пришлось искусственно занизить до 1700-1800 выстр/мин, прежде чем пулемет 16 февраля 1939 года был показан венгерскому Генеральному штабу.

После серии полигонных испытаний, проведенных в период 21 апреля - 31 мая 1939 года, пулемет в марте 1940 года был официально принят на вооружение венгерских ВВС как "Gebauer szárnyas géppuska 1939.Minta" - дословно "крыльевой пулемет образца 1939 года", или просто 1939.М. Впрочем, к 1940 году время пулеметов винтовочного калибра в авиации уже прошло и от развертывания серийного производства этого интересного оружия решено было воздержаться, тем более, что к тому времени Гебауэр уже разработал крупнокалиберную версию своего пулемета с внешним приводом 1940.M GKM, принятым на вооружение.

Тем не менее, несколько выпущенных прототипов пулемета 1939.М все же нашли себе применение на самолетах.

В конце 1939 года в Венгрию прибыли три закупленных в Германии истребителя Хейнкель He.112B. Однако, по политическим соображениям немцы отказались продавать венграм штатные для этого типа машин крыльевые пушки MGFF. Посему все вооружение этих истребителей составляли два синхронных пулемета MG 17.

Первоначально венгры планировали установить на месте отсутствующих крыльевых пушек собственную 20-мм пушку Данувия 36.М, являвшуюся, по сути, лицензионным противотанковым ружьем Солотурн S18-1100, имеющим возможность автоматической стрельбы. Но доработка тяжелого ружья в авиапушку так и не была завершена, поэтому, в виде временной меры было решено установить на Хейнкели по паре предсерийных 8-мм пулеметов Гебауэр 39.М, вписав их в готовые крыльевые амбразуры. При этом, скорострельные Гебауэры в крыльевых позициях оснащались демпфирующим устройством, позволявшим пулеметам при стрельбе совершать возворатно-поступательные движения в амбразуре. Возимый боекомплект пулеметов составлял по 500 патронов на ствол. Конечно, вооружение самолета двумя типами пулеметов под разные патроны решение не самое разумное, но, видимо, у венгров не было особого выбора. Тем более, на момент 1940 года под немецкие патроны 7.92х57 активно перерабатывались выпущенные ранее турельные Гебауэры. Кто знает, возможно, подобные планы существовали и в отношении пулемета 39.М.

Трем венгерским Хейнкелям не довелось принять участие в боях. Формально принятые на вооружение венгерских ВВС Хейнкели всю войну находились на боевом дежурстве в качестве перехватчиков ПВО, пока в 1944 году они не были уничтожены на аэродроме союзными бомбардировщиками.

Еще одним самолетом, на вооружение которого планировались эти пулеметы был истребитель венгерской конструкции Weiss WM.23 Ezüst Nyíl, единственный прототип которого до момента своей гибели в результате аварии, по всей видимости, летал без вооружения.




 ТТХ:
Модификация Gebauer 1939.M
Калибр, мм 8.0
Тип автоматики Газоотвод с коротким откатом ствола
Масса, кг 15.85
Длина, мм  
Длина ствола, мм 610
Темп стрельбы, выстр/мин 1700 - 1800
Начальная скорость пули, м/с 620-730
Масса снаряда, г. 13.0
Ёмкость магазина Лента 500 патронов
Тип боеприпаса 8×56R



 Доп. информация :


 Фотографии:

 Пулемет 1939.M
 Пулемет 1939.M
 Пулемет 1939.M

 

 

Список источников:

Евгений Аранов. Венгерский почти УльтраШКАС


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: