Реклама...

    


 
   главная вооружение авиапушки
     Browning 0.30 М2-AN
       
Страна: США
Тип: 7.62-мм авиационный пулемет

 

В 30-40-е годы 20 века основным вооружением американской авиации были пулеметы "Browning" различных модификаций. Выпускаемые миллионными сериями для армии, авиации и флота это оружие, постоянно совершенствуясь, продержалось на вооружении в США более 60 лет, а в ряде стран до сих пор активно эксплуатируется. История этого оружия уходит корнями во вторую половину 19-го века, когда была основана компания "J. M. & M. S. Browning Co.", возглавляемая выдающимися изобретателями-оружейниками, братьями John Moses и Matthew Sandefur Browning. Патенты братьев в области оружия продавались по всему миру, множество технических решений стали классикой в производстве оружия. Достаточно сказать, что вопреки распространенному мнению, конвейерную сборку винтовок братья Браунинги ввели на своей фирме на 20 лет раньше автомобильного конвейера Генри Форда. Одним из самых важных изобретений, сделанных John Moses Browning в 90-х годах 19-го века было использование энергии пороховых газов для работы автоматики перезаряжения оружия. Большая часть автоматического систем всех стран мира по сей день используют этот принцип в своих конструкциях.

На предыстории пулеметов Browning подробно останавливаться не будем, описав лишь этапы развития пулеметов из которых родилось самое массовое авиационное вооружение 2-й мировой, по разным оценкам являющееся и одним из самых эффективных.

В 1917 году, к моменту вступления США в 1-й мировую войну в американской армии насчитывалось лишь около 1100 пулеметов всех конструкций, в основном устаревших систем "Benét-Merciés" и "Maxim", в то время как основные воюющие страны исчисляли свой пулеметный парк в сотнях тысяч единиц. Тогда и настал звездный час пулеметов "Browning".

Когда в Европе уже полыхала война J. M. Browning лично привез в Вашингтон два образца автоматического оружия своей конструкции под стандартный американский патрон Springfield.30/06. Первый √ автоматическую винтовку "BAR" (Browning Automatic Rifle), а второй √ тяжелый пулемет с водяным охлаждением. Демонстрация оружия прошла "на ура" и обе конструкции были запущены в массовую серию. В ходе испытаний пулемета, получившего название Browning М1917 было израсходовано 20 тыс. патронов без единого отказа.

До конца 1-й мировой войны на трех заводах было выпущено около 50 тыс пулеметов Browning М1917. А уже 15 октября 1918 года J. M. Browning представил на испытания крупнокалиберную версию своего пулемета, мгновенно отреагировав на требования военных получить оружие для борьбы с появившейся бронетехникой.

Первую попытку модификации своего пулемета для нужд авиации J. M. Browning предпринял еще до окончания 1-й мировой войны. Массивная емкость для водяного охлаждения уступила место радиатору воздушного охлаждения. Автоматика пулемета, обеспечивавшая темп стрельбы в 1000 выстр/мин, работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Но модель 1918 года оказалась неудачной. Причиной послужил неправильный выбор марки стали для деталей пулемета. Ввиду необходимости обеспечить больший темп стрельбы для использования на самолетах, детали пулемета не выдерживали длительной эксплуатации и после нескольких очередей выходили из строя.

В результате, выпущенные в 1918 √ 19 гг около 3 тыс авиационных пулеметов Browning оказались дефектными и были изъяты из обращения. К счастью, высокая профессиональная репутация фирмы спасла ее от банкротства. Причину брака списали на спешку разработки и выпуска в военное время. С уменьшенным до 400- 600 выстр/мин темпом стрельбы пулемет был принят на вооружение армейских пехотных, кавалерийских и бронетанковых подразделений как Browning М1919 и в десятках вариантов простоял на вооружении долгие годы. А авиационный вариант рождался в муках.

В результате массы внесенных в конструкцию изменений, по сути, появился совсем другой пулемет, сохранивший лишь общую преемственность конструкции. Но результат получился удачный. В частности отмечалось, что обслуживание пулемета не требует высокой квалификации. Сборка и разборка пулемета предельно просты, подача ленты возможна с обеих сторон, установка синхронизатора не представляет трудностей.

Новая модель пулемета, получила официальное обозначение "U.S. Aircraft Model 1921, Caliber .30". Испытания оружия на 10 тыс. выстрелов непрерывной очередью выявили лишь два отказа с заменой деталей. Причем половина выстрелов была сделана с правой подачей ленты, а вторая половина √ с левой. В 1922 году была выпущена опытная серия пулеметов Model 1922 для войсковых испытаний. Пулемет был несколько облегчен и его масса составила всего 9 кг без учета боеприпасов. Была разработана его версия для установки на турелях. Для удобства летного состава, работавшего с оружием, был введен счетчик оставшихся боеприпасов. В своем окончательном виде пулемет был официально принят на вооружение в 1929 году как ".30 caliber Browning М2 AN" (Army-Navy). Сам конструктор не дожил до этого, 26 ноября 1926 года John Moses Browning умер от сердечного приступа в возрасте 71 года.


7.62-мм авиационный пулемет Browning М2 AN в фиксированном (синхронном) варианте (вверху) и турельном (внизу)

Надо отметить, что принятие на вооружение пулемета Browning совпало с началом Великой депрессии в США, сопровождаемой глубоким финансовым кризисом. Все новые военные разработки были свернуты, а производство пулеметов Browning шло неспешными темпами вплоть до начала 2-й мировой войны. Чтобы выжить фирма искала покупателей за рубежом. Незадолго до своей смерти John Moses Browning достиг договоренности с бельгийской фирмой "Fabrique Nationale" на лицензионное производство своего пулемета для нужд бельгийской армии. С незначительными изменениями пулеметы Browning выпускались в Бельгии под маркой "FN" по первым буквам фирмы производителя - FN30 √ для армии и FN38/39 √ для авиации. В США в 30-е годы пулемет Browning М2 AN выпускался по лицензии на заводах компании "Colt". В 1927 году на заводе "Colt" была разработана версия пулемета MG40, являющаяся клоном базовой модели. Однако при прочих равных MG40 был несколько тяжелее и на 25% уступал в скорострельности. Выпущенная партия MG40 в США почти не применялась и шла в основном на экспорт, часто имея калибры, соответствующие стандартам стан импортеров.

В 1935 году лицензия на производство авиационного пулемета Browning М2 AN была приобретена Великобританией. Англичане внесли в конструкцию пулемета значительные изменения, помимо этого калибр его был изменен под английский патрон 7.7 мм. Под обозначением "Browning 0.303■. Mk II" американский пулемет был запущен в массовую серию и стал основой авиационного вооружения в Великобритании в годы 2-й мировой войны. Часто в обозначение пулемета помимо фамилии разработчика добавлялось и имя компании-производителя Colt, внесший большой вклад в разработку, доводку и производство пулемета. Так что, часто используемое в литературе обозначение "Сolt-Browning" с добавлением калибра пулемета √ пусть и не вполне официальное название, но отдающее дань уважения старейшей американской оружейной фирме, много сделавшей для того, чтоб разработки Браунинга стали известны во всем мире, исправно прослужив в разных армиях без малого столетие.


Лицензионная версия пулемета Browning М2 AN фирмы Colt MG40 внешне отличалась продолговатыми отверстиями перфорации кожуха охлаждения ствола

Конструктивно пулемет имел автоматику с использованием энергии отдачи и коротким ходом ствола. Запирание ствола осуществлялось специальным клином, перемещавшимся в вертикальной плоскости и в поднятом состоянии входившем в вырез в теле затвора, жестко сцепляя затвор и хвостовик ствола. После короткого отката запирающий клин опускался, освобождая затвор, после чего посредством рычажного ускорителя отката энергия отката ствола передавалась затвору. Стрельба велась с закрытого затвора, только автоматическим огнем. Питание патронами осуществлялось из нерассыпных лент с замкнутым звеном (холщовых), подача ленты осуществлялась с любой стороны. Из ленты патрон извлекался при движении затвора назад специальным захватом-подавателем, после чего патрон снижался так, что его закраина попадала в Т-образный паз на зеркале затвора, и затем патрон досылался в ствол. Выброс стреляных гильз осуществлялся вниз через вырез в дне ствольной коробки.

К началу 2-й мировой войны в США калибр 0.3 дюйма (7.62 мм) справедливо посчитали уже недостаточным для основного вооружения самолетов Авиационного корпуса. К этому времени в качестве основного вооружения американских самолетов уже выступал крупнокалиберный пулемет ".50■ Browning AN/M2", постепенно вытесняя на вспомогательные направления своего более легкого собрата. К 1943 году 7.62-мм Browning окончательно исчез из боевых эскадрилий, применяясь лишь как учебный. Перечислять типы самолетов, в которых применялся 7.62-мм пулемет Browning смысла особого нет √ это были все типы истребителей, бомбардировщиков, разведчиков и морских самолетов, выпущенных до 1941года.

В целом боевая эффективность пулемета ".30■ Browning М2 AN" была достаточно высока. Теоретический темп стрельбы достигал 1500 выстр/мин., но, как правило, его искусственно занижали до 1350 выстр/мин в фиксированном крыльевом варианте, 1200 выстр/мин у турельного, а у синхронного он колебался от 1000 до 1150 выстр/мин в зависимости от режима работы двигателя и частоты вращения винта самолета. Масса пулемета без учета патронов в фиксированном варианте составляла 9.76 кг, в турельном √ несколько больше √ 10.4 кг. Длина ствола √ 607 мм, что составляло 79 калибров. Общая длина пулемета √ 1013 мм без учета рукояток в турельном варианте. Начальная скорость пули была невысока √ около 853 м/с по сравнению с импортными аналогами, показывающими около 1000 м/с. Но это было платой за живучесть предельно облегченного ствола. Объективности ради, надо отметить, что для стрельбы на дистанциях до 200 метров разница в кинетической энергии выстрела была не столь существенна, учитывая убойную дальность стрельбы в 4 тыс метров.

Пулемет использовал стандартные американские патроны ".30-06 Springfield" 7.62х63 мм, снаряжаемые обычными оболочечными пулями, бронебойными и бронебойно-зажигательными. Есть информация, что использовались также и разрывные на основе английских "Померой".

 

 

 Модификации :
 Browning M1, Model 1918  Первая авиационная версия, выпущено около 3 тыс. экз.
 Browning , Model 1921  Предсерийная модель.
 Browning , Model 1922  Облегченная версия. Выпускалась малой серией как в турельном, так и в фиксированном исполнении.
 .30 caliber Browning М2 AN  Основная серийная модель образца 1929 года.
 FN38  Версия, выпускаемая бельгийской фабрикой "Fabrique Nationale" в турельном варианте в основном на экспорт под разные винтовочные калибры.
 FN39  Версия, выпускаемая бельгийской фабрикой "Fabrique Nationale" в фиксированном варианте в основном на экспорт под разные винтовочные калибры.
 MG.40  Версия производства фирмы Colt. Отличался несколько уменьшенным темпом стрельбы.
 Browning 0.303 Mk II  Английская версия выпуска компаний "BSA" и "Vickers" под патрон 0.303 ( 7.7×56R) с отличиями в механике.




Модификация
Носители
Калибр, мм
Тип автоматики
Темп стрельбы, выст/мин
Начальная скорость снаряда, м/сек
Масса пулемета, кг

Длина орудия, мм
Длина ствола, мм
Тип патрона
Ёмкость магазина
Масса пули, г
.30 caliber Browning М2-AN
- все американские самолеты постройки 1930-1941 гг
- 7.62 мм
- Короткий откат ствола
- 1200
- 820 - 890
- 9.8 в фиксированном исполнении
- 10.4 в турельном исполнении
- 1010
- 610
- 7.62х63 (30-06 Springfield)
- лента
- 9.7 √ 13.0


Список источников:

Евгений Аранов. Евгений Аранов. Авиационные пулеметы Браунинга
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: