Уголок неба ¦ Beardmore-Farquhar 7.7- и 12.7-мм авиационный  пулемет

Реклама...

    


 
главная вооружение авиапушки
   Beardmore-Farquhar
       
Страна: Великобритания
Тип: 7.7- и 12.7-мм авиационный пулемет 
  ТТХ     Доп. информация
   


 

Одним из многих образцов автоматического стрелкового оружия, не снискавших славы на полях сражений, но от этого не ставших менее интересными, стал британский пулемет Бердмор-Фаркуэр. Этому оружию тривиально не повезло родиться не вовремя. Разработанный полковником Мобреем Гором Фаркуэром (Moubray Gore Farquhar) в 1919 году, пулемет заслужил сразу несколько эпитетов "самый".

  • самый легкий в мире.

  • самый дешевый в производстве

  • самый простой технологически

  • самый безотказный

  • не требующий смазки

  • самый простой в использовании

Именно эти качества значились в рекламном проспекте фирмы William Beardmore & Co, предлагавшей пулемет на рынке вооружений. Но увы, промышленность разоренной войной Великобритании к началу 20-х годов прошлого века погрузилась в жесточайший кризис, армия была перенасыщена оружием всех типов, выпущенных миллионными тиражами и явно была не заинтересована в перевооружении.

В основе конструкции пулемета Beardmore-Farquhar была лежала механика винтовки Фаркуар-Хилл (Farquhar-Hill).

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill являлась плодом совместной конструкторской работы двух английских джентльменов из Бирмингема, Мобрея Фаркуэра и Артура Хилла (Moubray G. Farquhar, Arthur H. Hill). Свой первый патент на конструкцию своей винтовки они получили в 1908 году. Этот патент описывал весьма оригинальную систему, использовавшую для перезарядки энергию отдачи ствола при его длинном ходе. Главной особенностью же системы Фаркуэр-Хилл было то, что энергия отката сперва накапливалась в специальной буферной пружине, а затем, уже после окончания полного цикла "откат — накат" запертого затвором ствола расходовалась на открытие затвора и перезарядку оружия. Конструкция этой винтовки была чрезвычайно сложной, и в 1911 году разработчики запатентовали упрощенную систему с неподвижным стволом и газоотводной автоматикой, также использовавшей промежуточную буферную пружину для накопления энергии, полученной от газового поршня, с последующим использованием накопленной энергии для осуществления цикла перезарядки оружия. Основной целью этой системы было обеспечение плавной и надежной работы затворной группы вне зависимости от характеристик используемых боеприпасов, а также уменьшение ощущаемой стрелком отдачи. Винтовка Farquhar-Hill, построенная на базе патента 1911 года, прошла несколько циклов армейских испытаний и претерпела ряд модификаций. Интересно, что в ходе работы над винтовкой для повышения надежности подачи патронов для нее был разработан новый патрон, состоявший из безрантовой гильзы от 7.65 мм (7.65x53) патрона для бельгийского Маузера, снаряженной стандартной английской пулей калибра 0.303 дюйма. Военных такой нестандартный патрон не устроил, и дальнейшие испытания проводились в варианте под стандартный патрон калибра .303 с гильзой с выступающей закраиной. Винтовка могла комплектоваться барабанными магазинами на 19 и 65 патронов. Темп стрельбы в автоматическом режиме достигал 700 выстр/мин.

По результатам войсковых испытаний малой серии винтовок Фаркуэр-Хилл в начале 1918 года Британская армия официально признала самозарядную винтовку Farquhar-Hill пригодной для принятия на вооружение и выпустила заказ на 100 тысяч таких винтовок, с присвоением официальной номенклатуры “Rifle .303 inch, Pattern 1918”. Однако Первая Мировая война закончилась прежде, чем удалось найти необходимые производственные мощности для выпуска этих винтовок, и в 1919 году заказ на винтовки Farquhar-Hill был отменен.

Разработкой ручного пулемета на базе удачной конструкции винтовки полковник Фаркуэр занялся в 1918 году.

Основные отличия пулемета от винтовки – прототипа состояли в использовании оригинального двухрядного вращающегося дискового магазина емкостью 81 патрон (обычно заряжалось 77 патронов для безотказной работы), расположенного над ствольной коробкой, быстросменного ствола, а также облегченной (фактически - скелетной) конструкции ствольной коробки. В качестве альтернативного (резервного) способа питания патронами предлагались отъемные коробчатые магазины емкостью 5 патронов, примыкавшиеся сверху к ствольной коробке, в горизонтальной плоскости. Эти магазины можно было снаряжать не снимая с пулемета, при помощи обычных винтовочных обойм на 5 патронов. При этом пулемет позволял вести огонь не только в автоматическом режиме с темпом стрельбы 450 - 640 выстр/мин, но и одиночным огнем.

С самого начала полковник Фаркуэр предполагал использование своего пулемета в качестве авиационного, для чего в конструкции был предусмотрена возможность за счет увеличения мощности возвратной пружины повышения темпа стрельбы до 1000 выстр/мин и более.

Первые испытания пулемета в качестве авиационного были проведены 14 ноября 1919 года. Пулемет был установлен на кольцевой турели Скарффа на двухместном истребителе Бристоль "Файтер", пилотировал который флайт лейтенант Ри, а стрелком был флайт лейтенант Пинкес.

На высоте 5.5 тыс метров Пинкес выпустил из пулемета 320 патронов под разными углами наклона без единой задержки. Темп стрельбы в ходе воздушных испытаний достигал 430 выстр/мин.

Немаловажным качеством пулемета Бердмор Фаркуэр было то, что в отличие от штатных пулеметов Льюис, состоявших на вооружении британской авиации, он мог быть легко синхронизирован с двигателями самолетов для использования в качестве наступательного неподвижного вооружения. Таким образом, новым пулеметом можно было бы унифицировать вооружение британских самолетов, заменив единой конструкцией синхронные Виккерсы и турельные Льюисы.

Пулемет в версии 1922 года Beardmore-Farquhar Mk.II позиционировался не только как ручной. Он мог комплектоваться различными станками для установки на корабли флота и бронетехнику.

Благодаря продуманной конструкции Beardmore-Farquhar весил заметно меньше, чем его конкуренты-современники - пулеметы Льюис или Мадсен — 7 кг против 9.

Но проблема была в том, что не смотря на свои прекрасные характеристики, пулеметы Льюис выпускались серийно и десятки тысяч их находились на вооружении британской армии. В результате, вопрос о принятии пулемета Beardmore-Farquhar всерьез даже не поднимался. Не нашлось заказчиков и за рубежом, не смотря на то, что фирма Бердмор разработала модификации под разные патроны — бельгийские 7.65x54, испанские 7x57 и другие.

В 1925 году фирма разработала крупнокалиберную версию пулемета под новейший патрон .5 Vickers (12.7х81 в метрической системе, заводской индекс патрона ".5 V/580"), как о нем писали в рекламной брошюре того времени: "самый легкий противотанковый пулемет в мире". По конфигурации пулемет Beardmore-Farquhar калибра 0.5 дюйма был аналогичен ручному пулемету винтовочного калибра, визуально отличаясь лишь габаритами ствола, ствольной коробки и дискового магазина (емкостью 29 или 52 патрона). Кроме того вместо дискового магазина мог ставиться обычный коробчатый магазин (емкостью 10 патронов, для использования в самозарядном режиме). В комплекте с сошками и без магазина этот пулемет весил всего лишь 19.5 кг при общей длине 155 см. Подобно своему младшему брату, пулемету винтовочного калибра, крупнокалиберный пулемет Beardmore-Farquhar успеха не снискал и серийно не производился.

В 1924 году фирма William Beardmore & Company, занимающаяся также и разработками авиатехники, получила заказ от Правительства Латвии на разработку двухместного истребителя. В попытке привлечь иностранных заказчиков на свой пулемет, самолет для Латвии, получивший обозначение WB.XXVI вооружили пулеметами Beardmore-Farquhar. Два из них под патрон .303 расположили неподвижно над двигателем в синхронном варианте, а на турели в задней кабине установили один крупнокалиберный, который мог заменяться на пару обычных. Первый полет самолет совершил в 1925 году. В ходе испытаний стало ясно, что мощности двигателя не хватает для достижения приемлемых характеристик. Заказчикам было предложено заменить Eagle на Napier Lion, однако латвийцы отказались. В следующем году WB.XXVI был привезен в Латвию, где всего после трех полетов он был забракован и возвращен обратно компании и пущен на слом.

Попытки заинтересовать пулеметом заказчиков как в Англии, так и за рубежом на фирме Бердмор продолжались до середины 30-х, но успехов не возымели и в 1936 году работы над оружием были свернуты.

Как сказано выше, пулеметы Beardmore-Farquhar использовали газоотводную автоматику с запиранием поворотом затвора и промежуточным пружинным буфером. Стрельба велась с открытого затвора.

Конструктивной особенностью автоматики пулемета являлось то, что отводимые из ствола газы через газоотводную трубку не воздействовали непосредственно на механизм разблокировки затвора, а запасали энергию, сжимали специальную пружину, позволяя таким образом снизить давление до безопасного предела. Таким образом достигалась работа автоматики без стрессовых нагрузок, и усложнения системы введением регулировки диаметра газоотводного отверстия, применяемого обычно в других системах с газоотводной автоматикой.

"Скететообразная" конструкция пулемета, в которой отсутствовала как таковая классическая ствольная коробка, способствовала хорошему охлаждению ствола, не позволяя ему перегреваться при длительной стрельбе.

Фирма Бердмор утверждала, что пулемет практически не требует смазки и малочувствителен к загрязнению. Чистку рекомендовалось производить через 2500 выстрелов.





 ТТХ:

Калибр, мм 7.7 12.7
Тип автоматики

газоотвод

Масса тела пулемета, кг
Длина общая, мм
Длина ствола, мм
Темп стрельбы, выстр/мин
Начальная скорость, м/с
Емкость магазина
Тип патрона
7,04
1210 (с учетом приклада)
660
450 - 640
844
77 - 81 патронов
.303 British 7.7×56R
13,05
1280 (1549 с учетом приклада)
889
420 - 550
853
29 или 52 патрона
.5 Vickers 12.7х81



 Доп. информация :

 Фотографии:
 12.7-мм пулемет Beardmore-Farquhar
 12.7-мм пулемет Beardmore-Farquhar
 12.7-мм пулемет Beardmore-Farquhar
 7.7-мм пулемет Beardmore-Farquhar
 Диск на 81 патрон для 7.7-мм пулемата
 Истребитель Beardmore WB.XXVI
 12.7-мм пулемет в задней кабине WB.XXVI

  Схемы:

 Схема ствола

 


Список источников:

Евгений Аранов. Авиационные пулеметы Великобритании
R. Wallace Clark. "British Aircraft Armament. Vol 2". Patrick Stephens Limited


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: