Реклама...

    


 
 
   главная вооружение урвв
 
     К-9/К-9-155 (изделие 90, 91, 92, 93)
       
Страна: Россия
Тип: Управляемая ракета средней дальности

 

Для вооружения истребителя-перехватчика Е-152 с двигателем Р-15-300 в ОКБ была разработана и построена управляемая ракета К-9, предназначенная для поражения цели под всеми ракурсами, в том числе на встречных и пересекающихся курсах. Исходя из условий получения минимальных кинематических перегрузок ракеты, особенно в районе цели при атаке ее под всеми ракурсами, для управления ракетой был выбран принцип самонаведения по методу параллельного сближения, при котором обеспечивается нулевая угловая скорость линии ракета-цель. Для ракеты выбрали симметричную Х-образную аэродинамическую схему с поворотным крылом. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом. Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установили четыре роллерона.=

Основное оборудование ракеты включало в себя: радиолокационную полуактивную ГСН импульсного действия ЦР-1, автопилот АПЦ-18, импульсный радиовзрыватель ЦРВ-1, БЧ осколочно-фугасного действия, предохранительный механизм И-60, однокамерный двухрежимный пороховой двигатель ПРД-56.

Условия применения ракеты К-9 (большие скорости пуска и сближения с противником, неманевренный характер атаки, подсветка цели мощной бортовой РЛС перехватчика) привели к появлению ряда конструктивных особенностей. Мощный двурежимный двигатель со стартовой тягой 5500 кг вначале разгонял снаряд до скорости 1400 м/с, а затем переходил на крейсерский режим с тягой 2500-3000 кг.

Система наведения разрабатывалась КБ-1 Минвооружения. Головка ракеты К-9 была всеракурсной и позволяла атаковать самолет противника с любого направления, хотя ее несовершенство и ограничивало дальность пуска девятью километрами. Наведение ракеты на цель по методу параллельного сближения требовало при подсветке цели непрерывного согласования частот излучения РЛС самолета-носителя и отраженных от цели сигналов. Для приема сигналов излучения самолетной РЛС на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри канала синхронизации. Это громоздкое сооружение в дальнейшем заменили, разместив антенны-пластины на корпусе.

Вес К-9 составлял 245 кг, из которых 103 кг приходилось на двигатель, 15 кг весила радиолокационная головка самонаведения и 27 кг - боевая часть с неконтактным радиовзрывателем, обладавшая радиусом поражения 20-30 м.

Ракета должна была войти в состав автоматизированного комплекса перехвата LУраган-5Б╕, но= в связи с закрытием работ по этой системе, пуски ракет были проведены с Е-152А уже в составе комплекса перехвата Е-152-9.

Для проведения летных испытаний ракета К-9 разработана в следующих вариантах:

  • боевой (изд.90)
  • баллистический (изд.91) - предназначен для определения аэродинамических и баллистических характеристик ракеты при полете с закрепленными крыльями, проверки безопасности отделения от носителя, а также для проверки характеристик двигателя
  • программный (изд.92) - предназначен для определения аэродинамических и баллистических характеристик ракеты в управляемом по программе полете, а также для проверки работоспособности автопилота, энергоблока и пневмосистемы в летных условиях
  • телеметрический (изд.93) - предназначен для оценки выполнения требований к ракете в замкнутой системе (носитель-ракета-цель) с ГСН и радиовзрывателем, без подрыва БЧ ракеты при пролете ее около цели

В 1961 г. было изготовлено 26 ракет (изд.90 - 3 экз., изд.91 - 6 экз., изд.92 - 11 экз., изд.93 - 6 экз.). В начале этого же года произведены три пуска ракеты К-9 с АПУ установленной на наземном стенде. За время летных испытаний с самолета Е-152А на полигоне ГК НИИ ВВС в 1961 г. произведено 10 пусков ракет К-9 (5 - изд.91 и 5 -изд.92). Результаты испытаний подтвердили совпадение аэродинамических и баллистических характеристик ракеты с расчетными. Проводились также наземная отработка БЧ на полигоне ГСКБ-47, лабораторные и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование ракеты на всех режимах, а также расчет в НИИ-2 эффективности боевых ракет.







 

 

Разработчик
Первый пуск
Тип ГСН
Длина, м
Вес ракеты, кг
Тип боеголовки
Вес боеголовки, кг
Двигатель
Тяга двигателя, кгс
стартовый
крейсерский
Вес двигателя, кг
Скорость, м/с (км/ч)
Дальность пуска, км
ОКБ А.И.Микояна
1961
радиолокационная полуактивная
4,3
245
осколочно-фугасного действия
27
ПРД-56

5500
2500-3000
103
1400 (5000)
9



Список источников:

Авиация и Космонавтика. Р. Ангельский. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух
М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса "воздух-воздух"


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: