Реклама...

    


 
 
   главная вооружение урвв
 
     AIM-7M Sparrow III
       
Страна: США
Тип: Управляемая ракета средней дальности

AIM-7C AIM-7D AIM-7E AIM-7E2 AIM-7F AIM-7M
 


Следующая модификация ракеты Sparrow II (ААМ N-3) имела полуактивную радиолокационную систему самонаведения. В остальном ее данные были близки к Sparrow I. В 1955╒56 гг. было изготовлено небольшое количество ракет Sparrow II, затем ее сняли с производства в связи с появлением новой модификации - Sparrow III.



Ракета Sparrow III первоначально имела индекс AAM-N-6, позже - AIM-7C. Система наведения полуактивная радиолокационная. Двигатель тот же, что и на предшествующих моделях.

Разработка Sparrow III была начата в 1954 г., в 1958 г. она была принята на вооружение. Ракета была на вооружении истребителей Demon (F3H и F3H-2) и Phantom II (F-4B, F-4C, F-4M) по 6 ракет.

Все модификации ракеты Sparrow III выполнены по одинаковой аэродинамической схеме с крестообразным поворотным крылом и стабилизатором, конструктивно они состоят из четырех отсеков: головного, крыльевого, боевой части и двигательного. Они имеют одинаковые узлы подвески и приблизительно равные геометрические размеры, что дает возможность использовать их на одних и тех же самолетах-носителях. Управляемые ракеты наводятся по методу пропорциональной навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными головками самонаведения. Отраженный от цели сигнал облучения принимается антенной головки самонаведения, а прямой опорный ╒ хвостовой антенной. В крыльевом отсеке находится исполнительный механизм, который отклоняет консоли крыла пропорционально сигналам управления.

На ракетах применяются боевые части стержневого типа, поражающим элементом которых является непрерывное кольцо из стальных спаянных друг с другом стержней, образуемое после подрыва боевой части неконтактным активным радиолокационным (при полете вблизи цели) или контактным (при прямом попадании) взрывателем.


Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7C
203
3,6
980
160
34
667
12

Твёрдотопливные двигатели управляемых ракет имеют 1 или 2 режима работы. Они снаряжаются смесевым топливом в виде шашки с центральным звездообразным каналом.

Ракета AIM-7D принята на вооружение в 1961 г. Она оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведсния непрерывного излучения. Кроме того, твердотопливный двигатель LR44-RM2, стоявший на AIM-7C, был заменен на двигатель Roketdyne Мк.38/39 (оба двигателя были 1-режимными). Выпуск ракет AIM-7D был прекращен в 1963 г. после запуска в производство новой модификации AIM-7E.


Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7D
203
3,66
980
180
30
667
15

Ракета AIM-7E обладала усовершенствованной головкой самонаведения, имела новый двигатель Aerojet Мк.52.Mod.2. Вес двигателя составлял 68,5 кг, время работы 2,8 с. В качестве горючего использовался полибутадиен, окислителя - перхлорат аммония. Благодаря новому двигателю ракета стала развивать большую скорость и приобрела большую дальность стрельбы. Понятно, что большая дальность - это заслуга не только двигателя, но и новой радиолокационной головки самонаведения.

На базе AIM-7E была создана ракета корабельного зенитного ракетного комплекса Sea Sparrow, принятая на вооружение ВМФ США и многих других государств. Позже ракета AIM-7E вошла в состав зенитных ком плексов НАТО Spada (наземного) и Albatros (корабельного). На базе AIM-7E многие страны создали собственные ракеты "воздух - воздух". Как видно, успех на полигонных испытаниях и хорошая реклама принесли ракете AIM-7E мировую славу.

Но гладко было на бумаге, а вот во Вьетнаме в 1965-69 гг. из десяти выпущенных ракет Sparrow в цель попадала лишь одна. Боевые действия выявили такие недостатки, как большая минимальная дальность пуска, большая задержка между захватом цели бортовой РЛС самолета-носителя и пуском LВоробья. Особенно была низка эффективность при стрельбе по целям, маневрирующим с большим ускорением.

15 июня 1968 г. у берегов Вьетнама палубные истребителя обстреляли ракетами Sparrow свои же корабли. Операторы РЛС по ошибке приняли их за вертолеты северовьетнамцев. В результате получили повреждения крейсер Boston, австралийский эсминец УРО Hobart, а 2 патрульных катера типа Swift были потоплены.


Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7E
203
3,66
1020
204
30
1000
25

По результатам боевых действий во Вьетнаме срочно была начата разработка новой модификации ракеты Sparrow ╒ AIM-7E2, поступившей на вооружение в 1968 г.

При ее создании основное внимание уделялось достижению необходимых характеристик, обеспечивающих возможность ведения маневренного воздушного боя. Для этого было снижено время взведения взрывателя, усовершенствованы головка самонаведения, система управления и привод консолей крыла. В результате ракета стала более маневренной, значительно уменьшилась минимально возможная дальность стрельбы. Для удобства эксплуатации стабилизатор на ней выполнен легкосъемным.



Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7E2
203
3,66
1020
195
30
667
50

 

К 1973 г. была принята на вооружение ракета AIM-7F. Ее головка самонаведения работала в двух режимах: импульсно-доплеровском и непрерывного излучения, что позволяло применять ракету на самолетах с различными бортовыми РЛС.

Боевая часть новой конструкции стержневого типа имеет больший радиус поражения. В отличие от предыдущих модификаций боевая часть ракеты установлена между головным и крыльевым отсеками. Это стало возможным благодаря тому, что резко уменьшился объем, занимаемый аппаратурой, поскольку вся электронная схема головки самонаведения, систем управления и подрыва выполнена на микросхемах, а не на электровакуумных лампах. Кроме того, повысилась надежность ракеты - наработка аппаратуры на отказ составила 470 ч., то есть в восемь раз больше, чем у AIM-7E.

Ракета оснащена новым 2-режимным двигателем Hercules Мk.58 Mod.2. При существенном увеличении дальности стрельбы по сравнению с AIM-7E2, ракета AIM-7F лучше приспособлена к ведению ближнего маневренного боя.

Войсковая эксплуатация ракет AIM-7F выявила ряд недостатков. Один из них ╒ низкая помехозащищенность от радиолокационных сигналов, отраженных от земли что особенно важно при атаке целей, находящихся малых высотах. В связи с этим в 1975 г. были начаты pаботы по совершенствованию ракеты AIM-7F путем оснащения ее моноимпульсной головкой самонаведения с лучшей помехозащищенностью.

Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7F
203
3,66
1020
228
39
1120
70

 

В 1976-77 гг. были проведены летные испытания новой модификации AIM-7M. Тем не менее и в принятой и, вооружение ракете AIM-7M не устранен принципиальный недостаток всех ракет "воробьиного семейства" - использование полуактивной радиолокационной системы наведения. Эта система существенно ограничивает маневренность самолета-носителя, требует непрерывной подсветки цели (в течение 20-25 с. при нахождения ее вне пределов визуальной видимости и 10-20 с. в пределах) вплоть до попадания в нее ракеты. Полуактивная дислокационная система весьма уязвима для современных средств радиоэлектронного подавления. Она в принципе исключает реализацию одного из главных требований к современному управляемому оружию - "выстрелил и забыл", т. е. автономное наведение после пуска.

Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км
AIM-7M
203
3,66
1020
200
39
-
100

 







 



Список источников:

Денис Евстафьев. Семейство ракет AIM-7
Federation of American Scientists. Conventional Weapons
Directory of U.S. Military Rockets and Missiles
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: