Реклама...

    


 
   главная вооружение нур
     Wfr.Gr.21Е /28/32
       
Страна: Германия
Тип: Неуправляемый реактивный снаряд

 

В 1943 году, когда налеты союзной бомбардировочной авиации на территорию Германии приобрели систематический характер, на вооружении Люфтваффе не состояло ни одного удовлетворительного образца ракеты класса "воздух-воздух". По этой причине в спешном порядке форсировали работу над проектами ракетного вооружения. Об этом свидетельствует число предложенных, начиная с 1943 года, конструкций - более 20. Количество проектов, примененных в бою, оказалось значительно меньшим, а сколько-нибудь удачных из них - единицы.

Успешное применение наземных пусковых установок калибра 150 мм "Nebelwerfer 41" (15-cm NbWrf 41), а также ее более мощного варианта - "Nebelwerfer 42" калибра 210 мм (21 cm NbW 42), впервые примененного в 1943 году, послужило поводом для попытки оснащения такими установками самолетов.

За базу была взята более удачная 210-мм ракета которая носила обозначение Wfr. Gr. 21Е "Doedel" (Wurframmen Granate 21) или BR 21 (Bordrakete 21). По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела весьма удачную баллистическую форму. В штампованную камеру сгорания было уложено 18 кг горючего (7 трубчатых шашек пороха). Горловина камеры завинчивалась перфорированным днищем с 22 наклонными соплами (угол наклона - 16 градусов) и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал.

Относительно толстостенная боеголовка изготавливалась методом горячей штамповки. После обработки и заполнения тринитротолуолом и аматолом в процентном отношении 50/50, её корпус ввинчивался на резьбу в передней части камеры сгорания. К передней части боеголовки привинчивался футляр с капсюлем-воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась штампованным стальным наконечником, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.

Конструкция пусковой установки являлась импровизированной. Она предусматривала установку стандартной трубчатой направляющей длиной 1.3 м. под каждой плоскостью одномоторного истребителя. Крепежные распорки укреплялись в гнездах для крепления подвесных топливных баков. Как и баки, направляющие могли сбрасываться в полете вместе с распорами. Снаряд Wfr. Gr. 21 массой 112.6 кг, из которых 40.8 кг приходилось на боевую часть, содержащую 10.17 кг смеси тротила и аматола, разгонялся до 320 м/с, теоретически достигая дальности 7.8 км. Реальная дальность при пуске с самолета не превышала 1200 метров. В отличие от сухопутной версии, авиационный снаряд Wfr. Gr. 21, как правило, оснащался дистанционным взрывателем, обычно выставляемым на дистанцию от 600 до 1200 м. Это было вызвано спецификой применения Wfr. Gr. 21, ориентированного, в основном, для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников. Прямое попадание снаряда в самолет противника было малореально, так как рассеивание на дистанции 1000 м составило 7 м по вертикали и 40 м по горизонтали, но поражающий эффект от взрыва 10 кг взрывчатки был огромен. Радиус сплошного поражения осколками составлял более 40 метров.


Wfr.Gr.21E

Обычно одномоторные истребители Messerschmitt Bf-109 и Focke-Wulf Fw-190 брали под крыло по одной пусковой установке Wfr. Gr. 21, двухмоторные перехватчики Messerschmitt Bf-110, Ме-210 и Ме-410 - две, реже - три под каждое крыло.

Впервые ракеты Wfr. Gr. 21 были применены в бою 29 июня 1943 года в ходе отражения налета союзной авиации близ Киля и Варнемюнде истребителями JG 1 и JG 11. В этом бою взрыв одной из ракет уничтожил сразу три В-17.

С октября 1943 года оснащение групп перехватчиков ракетными установками стало массовым. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом по плотным порядкам тяжелых бомбардировщиков для разрушения их строя, после чего выбивание их поодиночке пушечным огнем. В целом, такая тактика на первых порах доказала свою эффективность, потери союзных бомбардировщиков начали быстро расти. Однако, введение эскортирования тяжелых бомбардировщиков союзниками сделало перехватчики, оснащенные тяжелыми и габаритными ракетными подвесками легкой мишенью. Тем не менее в эскадрах ПВО ракеты Wfr. Gr. 21Е "Doedel" использовались до конца войны, устанавливаясь практически на все типы самолетов, задействованных в защите Рейха. Даже новейшие реактивные Ме-262 часто несли две пусковые трубы, закрепленные под носовой частью.


Wfr.Gr.21E

С целью снижения лобового сопротивления пусковых установок была разработана 6-ствольная револьверная пусковая установка W.Gr.42, которая монтировалась в бомбоотсеке тяжелого истребителя Ме-410. Установка вела огонь залпами по две ракеты через вырезы в носовой части фюзеляжа. При этом носовые пушки MG-151 демонтировались. Стволы установки были направлены вниз под углом 15╟. Первые испытания ее, проведенные 3 февраля 1944 закончились взрывом и гибелью самолета вместе с экипажем. Тем не менее, несколько Ме-410В были все же оснащены этими установками и по некоторым данным использовались в бою.

Была попытка оснастить тяжелый бомбардировщик Heinkel He-177 33-мя направляющими, расположенными под углом 60╟, превратив его в огромный перехватчик. Лишь однажды, с расстояния двух километров, он безуспешно атаковал бомбардировщики США, но был сбит истребителями сопровождения до того, как успел применить ракеты.

Попытки применения Wfr. Gr. 21Е "Doedel" в штурмовых операциях по наземным целям предпринимались периодически, но систематического характера не приобрели. Мощная боеголовка ракеты обладала хорошим поражающим эффектом против площадных целей и автоколонн. Но для поражения танка необходимо было ее прямое попадание попадание в танк, что не обеспечивала традиционно низкая точность. Поэтому применение Wfr. Gr. 21Е "Doedel" в штурмовых операциях, носило эпизодический характер. Случаи применения ракет по наземным целям были зафиксированы в Италии, во Франции и во время контрнаступления немцев в Арденнах. Были попытки вооружения Wfr. Gr. 21Е штурмовиков "Henschel" Hs-129, но дальше экспериментов дело не пошло.


ПУ Wfr. Gr. 21Е "Doedel" под крылом Fw.190

Существовали и другие варианты: так, на одном из Fw-190А-8 установили одну направляющую 210-мм ракеты, развернутую в заднюю полусферу. Поскольку перехватчики, как правило, атаковали бомбардировщики противника на пересекающихся курсах, а огонь открывался с предельно малой дистанции, последние оказывались в зоне обстрела весьма малое время. Таким образом, проскочив строй вражеских самолетов, пилот "Фокке-Вульфа" мог, не разворачиваясь, послать им "на прощание" еще одну мощную ракету, после чего начать разворот для новой атаки.

Всего с 1943 года и до конца войны немецкая промышленность выпустила 402 580 штук ракет семейства Wfr. Gr. 21 сравнительно скромное количество по сравнению с миллионными тиражами советских, американских или английских "эрэсов". Причем подавляющее большинство 210-мм ракет было использовано наземными войсками в многочисленных установках залпового огня.

6-ствольная револьверная пусковая установка W.Gr.42 для ракет Wfr. Gr. 21Е в бомбоотсеке истребителя Ме-410.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более ранний вариант турбореактивного снаряда "Doedel" базировался на довоенной разработке малоэффективной 15-cm Wurfgranеte 41 "Spreg" калибра 159,5 мм. Несколько усовершенствованный двигатель 150-мм реактивного снаряда использовали для разработки конструкции 280-мм фугасной и 320-мм зажигательных ракет (28 cm Wurfkorper Spreng и 32 cm Wurfkorper Flam), носивших общее обозначение Wfr.Gr.28/32 выпуск которых был начат в 1940 году. Оба варианта снабжались одинаковым двигателем, но различались массой, размерами и снаряжением боевой части.

Кожух боевой части реактивной мины изготавливался сваркой из штампованных листов жести. 280-мм фугасная ракета общей массой 84.6 кг имела боевую часть массой 61 кг и снаряжалась 45,4 кг взрывчатки. Длина ракеты составляла 1190 мм. Эффективная зона поражения осколками - 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось.

Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 41.5 кг зажигательной смеси (сырая нефть). При ведении огня по сухому лугу или лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 квадратных метров с высотой пламени до двух-трех метров. Разрыв заряда мины (массой 1 кг) создавал дополнительное осколочное действие.

Значительный вес боевой части и неудачная баллистическая форма реактивного снаряда повлияла на дальность стрельбы снарядами Wfr.Gr.28/32. Максимальная дальность полета ракеты составляла не более 1950-2200 метров при максимальной скорости 145-153 м/с. Существенным недостатком мины была так же непрочность ее корпуса, в результате чего боеприпас часто раскалывался при падении.


Wfr.Gr.28/32 под крылом Fw.190

В ходе войны немцы сняли с вооружения зажигательные ракеты калибра 320-мм по причине их недостаточной эффективности, фугасные 280-мм часто использовались до конца войны наземными войсками. Общее количество произведенных за годы войны фугасных 280-мм ракет составило 459 850 штук, зажигательных 320-мм 199 300 штук.

Предпринимались попытки использования Wfr.Gr.28/32 в Люфтваффе. Ракеты были испытаны на Fw-190A-5/R6 и впоследствии подвешивались под крыльями усовершенствованных машин серии F-8 в количестве от двух до четырех. Пусковая установка представляла собой простую сварную металлическую раму, аналогичную армейским пусковым установкам, куда помещался снаряд. Однако, первые же попытки их применения выявили полную неэффективность ракет как при стрельбе по самолетам, так и по наземным целям. Ввиду большой массы и низкой скорости ракеты, она имела сильно навесную траекторию и вероятность попадания в точечную цель была близка к нулю.


Wfr.Gr.28/32






Тип Wfr.Gr.21Е Wfr.Gr.28 Wfr.Gr.32
Боевая масса, кг
Длина, мм
Диаметр б/ч, мм
Масса разгонного заряда, кг
Масса ВВ б/ч, кг
Тип б/ч
Скорость, м/с
112.6
1260
210
18.6
10.17 (фугасный)
Фугасный
320
84.2
1190
280
15.1
45.4 (фугасный)
Фугасный
145
79.0
1300
320
30.0
41.5 нефти +1 кг ВВ
зажигательный
152



Список источников:

Евгений Аранов. Авиационные реактивные снаряды Люфтваффе


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: