Реклама...

    


 
 
   главная вооружение нур
 
     ТРС-190
       
Страна: СССР (Россия)
Тип: Турбореактивный снаряд

 

В первое послевоенное десятилетие разработка отечественного авиационного реактивного вооружения шла параллельно по нескольким направлениям. Мнения относительно концепции перспективного авиационного PC среди специалистов разделились. Одни остались приверженцами классического оперенного боеприпаса, не вращающегося в полете вокруг своей продольной оси. Другим, как было сказано выше, настолько приглянулась немецкая схема турбореактивного снаряда, что об иных они и слышать не желали. Как часто бывает, наиболее оптимальный вариант оказался как раз посередине, но об этом несколько позже.

Для расширения боевых возможностей истребительной авиации и в соответствии с Постановлением СМ СССР N5119-2226 от 15 декабря 1951 г. и приказом МАП N1264 от 26 декабря 1951 г. в ОКБ-155 проводились работы по оснащению серийных самолетов различными вариантами подвесного реактивного вооружения для борьбы как с наземными, так и с воздушными целями.

В соответствии с этим документами, ОКБ-155 требовалось оснастить истребитель МиГ-17 пусковыми установками ОРО-190 (с длиной ствола 1800 мм) для двух 190-мм турбореактивных снарядов ТРС-190 "Стрела" с механическими взрывателями ВМТР, и сдать его на испытания заказчику в августе 1952 г. В июле 1952 г. были готовы рабочие чертежи, а 13 августа самолет, получивший индекс СИ-19, передали на заводские летные испытания. После полигонных испытаний 9 сентября 1952 г., машина поступили на госиспытания в ГК НИИ ВВС.

Кроме того, в соответствии с Постановлением СМ СССР N1774-666 от 12 апреля 1952 г., на заводе N81 МАП подобную реактивную систему установили и на истребителе МиГ-15бис. По всей видимости, это были два спаренных орудия ОРО-190К (с длиной ствола 720 мм), позволявшие вести огонь снарядами ТРС-190 с опытными электровзрывателями В-19. Самолет также оснастили прицелом АП-2Р и прибором зарядки взрывателей ПЗВ-51. После заводских испытаний, 8 апреля 1952 г. самолет перегнали с аэродрома ЛИИ МАП на полигон ГК НИИ ВВС и предъявили Министерству сельскохозяйственного машиностроения (в его ведении тогда находился НИИ-1) для проведения огневых летных испытаний системы ТРС-190, которые начались 14 апреля. Однако 4 мая испытания прервались, так как во время выхода самолета из пикирования после стрельбы с левой консоли сорвалась балка-спарка с орудиями ОРО-190К. В связи с тем, что подразделения полигонного обеспечения так ее и не нашли, причину срыва установить не удалось. На заводе N81 МАП изготовили новую, с усиленными узлами крепления. После завершения огневых испытаний снаряда ТРС-190 с удовлетворительными результатами (72 выстрела, из них 16 - на земле и 56 - в воздухе) 3 июля 1952 г., 190-мм реактивную систему в составе вооружения самолета МиГ-15бис предъявили ГК НИИ ВВС на государственные летные испытания. Кроме того, четыре орудия ОРО-190 передали НИП ВВС N4 на наземные испытания.

В соответствии с приказом МАП N691 от 19 июня 1952 г., изданного "вдогонку" вышеупомянутым документам, заводу N292 МАП по чертежам главного конструктора КБ-1 завода N81 МАП В.П. Григорьева предписывалось изготовить узлы и агрегаты, а также оборудовать реактивными системами для стрельбы снарядами ТРС-190 шесть истребителей МиГ-15бис из числа принятых военной приемкой. Машины должны были поступить на войсковые испытания в сентябре 1952 г.

Следует отметить, что в этот же период кроме пусковых установок ОРО-190 на заводе N81 МАП провели отработку нескольких вариантов орудий разового применения. Однако, проведенные испытания как фанерных, так и металлических орудий не дали положительных результатов по кучности стрельбы. Учитывая, что за это время заводом N81 МАП было отработано и прошло госиспытания короткое орудие многоразового применения ОРО-190К, которое оказалось значительно проще в изготовлении и эксплуатации, чем ОРО-190, работы по отработке одноразовых орудий были прекращены. К тому же, как показали испытания, одноразовые орудия не давали ожидаемого экономического и эксплуатационного преимущества.

Между тем, как это ни странно, разработку самого боеприпаса с БЧ осколочно-фугасного действия филиалу НИИ-1 б-го ГУ МОП официально задали только год спустя на основании Постановления СМ СССР N2469-1022 от 19 сентября 1953 г. (приказ МОП N737 от 10 октября 1953 г.). За разработку снаряда отвечал ведущий инженер НИИ 3. Ю. Бродский. Общее руководство работами осуществлял главный конструктор Е. А. Печерский.

В соответствии с этим же Постановлением и на основании приказа МАП N86 от 2 октября 1953 г., ОКБ-155 предписывалось оснастить истребитель СИ-19 орудиями для стрельбы ТРС-190, прицелом АП-21 (АП-2Р), приборами зарядки взрывателей ПЗВ-52 и передать на заводские и государственные летные испытания в III квартале 1953 г. Правда, заводские летные испытания машины с доработанной системой вооружения закончились еще 12 августа 1953 г., а к 1 января 1954 г. завершился и первый этап государственных летных испытаний. Для проведения второго этапа испытаний самолет передали на полигон ГК НИИ ВВС. В 1954 г. госиспытания самолета СИ-19 завершились с положительным результатом, но окончательное решение о принятии на вооружение 190-мм реактивной системы ВВС отложили до окончания войсковых испытаний.

В начале 1955 г. на войсковые испытания в НИИ ВВС все соисполнители предоставили 1000 снарядов со взрывателями, четыре самолета МиГ-17Ф, оборудованные заводом N153 МАП реактивными орудиями ОРО-190К, авиационными стрелковыми прицелами АСП-5Н и приборами зарядки взрывателей ПЗВ-52. Однако 600 электровзрывателей ЭВ-51 из НИИ-137 МОП и 600 механических взрывателей ВМТР завода N42 МОП с поступлением задерживались. Не выдержав контрольных испытаний (ЭВ-51 по дистанционному действию, ВМТР - по безотказности), обе партии взрывателей были забракованы.

В конструкции электровзрывателя ударно-дистанционного действия, разработанного к июлю 1954 г. под руководством Торейко в НИИ-137, давнее требование руководства ВВС к инженерам-оружейникам удалось реализовать. Оно заключалось в необходимости дать возможность пилоту в полете из кабины самому регулировать время срабатывания взрывателя исходя из обстановки. Предвоенные попытки разработать подобное устройство основывались на электромеханическом принципе и не имели положительного результата. Детище НИИ-137 использовало полностью электротехнический принцип работы. Срабатывание взрывателя на траектории полета ТРС обеспечивалось замедлителем конденсаторного типа.

На испытания опытный взрыватель ЭВ-51 был предложен в составе ТРС-190 под наименованием В-19. Однако, забегая вперед, отметим, что поскольку данную реактивную систему ВВС отвергло, взрыватель чрезвычайно удачной конструкции поступил на вооружение в составе авиационной реактивной системы АС-21 под наименованием В-21. Им снаряжали серийные авиационные реактивные снаряды С-21 и опытные АРС-212М. Отзывы полковых специалистов о работе и надежности взрывателя были только положительные.

Разработкой опытного механического взрывателя ВМТР для турбореактивных снарядов в ОКБ завода N42 МОП занималась конструктор Никитина из группы Хахавина на основании ТТТ Управления испытаний авиационного вооружения НИИ ВВС, выданного еще в декабре 1947 г. К концу сентября 1954 г. проектирование взрывателя непредохранительного типа, мгновенно-ударного и 10-секундного дистанционного действия завершилось. Это была попытка скомбинировать два по-своему неплохих взрывателя - АМ-А мгновенного действия и механическую дистанционную трубку ТМ-24А. На испытания данный симбиоз был предложен под наименованием ВМ-19. На вооружение взрыватель так и не поступил, однако его некоторые оригинальные конструктивные решения были использованы при работе над подобными устройствами для перспективных реактивных снарядов.

190-мм турбореактивные снаряды проходили отработку в составе вооружения истребителе МиГ-19. На основании Постановления СМ СССР N2543-1224 от 30 декабря 1954 г. и приказов МАП N9 от 8 января и N91 от 17 февраля 1955 г., ОКБ-155 приступило к оснащению истребителя МиГ-19 (индекс разработчика - СМ-2Б) пусковыми установками ОРО-190К для стрельбы снарядами ТРС-190. Серийную машину N59210406 оборудовали в двух вариантах - с двумя и четырьмя ТРС-190. Самолет успешно прошел заводские летные испытания и 28 декабря 1956 г. был предъявлен на государственные испытания.















Калибр, мм
Длина, мм
190
1780

 



Список источников:

Авиация и Время. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов
Крылья России. История и самолеты ОКБ МиГ
Крылья Родины. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники "эрэсов"


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама: