Уголок неба ¦ FX-1400 FRITZ Х

Реклама...

    


 
 
   главная вооружение авиабомбы
 
     FX-1400 Fritz X
       
Страна: Германия
Тип: Управляемая планирующая бомба

 

Другой новинкой, после Hs293, явилась более простая в конструктивном отношении радиоуправляемая планирующая УАБ FX1400 (или, как ее еще называли, Fritz X), разработанная доктором Максом Крамером. Опыты по созданию планирующей бомбы на базе авиабомбы SC250 доктор Крамер начал в 1938 г. В 1940 г. разработками Крамера заинтересовалось командование ВВС и передало проект фирме "Рурстг АГ", причем в качестве боевой части была выбрана гораздо более тяжелая бронебойная авиабомба PC 1400.

Снабженный крестообразными стабилизаторами Fritz X мог применятся с высот не менее 4000 м. Бомба имела корпус из закалёна стали с толщиной стенок в оживальной части до 15 см. С высот ~ 6000 м она пробивала 130-мм палубную броню. Взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Ускоритель подобный тому, какой был на Hs293, у FX1400 отсутствовал. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Это создавало ошибочно впечатление наличия ракетного двигателя.

Испытания FX1400 начались в феврале 1942 г. в Карлсхафене, но из-за потребности в "чистом небе" спустя два месяца были перенесены в солнечную Италию на учебный полигон Фоджа. Могли ли тогда итальянцы догадываться, какие потери их флоту нанесут эти бомбы полтора года спустя!

Для отработки методов применения Fritz X на авиабазе Грац Е сентябре 1942 г. было сформировано 21 -е учебно-испытательное командование на самолетах Не111Н и Do217K. Впоследствии оно вошло в состав 100-й бомбардировочной эскадры в качестве его III группы. И уже в 20-х числах июля 1943 г. перелетевшее на аэродром Фоджа звено HI/KG 100 предприняло две безрезультатные попытки нанести удар по английским судам на рейде Аугусты и у Сиракуз. Согласно данным британского историка С.Роскилла, опытные экземпляры FX1400, запускавшиеся с самолетов Do217, применялись и для нанесения ударов по Мальте.

Местом базирования KG 100 стала авиабаза Истр. С 10 сентября 1943 г. в командование эскадрой вступил кавалер Рыцарского креста майор Бернард Йопе, который днем раньше атаковал линкор "Рома". Свою высокую награду он получил ещё в 1940 г. за потопление гигантского лайнера "Эмпресс оф Бритен", который он уничтожил, летая на FW200 в составе KG40. 24 марта 1943 г. к Рыцарскому кресту командира KG 100 добавились дубовые листья (Eichenlaub). Группами 100-й эскадры с 10 сентября командовали гауптманы Хайнц Молинус (II/KG100) и Герард Делер (III/KG100).

С наибольшим размахом бомбардировщики-носители УАБ использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья - английских KMS, KMF и американских UGS. 

Вместе с тем выявился ряд недостатков FX1400. Бомба не мс пользоваться в условиях низкой облачности, т. к. минимальная ее сбрасывания равнялась 4000 м. Высокая бронепробиваемость игравшая свою положительную роль в случаях с "Ромой" и "Уорсп" оказалась излишней даже для крейсеров, не говоря уже об эсминцах и торговых судах. Как правило, "Фриц" прошивал корабль насквозь взрывался только в воде под ним. В итоге, немцы отказались от применения боеприпасов этого типа, и 19 ноября 1943 г. группа HI/KG 1C прибыла в Германию перевооружаться на Hs293.

Несколько слов о радиоподавлении. Дело в том, что немцы сразу учитывали возможность такого рода противодействия и создали альтернативную систему наведения УАБ - по проводам. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы, причем общая длина провода равнялась 30 км. Самолет оснащался передающим устройством FuG207 "Дормунд", а бомба - приемником FuG237 "Дуйсбург". В целом же система функционировала аналогично системе "Киль-Страсбург". Разрабатывалось также телевизионная система наведения УАБ. Однако ни теленаведение, ни управление по проводам не были применены в боевых условиях. Что касается самого радиоподавления, то относительно его эффективности имеются самые различные оценки. Историки британского ВМФ указывают, что радиопомехи являлись весьма действенным средством защиты от управляемых бомб. Во всяком случае, западные союзники уделили ему достаточно много внимания. Немцы же, напротив, относились к радиоподавлению довольно скептически, очевидно, вследствие того, что их оценки результативности применения УАБ были явно завышенными. Причем, несмотря на то, что реальная эффективность планирующих бомб постепенно снижалась, донесения об успехах продолжали оставаться вполне обнадеживающими. Германская военная разведка оказалось в данном случае также не на высоте. Эффективность вражеских помех так и осталась до конца не выясненной, так что готовая система управления бомбой по проводам осталась не востребованной.



Данные о применении управляемой бомбы Fx1400

Дата Класс Наименование Водоизмещение Район Результат
9.09.43
9.09.43
11.09.43
11.09.43
13.09.43
16.09.43
итал. Л К
итал. Л К
амер. КР
амер. КР
брит. КР
брит. ЛК
"Roma"
"Ita"ia"
"Savannah"
"Phi"ade"phia"
"Uganda"
"Warspite"
40.992т
40.724 т
9767т
9700т
8530т
31.520т
зап. пр. Бонифачо
зап. пр. Бонифачо
у Салерно
у Салерно
у Салерно
у Салерно
+
=
=
=
=
=
   + уничтожен
   = поврежден прямым попаданием или близким разрывом



 

Длина, м
Диаметр, м
Масса, кг
Вес БЧ, кг
Дальность полета, км
Максимальная скорость, М
Высота сброса, м

- 3.26
- 0.56
- 1570
- 320
- 3.5-9
- 0.8
- 4000-8000



Список источников:

Евгений Грановский, Мирослав Морозов. Применение немецких управляемых бомб
Немецкие управляемые бомбы


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: