по состоянию на начало 2001 года

Туркменистан Украина  Таджикистан Россия Молдова Литва Казахстан Киргизстан Латвия Грузия Эстония Беларусь Азербайджан Армения

Проект Михаила Жирохова


ТУРКМЕНИСТАН

Туркменистан переживает тяжелый экономический кризис - только за 1997 год падение ВПП составило 25%. Военно-воздушные силы были основаны в октябре 1993 года на базе частей ВВС и ПВО СССР, дислоцированных на этой территории.  ВВС имели к тому моменту МиГ-29 и Су-17 с базированием на АБ Мары. По всей видимости там же находилось и небольшое количество морально устаревших МиГ-21, Су-7 и Як-28. ПВО представлена МиГ-23М и МиГ-25. Только примерно 50 МиГ-23 используются - остальные находятся на хранении. В августе 1999 года ИТАР-ТАСС распространило сообщение, что все имеющиеся Су-25 пройдут капитальный ремонт на Тбилисском авиазаводе в счет долга этого государства за туркменский газ. На данный момент все 46 штурмовиков находятся "на приколе". Туркмены пытались продать часть самолетов, но безуспешно.

МиГ-23М\У - 220\10
МиГ-25\У - 24
МиГ-21 - 3
МиГ-29\У - 22\2
Су-7Б\17М\УМ - 3\65
Су-25 - 46
Ми-24 - 10
Ан-12 - 3
Ан-24 - 1
Ми-8  - 10
L-39 - 2

УКРАИНА

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Из всех постсоветских республик Украина после распада СССР располагала наиболее мощными ВВС в Европе (по крайней мере на бумаге). Ведь на ее территории базировалась большая часть Ту-160, МиГ-29 и Су-27. Однако на данный момент большая часть этих самолетов находится в нелетном состоянии. В марте 2000 года МО Украины Александр Кузьмук (после сбития Ту-154 уже бывший) заявил, что разработана программа трехэтапного до 2015 года сокращения ВВС. В ходе первого этапа (конец 2005 года) ВВС лишится еще 600 самолетов. Из новых поступлений можно отметить только заказ на 65 Ан-70. 8 из 19 Ту-160 и три из 27 Ту-95 переданы России в счет уплаты за газ. 3 Су-25 и 1 Су-25УБ, поставлены Украиной в  ВВС  Республики Македония.


Ту-22М\Р - 55\26
МиГ-29 - 225
МиГ-23М\УБ - 150
Су-27\УБ - около 60
Су-25 - 65
Су-24М\МР - около 200
Бе-12 - 14
Су-17М\УМ - 55
Ми-6 - 20
Ил-22 - 1
Ан-12 - 21
Ан-24\26  - 13\28
Ан-30 - 2
Ан-72 - 26
Ил-76\78 - 100
Ту-134\УБЛ - 2\3
Як-40 - 6
Ан-2 - 50
Ми-8\17 - 110
L-39 - 450
Як-52 - 230
Ан-70 - 65*


* Заказано, но не получено

АВИАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Украина также располагает морской авиацией, хотя всего два (или три) корабля могут нести летательные аппараты.

Ка-27\29 - 12\4
Ка-25 - 18
Ми-14ПЛ - 5
Ан-12 - 1
Ан-26 - 1
Ми-8 - 8


АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ

Армейская авиация представлена большим количеством Ми-8 и Ми-24. Однако согласно некоторым данным часть Ми-24 и все Ми-2 находятся в нелетном состоянии.

Ми-24 - 280
Ми-8 - 250
Ми-6 - 40
Ми-26 - 25
Ми-2 - 50


 ТАДЖИКИСТАН

Страна не выходит из состояния перманентной гражданской войны с 1991 года. Собственные ВВС малочисленны. Всю тяжесть войны выдерживают миротворцы, которые базируются на территории страны. В их распоряжении транспортные  самолеты и вертолеты Ми-8\24, штурмовики Су-25. На нынешний момент ВВС Таджикистана располагают пятью Ми-24 и 10 Ми-8. В планах закупки Су-25 в Беларуси.

 РОССИЯ

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

ВВС получили заметный импульс с приходом нового Президента В. Путина. Так, в 2000 году на развитие этого вида ВС выделено 62 биллиона рублей (или 2 биллиона долларов). НА данный момент только 21% парка может быть охарактеризован как "современный". Еще 32% прикованы к земле. На такое положение  накладывается продолжающаяся компания в Чечне и ситуация в Центральной Азии. В апреле 1997 года широкой публике представлены первые плоды программы МФИ самолет С-37 (ныне переименованный в Су-47). Однако аппарат является всего лишь летающим стендом для отработки новых решений. По заявлению российских  официальных лиц истребители пятого поколения поступят на вооружение ВВС не ранее 2010 года. Для замены Су-24 разработан прекрасный Су-27ИБ (более известный как Су-34), однако о полномасштабной программе производства говорить пока рано. Новейший Су-30 также поступил на вооружение в ограниченных количествах (гораздо больше их летает в Индии и Китае). ВВС планируют произвести модернизацию имеющихся 200- 300 МиГ-29 к более современным модификациям. С 1 марта 1998 года ВВС и ПВО  объединены в один род войск.

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ

Основу составляют устаревшие Ту-95МС. Парк Ту-160 значительно увеличился за счет передачи восьми самолетов этого типа Украиной в конце 1999-начале 2000 года. Еще несколько самолетов было построено (вернее, достроено). Объявлено о замене Ту-95МС, но на что именно определятся не ранее 2005 года. Также продолжаются работы по модернизации Ту-22М3. Всего на вооружении состоит около 100 Ту-22М и 80 Ту-95. Также имеется 20 танкеров Ил-78.

ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ

Из состава ФА выводятся МиГ-23\27, Су-17 и часть МиГ-23. При этом предпочтение отдается универсальному МиГ-29СМТ. Основу составляют Су-24 и Су-25. Разведкой занимаются Су-24МР и МиГ-25 Р\РБ. Небольшое количество МиГ-25БМ приспособлено для применения управляемых ракет Х-58. СУ-27ИБ и  Су-30 являются кандидатами для замены Су-24, однако их производство продолжается очень медленно. Всего в составе ФА имеется 450 Су-24 и 180 Су-25.

ПРОТИВОВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Созданы в результате слияния ПВО и истребительных частей ВВС. Кроме истребителей сюда входят самолеты ДРЛО. Также в распоряжении командования находится около 2000 установок ЗРК. Всего примерно 300 МиГ-31, 200 Су-27, 16 А-50 и небольшое количество МиГ-25. Правительственными программами  предусматривается поэтапная модернизация МиГ-31. 

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

Для развития этого рода войск предусматривается закупка 10 Ан-70, прототип которого уже проходит войсковые испытания. Этот самолет по идеедолжен заменить Ан-12, 250 образцов которого все еще находятся на вооружении. Кроме того в составе ВТА числится: 

Ан-22 - 45
Ан-124 - 25
Ил-76 -
250
+ небольшое количество Ан-24\26, Ан-32, Ил-62, Ту-134\154.

АВИАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Именно АВМФ располагает наиболее современными истребителями в России: Су-33. 24 таких самолета базируются на борту "Адмирала Кузнецова", который приписан к Североморску. Остальные 330 самолетов и 400 вертолетов базируются на земле. 
Ударный компонент представлен 160 Ту-22М3. Ту-16 выводятся из боевого состава. Также для ударных миссий приспособлены Су-24МР. Дальняя разведка обеспечивается Ту-142 при поддержке переоборудованных Ан-12, Ил-18, Ил-20. Старые Бе-12 все еще используются для спасательных и противолодочных операций. 
Все Ту-22, МиГ-27 и Су-17 из боевого состава выведены. Флотские вертолеты: Ка-25\27\29\31\32. Для разминирования и спасательных операций применяются Ми-14.

УЧЕБНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Основная подготовка в данный момент проводится на Л-29 и Л-39. Ожидаются закупки новых МиГ-АТ. Однако все меньше желающих служить в ВВС. 

ПОГРАНИЧНАЯ АВИАЦИЯ.

Пограничники располагают примерно 200 Ка-27, Ми-8\24 и Ми-26. Транспортный компонент представлен 70 Ан-24\26\72, Ил-76, Ту-134 и Як-40.

АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ.

Основу составляют старые Ми-8\17 и Ми-24. Имеется также ограниченное количество Ми-6 и Ми-26. Массовые поставки Ка-50 задерживаются из-за финансовых трудностей. Предусматривается модернизация Ми-24. Также военные заинтересованы в получении новых Ка-60. Ми-2 используются для поддержания летных навыков.

 МОЛДОВА

После распада СССР республике досталось 34 МиГ-29 разных модификаций. К 2001 году их осталось всего 6, остальные переданы (проданы) в США, Йемен, Румынию. Предполагалась закупка взамен большого количества вертолетов, однако на сегодняшний день в наличии имеется всего 8 Ми-8, 10 Ан-2, три Ан-72 и по одному Ту-134, Ан-24 и Ил-18.

 ЛИТВА

Литовская Авиационная служба официально основана 2 января 1992 года, переименована в ВВС в марте 1993 года. Основу составляют 8 реактивных Л-39 "Альбатрос": четыре куплены в Киргизстане и два в 1999 году получены от производителя. По планам 2000 года планировалось закупить 6 Л-159 и 12 истребителей, желательно "секонд-хэнд". Имеются также авиационные части в составе Национальной Гвардии (НГ).

Ми-8 - 17
Л-39 - 8
Л-410 - 2
Ан-2 - 6 + 10 в НГ
Ан-26 - 3
Ми-2 - 4 
Вильга - 4 все в НГ

 КАЗАХСТАН

После распада СССР стране достались довольно современные авиационные вооружения, в частности истребители МиГ-29 и Су-27, а также 40 Ту-95МС (на АБ Семипалатинск). В феврале 1999 года Нурсултан Назарбаев заявил, что ВВС сведены в 36 эскадрилий и пилоты имеют налет по 100 часов в год (для СНГ норма-20). В начале 2000 года ВВС пополнились 4 новенькими Су-27 и несколькими "Альбатросами". Часть самолетов находится на хранении.

МиГ-23\У - 100
МиГ-25ПД\У - 30
МиГ-31 - 30
МиГ-29\УБ - 36
Су-27\УБ - 20
Су-24 - 40
Ми-24 - 42
Ми-8 - 60
Ан-12 - 5
Ан-24\26 - 1\14
Ми-6 - 6
Ми-26 - 24
Боинг 757-200 - 1
Фалкон 900 - 1
Ту-134\154 - 2\2
Ан-30 - 6

 КИРГИЗСТАН

ВВС базируются на технике, ранее принадлежавшей авиационному училищу, в котором готовили преимущественно иностранных курсантов. Всего им досталось примерно 70 Л-39, несколько МиГ-21 и большое количество Ми-8 и Ми-24. Однако на сегодняшний день реально летают только несколько "Альбатросов" и примерно 20 вертолетов.
В сентябре 1999 года после вылазки экстремистов появились сообщения, что Россия предала (вместе с экипажами) несколько Су-25 и Су-24, которые и сыграли основную роль в уничтожении исламистов.

 ЛАТВИЯ

ВВС сформированы в августе 1994 года. На сегодняшний день они располагают 4 Ан-2, 8 Ми-2 и двумя Л-410. Имеется также Национальная Гвардия, в которой находятся несколько Ан-2, Вильг и планеров.

 ГРУЗИЯ

Основу ВВС составляют штурмовики Су-25, которые производятся на Тбилисском авиазаводе. Грузинское правительство также заказало 50 Су-39, которые должны быть поставлены в течение следующих семи лет. В начале 2000 года в страну прибыло 10 вертолетов "Ирокез", поставленных американцами. 

Су-25\К\УБ - 1\5\1
Ми-24 - 3
Ми-8\17 - 4
Ту-134 - 1
Ми-2 - 1
Ан-2 -
Як-52\18Т - 4
Л-29 - 4

 ЭСТОНИЯ

ВВС основаны в 1991 году. Их основу составляют два Ан-2 и несколько Вильг. США предоставили четыре вертолета Robinson R-44. По сообщению некоторых источников также четыре Ми-2 предлагаются на продажу. Пограничники располагают двумя Л-410 и четырьмя вертолетами Ми-8.

 БЕЛАРУСЬ

После продажи МиГ-29 в Перу и Алжир в 1999 году ВВС получили восемь новых самолетов этого типа. Они дополнили Су-27 в ПВО страны. Из состава ВВС выводятся старые МиГ-27. Большинство транспортных самолетов отданы в лизинг гражданским авиакомпаниям.

Су-24МК\МР - 30\12
Су-25\УБ - 87\10
Су-27П\УБ - 21\4
МиГ-23МЛД\УБ - 31\6
МиГ-29\УБ - 57\8
Ил-22 - 1
Ан-12 - 7
Ан-26\24 - 9\1
Ил-76МД - 32
Ту-134\154 - 1\1
Як-40 - 1
Ми-24 - 76
Ми-8 - 127
Ми-6 - 11
Ми-26 - 30


 АЗЕРБАЙДЖАН

Азербайджан как и большинство стран бывшего СССР зависят от поставок запчастей из России, поэтому боеготовность самолетов весьма низкая. Прежде всего что Россия поддерживает в конфликте за Карабах Армению.

МиГ-25ПД\РБ\У - 8\14\6
МиГ-21 - 5
Су-17М - 4
Су-24 - 5
Су-25 - 2
Ми-24 - 15
Ми-8 - 13
Ми-2 - 7
Л-29 - 18
Л-39 - 12
Ан-12 - 1

 АРМЕНИЯ

В начале 1999 года ВВС получили 8 МиГ-29 из России в дополнение к нескольким ЗРК С-300. Боеготовность довольно высокая.

Су-25 - 5
МиГ-25 - 1
Л-39 - 2
Ми-24П\К\РКР - 7\3\2
Ми-8\9 - 7\2
Ми-2 - 2
Ан-24\32 - 1\1
Ан-2 - 6
Як-52 - 10



[РАЗНОЕ] [ГЛАВНАЯ]