"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


Авиация Южной Кореи

Фоторепортаж

По материалам зарубежной печати. Фото: Владимира Лаврова.


KF-16C

ВВС Южной Кореи сегодня находятся на пути к полной модернизации, хотя долгосрочные планы закупки новой техники могут быть урезаны из-за предполагаемого улучшения отношений с Северной Кореей.

Находящиеся на вооружении самолеты F-4 и F-5 фирмы "Мак Доннелл Дуглас" должны быть заменены 160-ю F-16, которые в основном построит "Корея Аэроспейс Индастриз" и А-50 той же фирмы.


KF-5F

Кроме того, ВВС Южной Кореи хотят иметь самолет F-X, который подобен таким тяжелым истребителям, как F-15K, "Тайфун" и "Рафаль". Рассматривался вопрос и о приобретении модификации Су-27.

Военно-транспортная авиация Южной Кореи имеет 12 "Локхид" С-130Н "Геркулес", в дополнение к ним приобретаются 20 CN-235 фирмы "Индонезией Аэроспейс". В отдаленной перспективе предполагается закупить до 20 C-130z. Для радиолокационной и радиотехнической разведок закупается восемь "Хаукеров" 800 ХР.


KT-1

Имеется также потребность в четырех самолетах ДРЛО, которые планируется ввести в строй в 2008-м.

Сегодня в ВВС Южной Кореи эксплуатируются учебно-тренировочные самолеты Т-41 с поршневым двигателем, "Цессна" Т-37С с ТРД, которая постепенно вытесняет КТ-1 фирмы "Дэу" с ТВД, "Хок 67" фирмы "Бритиш Аэроспейс" (KAI) и Т-38 фирмы "Нортроп". Последние две машины планируется заменить самолетами Т-50 "Голден Игл" фирмы "Корея Аэроспейс Индастриз" (KAI), первый экземпляр которого поднялся в воздух летом 2002-го. Поставки намечены на 2005-й.


F-4D "Фантом" II.

День 28 сентября 2001-го, когда из сборочного цеха выкатили первый Т-50 "Голден Игл", означал больше, чем окончание очередного этапа разработки довольно-таки скромного проекта учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика.

Это еще и дата, начиная с которой можно говорить о положительных результатах настойчивых попыток Кореи превратиться в страну с развитой авиационно-космической промышленностью и войти в состав лидирующих держав.

Компания KAI начинала программу Т-50 в надежде получить экспортные заказы, хотя главной идеей было строительство отечественного самолета для удовлетворения нужд государства.

Начальник штаба ВВС генерал И.С. Ли сказал, что чисто корейский самолет помог бы правительству в решении вопроса о налаживании отечественной оборонной промышленности с расчетом на свои силы.

Как скоростной боевой реактивный самолет (по сути, высокотехнологичный проект, и, как это ни удивительно, - эффектный).

Т-50 уже стал ярким символом общетехнического и научного прогресса Южной Кореи и получил высокую оценку президента Ким Дэ-Юнг. ВМС Южной Кореи имеют достаточно мощную авиацию, которая в основном предназначена для борьбы с подводными лодками.

Предполагается к восьми самолетам ПЛО Р-ЗС добавить еще столько же переоборудованных и модернизированных машин, находившихся ранее в ВМС США. Имеется также около 24-х палубных вертолетов "Супер Линкс" фирмы "Джи Кей Эн Вестленд".

В сухопутных силах Южной Кореи числятся 18 вертолетов СН-47, 140 UH-60Р, в большинстве своем произведенных "Кореан Эр". Для замены находящиеся в ВВС и сухопутных силах UH-1/H предполагается построить дополнительные UH-60Р. Командование сухопутных сил проводит сравнение вертолетов AH-64D, АН-1Z и Ка-52 с целью закупки до 60 боевых машин для замены АН-1F.

Имея мощную, глубоко укоренившуюся промышленную базу с хорошим финансированием, Южная Корея уже многие годы участвует в авиационно-космических проектах. Еще в 1979-м компания "Кореан Эр Лайнз" (KAL) организовала проектно-конструкторские предприятия.

Ее примеру последовали компании "Хона", "Дэу" и "Самсунг". С 1981-го компания KAL начала сборку самолетов "Нортроп" F-5E и вертолетов "Сикорский" UH-60Р.

Корейские компании выпускали детали и сборочные узлы для лайнеров: "Эрбас" А319 (реверсоры тяги производства) и "Эрбас" АЗЗО/340 (гондолы двигателей производства); "Боинг 717" (носовые отсеки), "Боинг 737" (элементы крыла), "Боинг 747" (шпангоуты верхней палубы, панели дорожек, нервюры крыла).


CN-235.

"Боинг 757" (неподвижные участки передней кромки крыла), "Боинг 767" (неподвижные участки передней кромки крыла), "Боинг 777" (элементы крыла); "Дэш 8" фирмы "Бомбардье" (хвостовое оперение); ВАЕ "Хок" (крылья для самолетов ВВС Южной Кореи), "Орион" (панели обшивки внешней части крыла); MD11 (элементы крыла производства KAL) и MD-80 (элементы фюзеляжа производства KAL).

Для вертолетов "Белл 412" фирма "Самсунг" сначала изготавливала хвостовые балки и элементы конструкции фюзеляжа, а позднее объем сборки машин довели до 93%.

Первый этап корейской государственной стратегии предусматривал создание авиакосмической промышленности и, прежде всего, учебно-тренировочного самолета для основной подготовки летчиков КТХ-1 или КИ-1 (Woong Bee - "Отличный полет"). Этот УТС с ТВД "Пратт-Уитни Канада" РТ6-62 сильно напоминает "Пилатус" РС-9.

За пятью опытными образцами для летных испытаний и четырьмя планерами для статических испытаний последовало производство 85 машин для ВВС Южной Кореи. Эксплуатация первого из них началась в ноябре 2000-го. ВВС планирует приобрести еще 20 КТ-1-ХКО в качестве передового пункта наведения авиации.


Поршневой УТС первоначального обучения "Цессна" Т-41.

К концу октября 2001 -го поставили 28 КТ-1, которые заменили "Цесны" Т-37 и Т-41. В январе того же года от Индонезии поступил заказ на семь машин, поставка которых запланирована на январь 2003-го.

Одним из ранних и наиболее важных проектов производства авиационной техники является программа корейского истребителя KFP. В качестве его генерального подрядчика выступала компания "Самсунг Аэроспейс".

Она вместе с "Дэу" участвовала в лицензионном выпуске 108 истребителей F-16 в рамках контракта на 120 истребителей для корейских ВВС. Из них в республике Корея полностью собрали 72 машины.

Программа F-16 позволила Корее выйти на высокий технологический уровень. В рамках программы KFP-2 стоимостью 700 млн. долл., начиная с июля 2003-го будет поставлено еще 20 истребителей F-16C Блок 52.

Это поможет поддержать промышленность Кореи в рабочем состоянии до начала серийного производства Т-50, а также сохранит силовую структуру корейских ВВС с учетом задержки принятия на вооружение самолета "Голден Игл".

Следующим шагом Кореи на пути к самостоятельности станет производство нескольких типов летательных аппаратов, включая вертолеты: восьмиместного "Белл/Самсунг" SB427 и, возможно, KAL КМН отечественного кандидата в армейском конкурсе на ударный вертолет вспомогательного назначения в классе 6800 кг.

Наиболее важным пунктом на третьем этапе государственной стратегии станет переход к производству УТС "Голден Игл". Южная Корея начала исследование нового отечественного реактивного УТС/легкого штурмовика с высокими летно-техническими характеристиками еще в 1992-м.


С-130Н "Геркулес".

В то время проект имел обозначение КТХ-2 (корейский экспериментальный УТС) и, по плану, УТС повышенной летной подготовки, должен был заменить Т-38 "Хок" Мк 67, а как истребитель-бомбардировщик и учебно-боевой истребитель сменить F-5.

После того как США приобрели самолеты Т-3 ("Слингзби" Т-67) и "Бич" Т-6JPATS ("Пилатус" РС-9). Америка представлялась вполне реалистичным рынком для зарубежных УТСов. Для "Дженерал Дайнемикс" КТХ-2 - это потенциальная замена самолета Т-38, в то же время эта компания считает, что в ближайшие 30 лет спрос на мировом рынке на УТС достигнет 3500 машин.

Базовую компоновку КТХ-2 приняли в середине 1995-го, но вскоре проект временно приостановили. Объявление министерства финансов и экономики Кореи о прекращении дальнейшего финансирования программы, на которую требовалось 1,3 трилл. вон, вызвало смятение в рядах участников программы.

В октябре 1999-го компания "Самсунг Аэроспейс", генеральный подрядчик по проекту КТХ-2, объединилась с авиационным отделением компании "Дэу Хэви Индастри" и с фирмой "Хонда Спейс энд Эркрафт".

В результате образовалось предприятие "Кореан Аэроспейс Индастриз". При этом ожидается, что в программе будет участвовать и "Кореан Эр Лайнз", выпуская заднюю секцию фюзеляжа.

Не имея иностранных инвесторов, корейское правительство оказалось вынуждено гарантировать размещение выпуска ценных бумаг новой авиакосмической компании в банках, у частных кредиторов и в промышленности.

В результате KAL обросла новыми современными компаниями: "Самсунг Текуин" (ранее "Самсунг Аэроспейс"), "Дэу Хэви Машинери" и "Хонда Моторс" (преемник компании "Хонда Спейс & Эркрафт"), у каждой из них оставалось по 28% акций.

Между тем, планируя и реализуя разного рода консолидации, корейское правительство продолжало искать зарубежного инвестора, который взял бы на себя 30% средств (130 милл. долл.) в новой компании.

Руководство компании KAI не могло продолжить программу КТХ-2, не имея источника финансирования. Лишь в июле 1997-го, когда правительство официально постановило приступить к продолжению программы, в развитии которой к тому времени наметилось серьезное отставание.

В том же месяце, представители "Локхид Мартин" подписали договор с компанией "Самсунг", оговаривающий их вклад в совместную разработку и производство КТХ-2, имея за плечами накопленный опыт сотрудничества по программе F-16. По договору "Локхид" выступает как субподрядчик KAI и отвечает за изготовление крыла, а также за интеграцию различных систем машины и техническое содействие.

Осенью 1998-го "Самсунг" и "Локхид Мартин" образовали общую маркетинговую группу, известную как Международная компания Т-50 (TFIC).


Корейский Ка-32Т.

Формальный просмотр эскизного проекта проходил в июле 1999-го, а в следующем месяце утвердили общую компоновку КТХ-2. В сентябре начался выпуск производственных чертежей самолета.

В феврале 2000-ю на азиатском авиасалоне в Сингапуре компания "Кореан Аэроспейс" сообщила о присвоении проекту КТХ-2 нового обозначения - Т-50/А-50 "Голден Игл".

Особенностью Т-50 стало размещение боковых воздухозаборников под корневыми наплывами крыла. Двигатель "Дженерал Электрик" GE-404, известен своей экономичностью, а планер самолета проектировался так, чтобы исключить заводской ремонт. Системы самолета спроектированы с учетом обеспечения к ним прямого доступа. Все это способствовало снижению эксплуатационных расходов.

Как и F-16, "Голден Игл" имеет электродистанционную систему управления (ЭДСУ) и интегрированную кабину с двумя пятидюймовыми (12,5 см) цветными многофункциональными дисплеями (они крупнее тех, что устанавливаются на большинстве F-16, включая прошедшие модернизацию самолеты НАТО).

Широкоугольный индикатор на лобовом стекле и допускает пилотирование без отрыва рук от ручки управления самолетом и рычага управления двигателем (принцип HOTAS).

В вариантах учебно-боевого истребителя для вводной подготовки на Т-50В и штурмовик А-50 самолет "Голден Игл" будет оборудован многорежимной бортовой РЛС APG-67, как и на F-5E фирмы "Нотроп".

Руководство компании KAI признает преемственность машины от F-16, при этом отмечается, что в процессе разработки самолета, соответствующего требованиям ВВС республики Корея конструкторы неизбежно пришли бы к подобной компоновке.

Более того, несмотря на свой возраст, F-16 остается наиболее широко представленным самолетом из числа истребителей последнего поколения.

По крайней мере, в том, что касается летно-технических характеристик, авионики и оборудования, а потому "Голден Игл" может быть одинаково пригоден для обучения пилотов истребителей "Еврофайтер" "Тайфун", "Дассо" "Рафаль", F-15, "Локхид" F-22 "Рэптор" и "Локхид Мартин" F-35.

Т-50 также имеет новейшую цифровую кабину, которую можно легко перекомпоновать в соответствии с требованиями заказчика под определенный тип фронтового летательного аппарата.

Хотя "Голден Игл" внешне и выглядит как F-16, по ряду признаков это более современный самолет. Первый из шести опытных образцов (включая два планера для статических испытаний и два прототипа А-50) покинул сборочный цех в сентябре 2001-го и летом 2002-го совершил первый полет.

Ожидается, что летные испытания продлятся до середины 2005-го, хотя серийное производство самолета начнется в 2003-м. Поставка первой партии из 94 "Голден Игл" для ВВС Кореи запланирована на октябрь 2005-го. Видимо, выпуск машины продлится, как минимум, до 2010-го.

Южнокорейские ВВС будут получать "Голден Игл" в вариантах Т-50 для повышенной летной подготовки (вместо Т-38) и летчика-истребителя (вместо "Хока"). Тогда как А-50 - это легкий тактический истребитель (вместо F-5) с РЛС APG-67 и встроенной пушкой 61А1 калибра 20 мм с боезапасом 208 патронов. Министерство обороны Южной Кореи подтвердило заказ о приобретении 50 УТС Т-50 и 44 А-50.

Как ожидается, поставки "Голден Игл" на экспорт начнутся не раньше 2006-го, правда, рынок УТСов переполнен уже сейчас, и если заказчику не нужна сверхзвуковая скорость, то Т-50/А-50 окажутся на равных с другими самолетами.

По оценкам KAI и "Локхид Мартин", рыночный потенциал Т-50/А-50 превышает 600 машин, включая 300-350 самолетов для ВВС США для замены парка Т-38А/В.

Видимо, цена самолета в варианте УТС (Т-50) составит 18-20 млн. долл., тогда как легкого истребителя А-50 - около 22 млн. долл. Он не настолько дешев, чтобы составить альтернативу менее дорогим УТС типа "Аэрмакки" АМХ или МиГ-АТ, и, уж конечно, дороже проекта EADS "Мако", схожего с Т-50, но более перспективного.


"Супер Линкс".

УТСы EADS "Мако", "Аэрмакки" М-346 и Як-130 - это абсолютно современные летательные аппараты с перепрограммируемой электродистанционной системой управления, аэродинамические характеристики которых позволяет летать на больших углах атаки.

Параллельно с созданием Т-50 правительство Республики Корея проводило тендер на многоцелевой истребитель F-X и ударный вертолет АН-Х. Итоги последнего конкурса еще не объявлены, но с истребителем вопрос решен. Победителем стал американский F-15K несмотря на острую конкуренцию с российским Су-35, французским "Рафалем" и "Еврофайтером" EF-2000 "Тайфун". ВВС Южной Кореи намерены приобрести 40 машин F-15К.

Это еще раз подтверждает, что правительство страны прилагает все усилия для получения доступа к высоким технологиям, необходимым для решения амбициозной задачи по созданию собственной мощной авиационной промышленности.



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©2003 г. "Крылья Родины"

Оцифровано by GRISHAN
©2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100