Реклама... |
|
ВВС Южной Кореи сегодня находятся на пути к полной модернизации, хотя долгосрочные планы закупки новой техники могут быть урезаны из-за предполагаемого улучшения отношений с Северной Кореей.
Находящиеся на вооружении самолеты F-4 и F-5 фирмы "Мак Доннелл Дуглас" должны быть заменены 160-ю F-16, которые в основном построит "Корея Аэроспейс Индастриз" и А-50 той же фирмы.
Кроме того, ВВС Южной Кореи хотят иметь самолет F-X, который подобен таким тяжелым истребителям, как F-15K, "Тайфун" и "Рафаль". Рассматривался вопрос и о приобретении модификации Су-27.
Военно-транспортная авиация Южной Кореи имеет 12 "Локхид" С-130Н "Геркулес", в дополнение к ним приобретаются 20 CN-235 фирмы "Индонезией Аэроспейс". В отдаленной перспективе предполагается закупить до 20 C-130z. Для радиолокационной и радиотехнической разведок закупается восемь "Хаукеров" 800 ХР.
Имеется также потребность в четырех самолетах ДРЛО, которые планируется ввести в строй в 2008-м.
Сегодня в ВВС Южной Кореи эксплуатируются учебно-тренировочные самолеты Т-41 с поршневым двигателем, "Цессна" Т-37С с ТРД, которая постепенно вытесняет КТ-1 фирмы "Дэу" с ТВД, "Хок 67" фирмы "Бритиш Аэроспейс" (KAI) и Т-38 фирмы "Нортроп". Последние две машины планируется заменить самолетами Т-50 "Голден Игл" фирмы "Корея Аэроспейс Индастриз" (KAI), первый экземпляр которого поднялся в воздух летом 2002-го. Поставки намечены на 2005-й.
День 28 сентября 2001-го, когда из сборочного цеха выкатили первый Т-50 "Голден Игл", означал больше, чем окончание очередного этапа разработки довольно-таки скромного проекта учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика.
Это еще и дата, начиная с которой можно говорить о положительных результатах настойчивых попыток Кореи превратиться в страну с развитой авиационно-космической промышленностью и войти в состав лидирующих держав.
Компания KAI начинала программу Т-50 в надежде получить экспортные заказы, хотя главной идеей было строительство отечественного самолета для удовлетворения нужд государства.
Начальник штаба ВВС генерал И.С. Ли сказал, что чисто корейский самолет помог бы правительству в решении вопроса о налаживании отечественной оборонной промышленности с расчетом на свои силы.
Как скоростной боевой реактивный самолет (по сути, высокотехнологичный проект, и, как это ни удивительно, - эффектный).
Т-50 уже стал ярким символом общетехнического и научного прогресса Южной Кореи и получил высокую оценку президента Ким Дэ-Юнг. ВМС Южной Кореи имеют достаточно мощную авиацию, которая в основном предназначена для борьбы с подводными лодками.
Предполагается к восьми самолетам ПЛО Р-ЗС добавить еще столько же переоборудованных и модернизированных машин, находившихся ранее в ВМС США. Имеется также около 24-х палубных вертолетов "Супер Линкс" фирмы "Джи Кей Эн Вестленд".
В сухопутных силах Южной Кореи числятся 18 вертолетов СН-47, 140 UH-60Р, в большинстве своем произведенных "Кореан Эр". Для замены находящиеся в ВВС и сухопутных силах UH-1/H предполагается построить дополнительные UH-60Р. Командование сухопутных сил проводит сравнение вертолетов AH-64D, АН-1Z и Ка-52 с целью закупки до 60 боевых машин для замены АН-1F.
Имея мощную, глубоко укоренившуюся промышленную базу с хорошим финансированием, Южная Корея уже многие годы участвует в авиационно-космических проектах. Еще в 1979-м компания "Кореан Эр Лайнз" (KAL) организовала проектно-конструкторские предприятия.
Ее примеру последовали компании "Хона", "Дэу" и "Самсунг". С 1981-го компания KAL начала сборку самолетов "Нортроп" F-5E и вертолетов "Сикорский" UH-60Р.
Корейские компании выпускали детали и сборочные узлы для лайнеров: "Эрбас" А319 (реверсоры тяги производства) и "Эрбас" АЗЗО/340 (гондолы двигателей производства); "Боинг 717" (носовые отсеки), "Боинг 737" (элементы крыла), "Боинг 747" (шпангоуты верхней палубы, панели дорожек, нервюры крыла).
"Боинг 757" (неподвижные участки передней кромки крыла), "Боинг 767" (неподвижные участки передней кромки крыла), "Боинг 777" (элементы крыла); "Дэш 8" фирмы "Бомбардье" (хвостовое оперение); ВАЕ "Хок" (крылья для самолетов ВВС Южной Кореи), "Орион" (панели обшивки внешней части крыла); MD11 (элементы крыла производства KAL) и MD-80 (элементы фюзеляжа производства KAL).
Для вертолетов "Белл 412" фирма "Самсунг" сначала изготавливала хвостовые балки и элементы конструкции фюзеляжа, а позднее объем сборки машин довели до 93%.
Первый этап корейской государственной стратегии предусматривал создание авиакосмической промышленности и, прежде всего, учебно-тренировочного самолета для основной подготовки летчиков КТХ-1 или КИ-1 (Woong Bee - "Отличный полет"). Этот УТС с ТВД "Пратт-Уитни Канада" РТ6-62 сильно напоминает "Пилатус" РС-9.
За пятью опытными образцами для летных испытаний и четырьмя планерами для статических испытаний последовало производство 85 машин для ВВС Южной Кореи. Эксплуатация первого из них началась в ноябре 2000-го. ВВС планирует приобрести еще 20 КТ-1-ХКО в качестве передового пункта наведения авиации.
К концу октября 2001 -го поставили 28 КТ-1, которые заменили "Цесны" Т-37 и Т-41. В январе того же года от Индонезии поступил заказ на семь машин, поставка которых запланирована на январь 2003-го.
Одним из ранних и наиболее важных проектов производства авиационной техники является программа корейского истребителя KFP. В качестве его генерального подрядчика выступала компания "Самсунг Аэроспейс".
Она вместе с "Дэу" участвовала в лицензионном выпуске 108 истребителей F-16 в рамках контракта на 120 истребителей для корейских ВВС. Из них в республике Корея полностью собрали 72 машины.
Программа F-16 позволила Корее выйти на высокий технологический уровень. В рамках программы KFP-2 стоимостью 700 млн. долл., начиная с июля 2003-го будет поставлено еще 20 истребителей F-16C Блок 52.
Это поможет поддержать промышленность Кореи в рабочем состоянии до начала серийного производства Т-50, а также сохранит силовую структуру корейских ВВС с учетом задержки принятия на вооружение самолета "Голден Игл".
Следующим шагом Кореи на пути к самостоятельности станет производство нескольких типов летательных аппаратов, включая вертолеты: восьмиместного "Белл/Самсунг" SB427 и, возможно, KAL КМН отечественного кандидата в армейском конкурсе на ударный вертолет вспомогательного назначения в классе 6800 кг.
Наиболее важным пунктом на третьем этапе государственной стратегии станет переход к производству УТС "Голден Игл". Южная Корея начала исследование нового отечественного реактивного УТС/легкого штурмовика с высокими летно-техническими характеристиками еще в 1992-м.
В то время проект имел обозначение КТХ-2 (корейский экспериментальный УТС) и, по плану, УТС повышенной летной подготовки, должен был заменить Т-38 "Хок" Мк 67, а как истребитель-бомбардировщик и учебно-боевой истребитель сменить F-5.
После того как США приобрели самолеты Т-3 ("Слингзби" Т-67) и "Бич" Т-6JPATS ("Пилатус" РС-9). Америка представлялась вполне реалистичным рынком для зарубежных УТСов. Для "Дженерал Дайнемикс" КТХ-2 - это потенциальная замена самолета Т-38, в то же время эта компания считает, что в ближайшие 30 лет спрос на мировом рынке на УТС достигнет 3500 машин.
Базовую компоновку КТХ-2 приняли в середине 1995-го, но вскоре проект временно приостановили. Объявление министерства финансов и экономики Кореи о прекращении дальнейшего финансирования программы, на которую требовалось 1,3 трилл. вон, вызвало смятение в рядах участников программы.
В октябре 1999-го компания "Самсунг Аэроспейс", генеральный подрядчик по проекту КТХ-2, объединилась с авиационным отделением компании "Дэу Хэви Индастри" и с фирмой "Хонда Спейс энд Эркрафт".
В результате образовалось предприятие "Кореан Аэроспейс Индастриз". При этом ожидается, что в программе будет участвовать и "Кореан Эр Лайнз", выпуская заднюю секцию фюзеляжа.
Не имея иностранных инвесторов, корейское правительство оказалось вынуждено гарантировать размещение выпуска ценных бумаг новой авиакосмической компании в банках, у частных кредиторов и в промышленности.
В результате KAL обросла новыми современными компаниями: "Самсунг Текуин" (ранее "Самсунг Аэроспейс"), "Дэу Хэви Машинери" и "Хонда Моторс" (преемник компании "Хонда Спейс & Эркрафт"), у каждой из них оставалось по 28% акций.
Между тем, планируя и реализуя разного рода консолидации, корейское правительство продолжало искать зарубежного инвестора, который взял бы на себя 30% средств (130 милл. долл.) в новой компании.
Руководство компании KAI не могло продолжить программу КТХ-2, не имея источника финансирования. Лишь в июле 1997-го, когда правительство официально постановило приступить к продолжению программы, в развитии которой к тому времени наметилось серьезное отставание.
В том же месяце, представители "Локхид Мартин" подписали договор с компанией "Самсунг", оговаривающий их вклад в совместную разработку и производство КТХ-2, имея за плечами накопленный опыт сотрудничества по программе F-16. По договору "Локхид" выступает как субподрядчик KAI и отвечает за изготовление крыла, а также за интеграцию различных систем машины и техническое содействие.
Осенью 1998-го "Самсунг" и "Локхид Мартин" образовали общую маркетинговую группу, известную как Международная компания Т-50 (TFIC).
Формальный просмотр эскизного проекта проходил в июле 1999-го, а в следующем месяце утвердили общую компоновку КТХ-2. В сентябре начался выпуск производственных чертежей самолета.
В феврале 2000-ю на азиатском авиасалоне в Сингапуре компания "Кореан Аэроспейс" сообщила о присвоении проекту КТХ-2 нового обозначения - Т-50/А-50 "Голден Игл".
Особенностью Т-50 стало размещение боковых воздухозаборников под корневыми наплывами крыла. Двигатель "Дженерал Электрик" GE-404, известен своей экономичностью, а планер самолета проектировался так, чтобы исключить заводской ремонт. Системы самолета спроектированы с учетом обеспечения к ним прямого доступа. Все это способствовало снижению эксплуатационных расходов.
Как и F-16, "Голден Игл" имеет электродистанционную систему управления (ЭДСУ) и интегрированную кабину с двумя пятидюймовыми (12,5 см) цветными многофункциональными дисплеями (они крупнее тех, что устанавливаются на большинстве F-16, включая прошедшие модернизацию самолеты НАТО).
Широкоугольный индикатор на лобовом стекле и допускает пилотирование без отрыва рук от ручки управления самолетом и рычага управления двигателем (принцип HOTAS).
В вариантах учебно-боевого истребителя для вводной подготовки на Т-50В и штурмовик А-50 самолет "Голден Игл" будет оборудован многорежимной бортовой РЛС APG-67, как и на F-5E фирмы "Нотроп".
Руководство компании KAI признает преемственность машины от F-16, при этом отмечается, что в процессе разработки самолета, соответствующего требованиям ВВС республики Корея конструкторы неизбежно пришли бы к подобной компоновке.
Более того, несмотря на свой возраст, F-16 остается наиболее широко представленным самолетом из числа истребителей последнего поколения.
По крайней мере, в том, что касается летно-технических характеристик, авионики и оборудования, а потому "Голден Игл" может быть одинаково пригоден для обучения пилотов истребителей "Еврофайтер" "Тайфун", "Дассо" "Рафаль", F-15, "Локхид" F-22 "Рэптор" и "Локхид Мартин" F-35.
Т-50 также имеет новейшую цифровую кабину, которую можно легко перекомпоновать в соответствии с требованиями заказчика под определенный тип фронтового летательного аппарата.
Хотя "Голден Игл" внешне и выглядит как F-16, по ряду признаков это более современный самолет. Первый из шести опытных образцов (включая два планера для статических испытаний и два прототипа А-50) покинул сборочный цех в сентябре 2001-го и летом 2002-го совершил первый полет.
Ожидается, что летные испытания продлятся до середины 2005-го, хотя серийное производство самолета начнется в 2003-м. Поставка первой партии из 94 "Голден Игл" для ВВС Кореи запланирована на октябрь 2005-го. Видимо, выпуск машины продлится, как минимум, до 2010-го.
Южнокорейские ВВС будут получать "Голден Игл" в вариантах Т-50 для повышенной летной подготовки (вместо Т-38) и летчика-истребителя (вместо "Хока"). Тогда как А-50 - это легкий тактический истребитель (вместо F-5) с РЛС APG-67 и встроенной пушкой 61А1 калибра 20 мм с боезапасом 208 патронов. Министерство обороны Южной Кореи подтвердило заказ о приобретении 50 УТС Т-50 и 44 А-50.
Как ожидается, поставки "Голден Игл" на экспорт начнутся не раньше 2006-го, правда, рынок УТСов переполнен уже сейчас, и если заказчику не нужна сверхзвуковая скорость, то Т-50/А-50 окажутся на равных с другими самолетами.
По оценкам KAI и "Локхид Мартин", рыночный потенциал Т-50/А-50 превышает 600 машин, включая 300-350 самолетов для ВВС США для замены парка Т-38А/В.
Видимо, цена самолета в варианте УТС (Т-50) составит 18-20 млн. долл., тогда как легкого истребителя А-50 - около 22 млн. долл. Он не настолько дешев, чтобы составить альтернативу менее дорогим УТС типа "Аэрмакки" АМХ или МиГ-АТ, и, уж конечно, дороже проекта EADS "Мако", схожего с Т-50, но более перспективного.
УТСы EADS "Мако", "Аэрмакки" М-346 и Як-130 - это абсолютно современные летательные аппараты с перепрограммируемой электродистанционной системой управления, аэродинамические характеристики которых позволяет летать на больших углах атаки.
Параллельно с созданием Т-50 правительство Республики Корея проводило тендер на многоцелевой истребитель F-X и ударный вертолет АН-Х. Итоги последнего конкурса еще не объявлены, но с истребителем вопрос решен. Победителем стал американский F-15K несмотря на острую конкуренцию с российским Су-35, французским "Рафалем" и "Еврофайтером" EF-2000 "Тайфун". ВВС Южной Кореи намерены приобрести 40 машин F-15К.
Это еще раз подтверждает, что правительство страны прилагает все усилия для получения доступа к высоким технологиям, необходимым для решения амбициозной задачи по созданию собственной мощной авиационной промышленности.
|