"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


Взгляд в будущее

О предложениях АНТК имени А.Н.Туполева в области самолетостроения (Ту-334, Ту-324, Ту-330, Ту-230)



Ту-334

В последние дни октября 2002-го в прессе появилось сообщение о том, что в ОАО "Туполев" готовится техническое задание на разработку среднего транспортного широкофюзеляжного самолета Ту-330. Ожидается, что все необходимые для этого документы будут согласованы и утверждены в конце 2002-го.

Впервые об этой машине печать заговорила весной 1994-го после принятия постановления российского правительства № 369 от 23 апреля. Этим же документом предписывалось выпустить 10 машин головной серии Казанским авиационно-производственным объединением имени С.П.Горбунова , ныне выпускающим пассажирские Ту-214 (Ту-204-200).

Начало разработки Ту-330 на фоне явных успехов киевских самолетостроителей вызвало немало удивления как среди политиков и специалистов, так и прессы и первым вопросом последней был: "Зачем дублировать Ан-70?"

Ту-330, по заявлению ОАО "Туполев", представляет собой грузовой вариант Ту-204, освоенного в серийном производстве и сертифицированного для пассажирских и грузовых перевозок. При этом унификация двух машин достигает 75%.

По мнению разработчика, Ту-330 по сравнению с Ан-70 имеет минимальный риск в реализации проекта, меньшие в 2-3 раза сроки создания машины и затраты на производство, более быструю адаптацию к условиям эксплуатации, к системе управления воздушным движением и существующей инфраструктуре грузовых перевозок.

К числу преимуществ машины разработчик относит унификацию с пассажирским лайнером кабины экипажа и авионики, а также возможность эксплуатации различных типов новых российских пассажирских и транспортных самолетов одним и тем же летным и техническим составами с использованием единого комплекта контрольно-проверочного и наземного оборудования.

Обосновывая свои предложения, ОАО "Туполев" сделало также упор на необходимость обеспечения жизнедеятельности отдаленных регионов, не имеющих транспортных коммуникаций. Безусловно, очень важно обеспечивать снабжение труднодоступных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в которых сосредоточены основные природные ресурсы страны.

Говоря об унификации Ту-330, не следует забывать о том, что благие намерения обычно теряют свою привлекательность уже на завершающем этапе создания машины и от них порой не остается ни следа в ходе эксплуатации. За примерами ходить далеко не надо.

Достаточно вспомнить историю Ан-10 и Ан-12, Ту-16 и Ту-104, Ту-95 и Ту-114. Пассажирские лайнеры были созданы на базе военных довольно быстро, но и так же быстро ушли со сцены, а не унифицированный Ил-18 намного пережил своих конвертированных конкурентов.

Унификация ряда агрегатов машины, безусловно, сократит сроки ее разработки и стоимость, но в общем балансе эта составляющая будет незначительной. Видимо, самым главным преимуществом Ту-330 перед "украинским коллегой" являются двигатели ПС-90А, имеющие достаточно высокие ресурс и надежность по сравнению с винто-вентиляторными Д-27.

Если учесть доработанные Ил-76 с ТРДД ПС-90 и предполагаемое приобретение ВВС пассажирских Ту-214 уменьшение номенклатуры двигателей на военных самолетах значительно облегчит работу как снабженцев, так и наземного персонала. К тому же ПС-90 производятся на российских заводах. Менее существенен в этом отношении вклад унифицированной кабины.

Учитывая, что 2/3 всех грузов перевозится самолетами на расстояния от 1000 до 5000 км (по оценке ГосНИИ ГА и ЦНИИ-30 МО, оглашенной АНТК имени А. Н. Туполева), Ту-330 имеет лучшие характеристики и превосходит все другие самолеты этого класса.

На базе военно-транспортного Ту-330 впоследствии можно создать, в частности, самолет для транспортировки топлива и дозаправки боевых машин в воздухе, постановщик помех, поисково-спасательный вариант и летающий госпиталь, ретранслятор.


Ту-324

Гражданский вариант Ту-330 в герметичном грузовом отсеке длиной 19,5 м, шириной 4 м и высотой 4 м (под центропланом 3,5 м) сможет перевозить широкую номенклатуру грузов, включая международные стандартные контейнеры 1C и ICC, отечественные контейнеры УАК-2,5, УАК-5 и УАК-10, различную колесно-гусеничную технику, трубы для газопроводов и прочие длиномерные и крупногабаритные грузы, в том числе и животных и скоропортящиеся продукты. Эти же задачи может решать и Ан-70.

Ожидается, что объем продаж Ту-330 на зарубежном рынке до 2010-го достигнет 530 машин, в Российской Федерации -140-170 самолетов, включая 100 - для ВВС.

По своей схеме Ту-330 - моноплан с высокорасположенным крылом, оснащенным законцовками Уиткомба. На пилонах под крылом размещены два ТРДД ПС-90А с высокой степенью двухкон-турности.

По желанию заказчика на машине могут быть также установлены зарубежные RB.211-535F5 и PW2240 фирм "Роллс-Ройс" и "Пратт-Уитни" соответственно или перспективные отечественные двигатели НК-93.

Хвостовое оперение самолета -обычной схемы с переставным стабилизатором и рулями.

Шасси Ту-330 состоит из шести основных полностью автономных опор с тормозными колесами на каждой из них и носовой управляемой двухколесной стойкой. Шасси обеспечит эксплуатацию машины как с бетонированных, так и с грунтовых полос.

Для управления самолетом предложена центральная ручка (по типу истребительной) вместо традиционного штурвала.

Самолет будет оснащен современными цифровыми системами контроля параметров полета, а система навигации обеспечит автоматический полет по запрограммированным маршрутам.

Не исключается появление типоразмерного ряда грузовых машин, включая Ту-130 и Ту-230, разрабатываемых ныне АНТК имени А.Н. Туполева.


Ту-334

Первый из них Ту-130 с двигателями ТВ7-117С или TURBOPROP (1800 л.с.) разрабатывается в грузовом, грузопассажирском и конвертируемом вариантах, рассчитанных на транспортировку до 5500 кг грузов на расстояние до 1200 км со скоростью 550 км/ч. Предусматривается возможность использования альтернативного топлива - сжиженного природного газа.

Ту-230 с двигателями Д-436Т2 (для зарубежного покупателя с BR-715 или CFM-56) на базе научно-технического и производственного заделов по лайнерам Ту-334 (унификация до 70%), Ту-204 и грузового Ту-330. По расчетам, при взлетном весе 52,8 т машина сможет перевозить 12т грузов (максимальная нагрузка 18 т) на расстояние 3000 км со скоростью 800 км/ч. Потребная длина ВПП с искусственным покрытием не превысит 1800 м.

Из пассажирских самолетов следует отметить проект Ту-324. Разработка машины велась в соответствии с февральским 1996-го постановлением правительства РФ "О мерах государственной поддержки производства самолета Ту-324 в Казанском авиационном производственном объединении им. С.П.Горбунова".

Ту-324 предназначен для перевозки, в основном, до 46 пассажиров (в туристическом варианте с шагом кресел 810 мм). Но предусмотрели и иные варианты, в частности, смешанный на 10 мест с шагом кресел 930 мм и 30 кресел с шагом 810 мм, а также для транспортировки мелких грузов на авиалиниях протяженностью до 2500 км с использованием аэродромов с ВПП длиной до 1800 м. В дальнейшем предполагалось создать на базе мини-лайнера его административный вариант.

На первых машинах планировалась установка двигателей "Дженерал Электрик" CF 34-BI с последующим переходом на отечественные ЗМКБ "Прогресс" (Украина) или Р-126 разработки АМНТК "Союз".

На машине предусмотрели вспомогательную силовую установку и двери-трапы, обеспечивающие автономность эксплуатации самолета.

Начало серийного производства Ту-324 планировалось в 2000-м, но из-за отсутствия финансирования проект "заморозили".

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ТУ-324

Размах крыла, м

23,2

Длина, м

24,7

Высота, м

7,3

Взлетный вес макс., т

22,8

Вес коммерческой нагрузки макс., т

5,5

Скорость крейсерская, км/ч

800-850

Дальность, км

 

с 46 пассажирами

2500

с 10 пассажирами

7900

Удельный расход топлива при полете с максимальной нагрузкой на техническую дальность, г/пасс. км

26,9



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©2003 г. "Крылья Родины"

Оцифровано by GRISHAN
©2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100